ЧАСТЬ II.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОДУКЦИИ
3.3. Анализ состава и ассортимента
продукции
Прежде чем перейти к анализу
показателей, которые рассматриваются в этом подразделении, стоит обратить внимание на
определения отдельных понятий.
Номенклатура продукции - это
сгруппирован по существенными технико - экономическими признаками перечень изделий,
отражается отдельной позицией (строкой).
Номенклатура продукции отражает
систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в
натуральном выражении.
Ассортиментом называют
специфицированный в установленном порядке и соответствующими документами (договор,
контракт и т.п.) в пределах каждой позиции номенклатуры перечень продукции по видам,
типами и т.п., которую предприятие обязано поставить определенным потребителям с
учетом объема, качества, цен и т.д.
На практике различают полный
(развернутый), групповой и внутригрупповой ассортимент.
Полный (развернутый) ассортимент
включает все виды и разновидности изделий, которые производит предприятие.
Групповой ассортимент - это группа
родственных изделий.
Внутригрупповой ассортимент - это
изделия, входящие в определенную группу.
Под составом продукции предприятия
понимают виды (группы), из которых они состоят.
Структура продукции - это удельный вес
отдельных изделий в общем объеме их производства (реализации).
Выполнение плана (обязательств) с
структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции предусмотренного
соотношение ее отдельных видов, что в конце концов позволит, прежде всего, выполнить
свои обязательства перед потребителями.
Изменение структуры продукции существенно
влияет на изменение всех показателей деятельности предприятия, в частности стоимости
продукции, средней цены, себестоимости, прибыли, рентабельности.
Однако прежде чем определить влияние изменения
структуры на отдельные показатели, сначала стоит оценить выполнение плана
производства продукции по структуре выпуска(табл. 3.6).
В зачет выполнения плана структуры
(гр. 6) выбирается меньшая из величин, содержащихся в графах 2 и 5 (метод
зачете). Коэффициент соблюдения плановой структуры составляет:
что
свидетельствует о расхождения плановой и фактической структуры произведенной продукции.
Таблица 3.6
Выполнение плана производства за
структурой
Вид
продукции
|
Производство продукции, грн.
|
Структура продукции, %
|
Фактический объем продукции за
плановой структурой, грн.
|
Засчитывается в выполнение плана
структуры, грн.
|
по
планом
|
фактич-
но
|
по плану
|
фактически
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
К
|
67500
|
74925
|
70,7
|
58,7
|
90291
|
74925
|
Л
|
22500
|
37545
|
23,6
|
29,4
|
30140
|
30140
|
М
|
2640
|
11880
|
2,8
|
9,3
|
3576
|
3576
|
Н
|
2800
|
3360
|
2,9
|
2,6
|
3703
|
3360
|
Вместе
|
95440
|
127710
|
100,0
|
100,0
|
127710
|
112001
|
В табл. 3.7 приведены промежуточные
расчеты для оценки изменения объема продукции за счет ряда факторов, в том
числе под влиянием структурных сдвигов.
Способом цепных подстановок
рассчитаем влияние отдельных факторов на изменение объема продукции:
- изменение объема продукции в
натуральном измерении
- изменение структуры продукции
грн.
- изменение цен
грн.
Совокупное влияние факторов на изменение
объема продукции составляет: 36384 - 4084 - 10140 = 22160 грн.
Фактический объем продукции в
сравнению с планом изменился на:
117600 - 95440 = 22160 грн.,
т.е.
общее изменение объема продукции совпадает с изменением под совокупным влиянием всех
факторов, свидетельствующих о правильности расчетов.
Таблица 3.7
Оценка влияния факторов на изменение
объема продукции
Показатель
|
Виды продукции
|
Вместе
|
К
|
Л
|
М
|
Н
|
По плану
|
|
|
|
|
|
1.
Количество, шт.
|
1500
|
500
|
400
|
100
|
2500
|
2. Цена,
грн.
|
45
|
45
|
66
|
28
|
38,176
|
3. Стоимость,
грн. (р.1хр.2)
|
67500
|
22500
|
2640
|
2800
|
95440
|
Фактически
|
|
|
|
|
|
4.
Количество, шт.
|
1665
|
835
|
180
|
120
|
2800
|
5. Цена,
грн.
|
42
|
42
|
50
|
30
|
42,0
|
6.
Стоимость, грн. (р.4хр.5)
|
69930
|
35070
|
9000
|
3600
|
117600
|
Структура
|
|
|
|
|
|
7. По
планом (с.1:∑
г.1)∙100%
|
60,0
|
20,0
|
16,0
|
4,0
|
100,0
|
8.
Фактически (с.4:∑
с.4)∙100%
|
59,5
|
29,8
|
6,4
|
4,3
|
100,0
|
9.
Фактическое количество по плановой структурой, грн. (с.4:∑ р.7):100%
|
1680
|
560
|
448
|
112
|
2800
|
10.
Фактический объем при плановой структуре и плановым ценам, грн.
(р.9 ∙р.2)
|
75600
|
23520
|
29568
|
3136
|
131824
|
11.
Фактический объем и структура, но плановым ценам, грн.
(р.4∙р.2)
|
74925
|
37575
|
11880
|
3360
|
127740
|
Результаты исследования состава и
структуры продукции могут быть использованы в планировании, особенно при
формировании планового ассортимента продукции.
Такие расчеты очень важны для
предприятия с широким ассортиментом продукции, например, кондитерская,
хлебобулочная промышленность и др.
В зависимости от особенности отрасли
вся продукция может быть разделена на группы, подгруппы и отдельные изделия.
Для выявления соотношения между
выпуском различных групп (подгрупп) продукции в натуральном измерении можно
воспользоваться коэффициентом структуры, который определяется по формуле:
(3.8)
где
Кij - коэффициент структуры i-го элемента относительно j-совокупности;
-
средний темп прироста i-го элемента за исследуемый период;
-
средний темп прироста j-ой совокупности за этот же период.
Понятия «элемент» и «совокупность» не
можно считать всегда постоянными. Так, подгруппа продукции относительно группы есть
элементом, а в отношении отдельного изделия - совокупности.
Если исходить из предпосылки
инерционности системы, то есть из того, что тенденции, которые сложились в
исследуемом периоде, будут с незначительными изменениями действовать и в плановом (прогнозном)
периоде, то для построения проекта плана производства в натуральном измерении
(ассортимент продукции) на основе коэффициента структуры можно воспользоваться такой
зависимостью:
(3.9)
где
yi(t+1)- объем производства і-го элемента
в плановом периоде;
Тnp(j) - темп прироста j-ой совокупности в плановом периоде в
сравнению с базисным периодом;
Кij - коэффициент структуры;
Yi(t) - значение и-го элемента в
базовом периоде.
Следовательно, если известно значение
общего объема продукции, формирование производственной программы в натуральном
измерении осуществляется в такой последовательности: группы, подгруппы, отдельные изделия. К
вдобавок к проведению расчетов по формуле (3.9) необходимо предварительно
рассчитать совокупность коэффициентов структуры.
Указанная методика формирования
производственной программы была реализована на ЭВМ для кондитерской промышленности
Украины еще в 70-80-х годах прошлого века.
В процессе проведения экономического
анализа важно выявить и оценить тенденции и закономерности изменения показателей
продукции в стоимостном и натуральном особенно измерениях, что существенно при
формировании текущих и перспективных планов. С этой целью используются ряды
динамики, уровни которых должны быть сопоставимы. Эти требования касаются прежде всего
стоимостных показателей.
Методика расчета системы
аналитических характеристик рядов динамики представлена в табл. 2.2.
В табл. 3.8 приведены результаты
анализа динамического ряда, уровни которых отражают производство продукции по
пятилетку и базисный год, то есть год, предшествующий первом году пятилетки.
В современных условиях потребителя интересует
не только общий объем продукции, а конкретные товары, которые удовлетворяют его
потребности. Поэтому важное значение приобретает оценка ассортиментной политики
предприятия. Анализ следует проводить не только по групповым ассортиментом, но и
по всем видам продукции, потому что только таким образом можно связать
производство и потребление продукции (спрос и предложение).
Для оценки выполнения плана по
ассортимента используется три способа.
Первый способ - по наименьшему
процентом - за показатель выполнения плана по ассортименту принимается самый низкий
процент выполнения плана производства среди позиций, по которым план не выполнен.
Второй способ - по среднему
процентом - наиболее распространенный в расчетах выполнения плана по
ассортимента. По этому способу в выполнение плана по ассортименту зачисляются
фактический выпуск продукции, но не выше планового задания (способ зачете).
Третий способ - базируется на
сопоставлении числа изделий, по которым план выполнен, к общему количеству
запланированных видов продукции.
В табл. 3.9 приведены данные, по которым
можно рассчитать выполнение плана по ассортименту тремя методами.
План производства продукции в целом
выполнен на 100,8%. Одновременно по двум позициям плановое задание не выполнено.
Выполнение плана по ассортименту составляет:
- первым способом К =91,7%, поскольку это самый низкий
процент выполнения плана производства продукции;
- вторым способом
- третьим способом
где
Кас - выполнение плана по ассортименту;
m - количество видов продукции
обязательной номенклатуры, по которым плановое задание не выполнено;
n - общее количество видов
продукции обязательной номенклатуры.
Результаты расчетов свидетельствуют, что
независимо от способа расчета можно констатировать о невыполнении плана по
ассортимента.
Такое положение с выполнением плана по
ассортимента может привести к нарушению договорных обязательств,
недоукомплектования поставок и других негативных последствий для потребителей.
Таблица 3.8
Анализ ряда
динамики
Год
|
Объем продукции, тыс. т
|
Абсолютный прирост, тыс. т
|
Темп роста, %
|
Темп прироста, %
|
Размер 1% прироста, тыс. т
∆y1%=yi-1:100
|
цепной
∆y’=yi -
yi-1
|
базисный
∆y=yi -
y0
|
цепной
T’p=(yi: yi-1)x100
|
базисный
T’p=(yi: y0)∙100
|
цепной
Тnр = T’г-100
|
базисный
Тnг = Tг-100
|
2000
|
22,6
|
-
|
|
100,0
|
100,0
|
-
|
-
|
-
|
2001
|
23,4
|
0,8
|
0.8
|
103,2
|
103,2
|
3,2
|
3,2
|
0,226
|
2002
|
25,1
|
1,7
|
2,5
|
107,3
|
111,1
|
7,3
|
11,1
|
0,234
|
2003
|
27,0
|
1,9
|
4,4
|
107,6
|
119,5
|
7,6
|
19,5
|
0,251
|
2004
|
28,9
|
1,9
|
6,3
|
107,0
|
127,9
|
7,0
|
27,9
|
0,270
|
2005
|
30,5
|
1,6
|
7,9
|
105,5
|
134,9
|
5,5
|
34,9
|
0,289
|
Среднее
значение
|
28,0
|
1,58
|
105,1
|
5,1
|
0,31
|
Таблица 3.9
Выполнение плана выпуска продукции с
ассортимента, тыс. грн.
Вид продукции
|
Отчетный период
|
Выполнение плана, % (гр.2: гр.1) •
100
|
Засчитывается в выполнение плана по
ассортимента
|
по плану
|
фактически
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
К
|
200
|
190
|
95,0
|
190
|
л
|
150
|
150
|
100,0
|
150
|
м
|
250
|
270
|
108,0
|
250
|
н
|
60
|
55
|
91,7
|
55
|
Вместе
|
660
|
665
|
100,8
|
645
|
В процессе анализа и формирования
плана производства следует обратить внимание на обновление и расширение ассортимента
продукции. В результате обновления осуществляется замена старых изделий на новые,
более совершенные. Инновации (нововведения) особенно важны для предприятий,
производят средства производства. Следует различать расширение и обновление
ассортимента. В результате обновления создаются и производятся инновации, которые являются
качественно новыми изделиями с лучшими техническими, эргономическими, потребительскими
свойствами, не имеющие аналогов. Расширение может осуществляться и за счет
традиционных изделий.
Обновление производственной программы
оценивается с помощью коэффициента обновления ассортимента, который определяется как
отношение числа нововведений к общему числу изделий или стоимость
нововведений к стоимости всей произведенной продукции.
Одновременно следует оценить удельный вес
устаревших образцов изделий в объеме произведенной продукции. Желательно также
сопоставить объем нововведений и устаревших образцов продукции в натуральном и
стоимостном измерениях.
Без обновления продукции в любое
предприятие будет терять свою конкурентоспособность, долю на рынке.