Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЧАСТЬ II.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

3.3. Анализ состава и ассортимента продукции

 

Прежде чем перейти к анализу показателей, которые рассматриваются в этом подразделении, стоит обратить внимание на определения отдельных понятий.

Номенклатура продукции - это сгруппирован по существенными технико - экономическими признаками перечень изделий, отражается отдельной позицией (строкой).

Номенклатура продукции отражает систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении.

Ассортиментом называют специфицированный в установленном порядке и соответствующими документами (договор, контракт и т.п.) в пределах каждой позиции номенклатуры перечень продукции по видам, типами и т.п., которую предприятие обязано поставить определенным потребителям с учетом объема, качества, цен и т.д.

На практике различают полный (развернутый), групповой и внутригрупповой ассортимент.

Полный (развернутый) ассортимент включает все виды и разновидности изделий, которые производит предприятие.

Групповой ассортимент - это группа родственных изделий.

Внутригрупповой ассортимент - это изделия, входящие в определенную группу.

Под составом продукции предприятия понимают виды (группы), из которых они состоят.

Структура продукции - это удельный вес отдельных изделий в общем объеме их производства (реализации).

Выполнение плана (обязательств) с структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции предусмотренного соотношение ее отдельных видов, что в конце концов позволит, прежде всего, выполнить свои обязательства перед потребителями.

Изменение структуры продукции существенно влияет на изменение всех показателей деятельности предприятия, в частности стоимости продукции, средней цены, себестоимости, прибыли, рентабельности.

Однако прежде чем определить влияние изменения структуры на отдельные показатели, сначала стоит оценить выполнение плана производства продукции по структуре выпуска(табл. 3.6).

В зачет выполнения плана структуры (гр. 6) выбирается меньшая из величин, содержащихся в графах 2 и 5 (метод зачете). Коэффициент соблюдения плановой структуры составляет:

что свидетельствует о расхождения плановой и фактической структуры произведенной продукции.

 

 

 

 

Таблица 3.6

Выполнение плана производства за структурой

 

Вид

продукции

Производство продукции, грн.

Структура продукции, %

Фактический объем продукции за плановой структурой, грн.

Засчитывается в выполнение плана структуры, грн.

по

планом

фактич-

но

по плану

фактически

А

1

2

3

4

5

6

К

67500

74925

70,7

58,7

90291

74925

Л

22500

37545

23,6

29,4

30140

30140

М

2640

11880

2,8

9,3

3576

3576

Н

2800

3360

2,9

2,6

3703

3360

Вместе

95440

127710

100,0

100,0

127710

112001

 

В табл. 3.7 приведены промежуточные расчеты для оценки изменения объема продукции за счет ряда факторов, в том числе под влиянием структурных сдвигов.

Способом цепных подстановок рассчитаем влияние отдельных факторов на изменение объема продукции:

- изменение объема продукции в натуральном измерении

- изменение структуры продукции

грн.

- изменение цен

грн.

Совокупное влияние факторов на изменение объема продукции составляет: 36384 - 4084 - 10140 = 22160 грн.

Фактический объем продукции в сравнению с планом изменился на:

117600 - 95440 = 22160 грн.,

т.е. общее изменение объема продукции совпадает с изменением под совокупным влиянием всех факторов, свидетельствующих о правильности расчетов.

 

 

 

 

Таблица 3.7

Оценка влияния факторов на изменение объема продукции

 

Показатель

Виды продукции

Вместе

К

Л

М

Н

По плану

 

 

 

 

 

1. Количество, шт.

1500

500

400

100

2500

2. Цена, грн.

45

45

66

28

38,176

3. Стоимость, грн. (р.1хр.2)

67500

22500

2640

2800

95440

Фактически

 

 

 

 

 

4. Количество, шт.

1665

835

180

120

2800

5. Цена, грн.

42

42

50

30

42,0

6. Стоимость, грн. (р.4хр.5)

69930

35070

9000

3600

117600

Структура

 

 

 

 

 

7. По планом (с.1: г.1)100%

60,0

20,0

16,0

4,0

100,0

8. Фактически (с.4: с.4)100%

59,5

29,8

6,4

4,3

100,0

9. Фактическое количество по плановой структурой, грн. (с.4: р.7):100%

1680

560

448

112

2800

10. Фактический объем при плановой структуре и плановым ценам, грн.

(р.9 р.2)

75600

23520

29568

3136

131824

11. Фактический объем и структура, но плановым ценам, грн.

(р.4р.2)

74925

37575

11880

3360

127740

 

Результаты исследования состава и структуры продукции могут быть использованы в планировании, особенно при формировании планового ассортимента продукции.

Такие расчеты очень важны для предприятия с широким ассортиментом продукции, например, кондитерская, хлебобулочная промышленность и др.

В зависимости от особенности отрасли вся продукция может быть разделена на группы, подгруппы и отдельные изделия.

Для выявления соотношения между выпуском различных групп (подгрупп) продукции в натуральном измерении можно воспользоваться коэффициентом структуры, который определяется по формуле:

(3.8)

 

где Кij - коэффициент структуры i-го элемента относительно j-совокупности;

- средний темп прироста i-го элемента за исследуемый период;

- средний темп прироста j-ой совокупности за этот же период.

Понятия «элемент» и «совокупность» не можно считать всегда постоянными. Так, подгруппа продукции относительно группы есть элементом, а в отношении отдельного изделия - совокупности.

Если исходить из предпосылки инерционности системы, то есть из того, что тенденции, которые сложились в исследуемом периоде, будут с незначительными изменениями действовать и в плановом (прогнозном) периоде, то для построения проекта плана производства в натуральном измерении (ассортимент продукции) на основе коэффициента структуры можно воспользоваться такой зависимостью:

(3.9)

где yi(t+1)- объем производства і-го элемента в плановом периоде;

Тnp(j) - темп прироста j-ой совокупности в плановом периоде в сравнению с базисным периодом;

Кij - коэффициент структуры;

Yi(t) - значение и-го элемента в базовом периоде.

Следовательно, если известно значение общего объема продукции, формирование производственной программы в натуральном измерении осуществляется в такой последовательности: группы, подгруппы, отдельные изделия. К вдобавок к проведению расчетов по формуле (3.9) необходимо предварительно рассчитать совокупность коэффициентов структуры.

Указанная методика формирования производственной программы была реализована на ЭВМ для кондитерской промышленности Украины еще в 70-80-х годах прошлого века.

В процессе проведения экономического анализа важно выявить и оценить тенденции и закономерности изменения показателей продукции в стоимостном и натуральном особенно измерениях, что существенно при формировании текущих и перспективных планов. С этой целью используются ряды динамики, уровни которых должны быть сопоставимы. Эти требования касаются прежде всего стоимостных показателей.

Методика расчета системы аналитических характеристик рядов динамики представлена в табл. 2.2.

В табл. 3.8 приведены результаты анализа динамического ряда, уровни которых отражают производство продукции по пятилетку и базисный год, то есть год, предшествующий первом году пятилетки.

В современных условиях потребителя интересует не только общий объем продукции, а конкретные товары, которые удовлетворяют его потребности. Поэтому важное значение приобретает оценка ассортиментной политики предприятия. Анализ следует проводить не только по групповым ассортиментом, но и по всем видам продукции, потому что только таким образом можно связать производство и потребление продукции (спрос и предложение).

Для оценки выполнения плана по ассортимента используется три способа.

Первый способ - по наименьшему процентом - за показатель выполнения плана по ассортименту принимается самый низкий процент выполнения плана производства среди позиций, по которым план не выполнен.

Второй способ - по среднему процентом - наиболее распространенный в расчетах выполнения плана по ассортимента. По этому способу в выполнение плана по ассортименту зачисляются фактический выпуск продукции, но не выше планового задания (способ зачете).

Третий способ - базируется на сопоставлении числа изделий, по которым план выполнен, к общему количеству запланированных видов продукции.

В табл. 3.9 приведены данные, по которым можно рассчитать выполнение плана по ассортименту тремя методами.

План производства продукции в целом выполнен на 100,8%. Одновременно по двум позициям плановое задание не выполнено.

Выполнение плана по ассортименту составляет:

- первым способом К =91,7%, поскольку это самый низкий процент выполнения плана производства продукции;

- вторым способом

- третьим способом

где Кас - выполнение плана по ассортименту;

m - количество видов продукции обязательной номенклатуры, по которым плановое задание не выполнено;

n - общее количество видов продукции обязательной номенклатуры.

Результаты расчетов свидетельствуют, что независимо от способа расчета можно констатировать о невыполнении плана по ассортимента.

Такое положение с выполнением плана по ассортимента может привести к нарушению договорных обязательств, недоукомплектования поставок и других негативных последствий для потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.8

Анализ ряда динамики

 

Год

Объем продукции, тыс. т

Абсолютный прирост, тыс. т

Темп роста, %

Темп прироста, %

Размер 1% прироста, тыс. т

y1%=yi-1:100

цепной

y’=yi - yi-1

базисный

y=yi - y0

цепной

Tp=(yi: yi-1)x100

базисный

Tp=(yi: y0)100

цепной

Тnр = T’г-100

базисный

Тnг = Tг-100

2000

22,6

-

 

100,0

100,0

-

-

-

2001

23,4

0,8

0.8

103,2

103,2

3,2

3,2

0,226

2002

25,1

1,7

2,5

107,3

111,1

7,3

11,1

0,234

2003

27,0

1,9

4,4

107,6

119,5

7,6

19,5

0,251

2004

28,9

1,9

6,3

107,0

127,9

7,0

27,9

0,270

2005

30,5

1,6

7,9

105,5

134,9

5,5

34,9

0,289

Среднее

значение

28,0

1,58

105,1

5,1

0,31

 

 

Таблица 3.9

Выполнение плана выпуска продукции с ассортимента, тыс. грн.

 

Вид продукции

Отчетный период

Выполнение плана, % (гр.2: гр.1) • 100

Засчитывается в выполнение плана по ассортимента

по плану

фактически

А

1

2

3

4

К

200

190

95,0

190

л

150

150

100,0

150

м

250

270

108,0

250

н

60

55

91,7

55

Вместе

660

665

100,8

645

 

В процессе анализа и формирования плана производства следует обратить внимание на обновление и расширение ассортимента продукции. В результате обновления осуществляется замена старых изделий на новые, более совершенные. Инновации (нововведения) особенно важны для предприятий, производят средства производства. Следует различать расширение и обновление ассортимента. В результате обновления создаются и производятся инновации, которые являются качественно новыми изделиями с лучшими техническими, эргономическими, потребительскими свойствами, не имеющие аналогов. Расширение может осуществляться и за счет традиционных изделий.

Обновление производственной программы оценивается с помощью коэффициента обновления ассортимента, который определяется как отношение числа нововведений к общему числу изделий или стоимость нововведений к стоимости всей произведенной продукции.

Одновременно следует оценить удельный вес устаревших образцов изделий в объеме произведенной продукции. Желательно также сопоставить объем нововведений и устаревших образцов продукции в натуральном и стоимостном измерениях.

Без обновления продукции в любое предприятие будет терять свою конкурентоспособность, долю на рынке.