Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЧАСТЬ II.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

3.2. Анализ выполнения плана и динамики производства и реализации продукции

 

Оценка напряженности плана осуществляется путем сравнения планового объема производства продукции с средней мощностью:

(3.1)

где К - коэффициент напряженности планового задания;

Qпл - объем производства продукции за планом;

- плановая средняя производственная мощность предприятия.

Чем больше коэффициент напряженности планового задания, тем лучше предполагается использовать производственную мощность предприятия.

Выполнение плана и динамика производства и реализации продукции определяется путем сравнения фактических (отчетных) значений показателей с плановыми значениями и данными предыдущего периода. Оцениваются абсолютные изменения (абсолютный прирост или снижение) и относительные изменения (темпы роста, прироста). Следует также определить абсолютное значение 1% прироста.

Для оценки статистических характеристик динамического ряда производства или реализации продукции рассчитываются темпы роста и прироста (базисные и цепные), а также среднегодовые показатели (среднегодовой абсолютный прирост, среднегодовые темпы роста и прироста).

Анализ выполнения плана и динамики производства продукции может осуществляться по следующей схеме (табл. 3.1).

Итак, как свидетельствуют данные таблицы 3.1, в целом по всем видам продукции план производства выполнен на 101,6%. Сверх плана изготовлено продукции на 2 тыс. игры. По сравнению с предыдущим периодом объем продукции вырос на 11,3% (111,3 - 100), что в абсолютном выражении составляет 13 тыс. игры. Каждый процент прироста продукции обеспечил в сравнению с планом 1,26 тыс. игры, а в сравнении с предыдущим периодом 1,15 тыс. грн.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что продукции Л по сравнению с планом было изготовлено всего на 81,3%, а в сравнению с предыдущим периодом - на 86,7%. В результате недодано продукции соответственно на 3 тыс. грн. и 2 тыс. грн. Это требует тщательной проверки причин снижение производства указанной продукции.

В рыночных условиях большое значение приобретает оценка выполнения договорных обязательств, которая может быть осуществлена двумя методами.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1

Анализ выполнения плана и динамики продукции

 

Вид

продукции

Производство продукции, тыс. грн.

Абсолютное

отклонение: (+,")

Фактическое значение в %

к

Абсолютный размер 1% прироста в отношении:

В

впереди.

периоде

в текущем периоде

по

планом

по

отчетом

(фактически)

плана

(гр.З-

гр.2)

впереди.

периода

(гр.З-

гр.1)

плана

впереди.

периода

плана (гр.2:100)

впереди, периода (гр.1:100)

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

К

25

28

30

+ 2

+ 5

107,1

120,0

0,28

0,25

Л

15

16

13

-3

-2

81,3

86,7

0,16

0,15

М

45

47

50

+ 3

+ 5

106,4

111,1

0,47

0,45

Н

30

35

35

-

+ 5

100,0

116,7

0,35

0,30

Вместе

115

126

128

+ 2

+ 13

101,6

111,3

1,26

1,15

 

Первый метод предусматривает оценку выполнения договорных обязательств на основании объема недопоставленной продукции; второй - предусматривает использование метода зачета. Согласно последнему в зачет засчитывается фактическое поставки продукции, но не выше договорного, то есть с значений договорного и фактического поставки в зачет засчитывается меньше.

Промежуточные расчеты для оценки выполнения договорных обязательств приведены в табл. 3.2.

 

Таблица 3.2

Промежуточные расчеты для оценки выполнение договорных

обязательств

тыс. грн.

Вид

продукции

Поставки

Недопоставлено продукции - (гр.2-гр.1)

Зачтено в выполнение договорных обязательств

по

договором

фактически

А

1

2

3

4

К

25

27

-

25

Л

15

12

3

12

М

40

45

-

40

Н

С0

С0

-

С0

Вместе

110

114

3

107

По первому методу выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:

(3.2)

где Идз - показатель выполнения договорных обязательств;

Qд - общий объем поставки продукции по договору;

Qн - общий объем недопоставленной продукции.

По методу зачета выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:

(3.3)

где Qзд - зачтено продукции в выполнения плана договорных обязательств в целом по всему ассортименту продукции.

Таким образом, вследствие недопоставки продукции Л договорные обязательства выполнены на 97,3%.

Выполнения договорных обязательств следует оценивать как комплексный показатель, который учитывает кроме стоимостных объемных показателей также качество продукции, ассортимент продукции, сроки поставок.

На завершающем этапе следует определить причины и виновников срыва договорных обязательств по всем позициям (объем, ассортимент, качество, сроки).

Анализ выполнения плана, обязательств и динамики по продукции проводится в сопоставимых ценах, поскольку только при таких условий можно оценить объективные изменения объема произведенной или реализованной продукции. Если в распоряжении аналитика есть в наличии объем продукции в действующих ценах (рq, где р - цена единицы продукции, а q - количество единиц продукции в натуральном измерении), то для приведения объема продукции в сопоставимые цены, необходимо имеющиеся данные разделить на индекс цен (рq:p).

По данным стоимости продукции в действующих ценах за разные периоды можно оценить влияние цен и объема продукции в натуральном измерении на изменение стоимости продукции (табл. 3.3).

Аналогично схемам проведения анализа объема производства продукции проводится анализ реализованной продукции.

При анализе реализованной продукции следует оценить влияние отдельных элементов, которые определяют ее объем.

Для этой цели предварительно складываются балансы продукции.

Если выручка от реализации продукции рассчитывается по отгруженной продукцией (метод начисления), то баланс продукции имеет следующий вид:

(3.4)

где ЗГп, ЗГк - остатки готовой продукции на складе и в пути соответственно на начало и конец периода;

В - объем произведенной продукции в отчетном периоде;

Р - объем реализованной продукции.

Отсюда выручка от реализации составляет:

(3.5)

Если выручка от реализации определяется после оплаты отгруженной продукции (кассовый метод),то товарный баланс можно записать так:

(3.6)

где ЗВп, ЗВк - остатки отгруженной продукции неоплаченные покупателем соответственно на начало и конец периода.

Из формулы (3.6):

(3.7)

 

 

 

 

Таблица 3.3

Оценка влияния изменений физического объема и средних цен на изменение объема

отдельных групп однородной продукции

 

Группы однородной продукции

Предыдущий

период

Отчетный период

Средняя цена

Отклонение стоимости продукции в отчетном периоде в сравнении 3 пред., тыс. грн. (гр.4-гр.2)

В том числе под влиянием изменений:

киль

кость,

шт.

стоимость продукции в действующих ценах, тыс. грн.

киль

кость,

шт.

стоимость продукции в действующих ценах, тыс. грн.

впереди, период тыс. грн. (гр.2:гр.1)

отчетный период, тыс. грн. (гр.4:гр.З)

физического объема, тыс. грн. (гр.З- гр.1) х хгр.5

средней цены, тыс. грн. (гр.6- гр.5) х хгр.З

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

К

10

15,0

12

16,8

1,5

1,4

1,8

3,0

-1,2

Л

12

12,0

15

16,5

1,0

1,1

4,5

3,0

1,5

М

8

6,4

7

4,9

0,8

0,7

-1,5

-0,8

-0,7

Н

15

27,0

16

30,4

1,8

1,9

3,4

1,8

1,6

Вместе

-

60,4

-

68,6

-

-

8,2

7,0

1,2

 

Для оценки влияния факторов на величину реализованной продукции рассмотрим баланс продукции на основании условных данных (табл. 3.4).

На основании предыдущей таблицы можно оценить выполнение плана по реализации продукции (табл. 3.5)

Как свидетельствуют данные таблицы 3.5, фактический выпуск продукции опередил объем реализованной продукции, что связано с ростом остатков готовой продукции на складе и отгруженной. По результатам анализа необходимо выяснить причины, что обусловили рост остатков готовой продукции, и разработать мероприятия по устранение таких недостатков.

 

Таблица 3.4

Баланс продукции

тыс. грн.

Показатель

Отчетный период

Абсолютное отклонение от плана (гр.2-гр.1)

по плану

фактически

А

1

2

3

1. Остатки готовой продукции на складе и отгруженной на начало периода

500

450

-50

2. Выпуск продукции в ценах плана

60000

65500

+5500

3. Остатки готовой продукции на складе и отгруженной на конец периода

400

600

+200

4. Реализованная продукция (р.1 + р.2 - р.З)

60100

65350

5250

 

Таблица 3.5

Оценка выполнения плана по реализации продукции

 

Показатель

Отчетный период, тыс. грн.

Процент выполнения плана (гр.2:гр.1) • 100

по плану

фактически

А

1

2

3

1. Выпуск продукции

60000

65500

109,2

2. Изменение остатков готовой продукции

- 100

+ 150

 

3. Объем реализованной продукции (р.1-р.2)

60100

65350

108,7