И СЕМЕСТР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Урок № 15
Тема: имя Существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Цель: систематизировать полученные учащимися в предыдущих классах знания об имени существительном как часть речи, совершенствовать умение распознавать существительные, определять его морфологические признаки, выяснять синтаксическую роль; развивать логическое мышление, устная и письменная речь; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: комбинированный урок (повторение изученного; обобщение и систематизация изученного).
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Анализ материала с целью повторения и систематизации ранее полученных знаний.
Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 84.
Выборочный диктант. Выписать существительные, ставя каждый в именительном падеже единственного числа (в начальной форме). Определить род каждого из существительных.
Не учи орла летать, а рыбу плавать. Знать сокола по полету, а молодца с осанки. Воробьев бояться - проса не сеять. Нет сороки, чтобы от своего языка не страдала.
Народное творчество.
Работа у доски. Записать предложения. Объяснить лексическое и грамматическое значение выделенного слова. В предложениях указать существительные. Определить род, число и падеж каждого существительного. Подчеркнуть члены предложения, выяснить синтаксическую роль каждого из существительных.
Я утром голос горлицы люблю. Горячий лоб к оконному стеклу притулю. Скрипучие тормоза первого трамвая я забываю, совсем забываю.
Л. Костенко.
II. Систематизация ранее усвоенного теоретического материала.
Работа с учебником. Обработка таблицы и чтение правила на с. 47.
III. Выполнение упражнений на применение систематизированных знаний.
Объяснительный диктант. Указать существительные, определить род, число, падеж каждого. Выяснить его синтаксическую роль.
Народы к свободе идут от природы. (К. Сакович.) Когда потомки плохо усваивают уроки истории, эти уроки обычно повторяются. (М. Левицкий.) Копытом до души не достучишься. (М. Полотай).
Обучающий диктант. Существительные подчеркнуть. Объяснить лексическое и грамматическое значение выделенных существительных. Определить их род, число, падеж.
1. Украинцы любили ласточку и считали ее Божьей птичкой. В колядках эта птица предвещает хозяину благосостояние, а семь’й обещает благополучие и счастье. Ласт’їне гнідечко под крышей считалось за добрую примету. Разрушить его - большой грех. На лице виновного с’появится невивідне веснушки. Ласточка может и отомстить. Она будет летать до коровы и портить молоко.
Из этнографического справочника.
2. Погодой на сенокосе заведовала наша фамильная ворона. Она безупречно угадывала приближение дождя еще при безоблачном ясном небе. После того, как она крякнете трижды специальным голосом, дед начинал ни с того ни с сего кашлять и зевать. Мы бросали грабли и вилы и падали сонные под копны. Один дядя не подвергался воронячим чарам, он трясся от гнева и кричал: “Киш, нечистая сила!”
По А. Довженко.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
П. 8, упражнение 88.