Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

 

Урок № 14

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ МЯГКОГО ЗНАКА И АПОСТРОФА

 

Цель: повторить трудные случаи правописания мягкого знака и апострофа; формировать правописные умения; совершенствовать умение находить и исправлять орфографические ошибки в писемному речи; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к родному языку, а также ощущение ее красоты как основы эстетического воспитания.

Внутрішньопредметні связи:

Синтаксис: предложение, текст.

Межпредметные связи:

Народоведение: рождественские обычаи украинцев.

Русский язык: фонетические и орфографические особенности некоторых слов, отличных от украинских.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников по теме

Выполнение тестовых заданий

1. Отметьте строку, в которой во всех словах правильно приняты мягкий знак.

А Уменьшить, меленько, кобзарь, количество;

Бы цацкаться, шпиндбль, возьмите, кіньчик;

В нянчить, узнает, медальон, принесите;

Г на сопільці, уманский, украинский, сядешь.

 

2. Отметьте строку, в которой во всех словах на месте пропущенных букв следует писать мягкий знак.

А Т..охать, учител..с..кий, пис..ня, сяд..мо;

Бы гарнен..ко, спил..ніст.., Уман..щина, мизин..чик;

В щіл. ный, собственнический, кон..с..кий, Гор..кий;

Г людс..кость, т..мяний, рез..бяр, виз..міть.

 

3. Отметьте строку, в которой во всех словах на месте пропущенных букв .слід писать мягкий знак.

А Трын..палачи, близен..ко, велетен..ский, вишен..эти;

Бы умень..шить, ущіл.лновати, запишітеся, війс..ко;

В олівец.., бояз..кий, врач.., учительнице;

Г приношение..то, ган..ба, швец.., вознос..ся.

 

4. Отметьте строку, в которой во всех словах на месте пропущенных букв следует писать мягкий знак.

А Пол..с..кий, нян..чить, держал..это, бат..ківс..кий;

Бы рыбал..ство, играются, четырем, Коростен..щина;

В снігурон..эти, гуцул..с..кий, лял..эти, вол..с..кий;

Г киц..ка, рыбал..эти, дівчинон..эти, гал..чэня.

 

5. Отметьте строку, в котором употребление мягкого знака во всех словах соответствует нормам украинского правописания.

А Грильяж, попадья, гарцующий, розмазьня, проснись;

Бы редьке, близость, в'язькість, Федьчишин, блюду;

В головушке, рыбалке, ковальский, рыболовство, крестьянство;

Г Гриньчишин, Михальчук, безлюдно, женшень, женчики.

 

6. Отметьте строку, в которой все слова пишутся с апострофом.

А Кур..ер, зішкр..ябувати, св..ято, тьм..ный;

Б льном..яльний, слав..янин, решения..связь, двух..ярусный;

В маз..юкати, с..толпиться, арф..яр, медв..ный;

Г зив..янути, морковь..каменный, торф..яний, цв..яшок.

 

7. Отметьте строку, в которой все слова пишутся с апострофом.

А Деревьев..яний, кав..ярня, б..ется, медв..ный;

Бы дробь..обязательный, рутв..яний, воссоединение..единение, подв..собрать;

В зв..связь, поверь..я, дет..ясли, Лук..яновка;

Г..юнкий, необ.ляеджений, без..идейный, семь..янин.

 

8. Отметьте строку, в котором не нарушены правила употребления апострофа.

А Святослав, прицвяхувати, пол-яблока, Лавуаз'є;

Бы размякнуть, резчик, Хьюстон, півогірка;

В трансъевропейская, червь, сурмяний, св'ятенник;

Г консьержка, медовый, напів'японець, душистый.

 

9. Отметьте строку, в котором не нарушены правила употребления апострофа.

А Пресс-папье, Руж'є, торфяной, фюзеляж;

Бы ком'юніке, Пів'європи, безязикий, барел'єф;

В Хьюстон, Міньюст, спьянілий, запястья;

Г дзвякнути, надвязати, мышьяк, рутв'яний.

 

10. Отметьте строку, в котором не нарушены правила вясивання апострофа.

А Разъяснить, пів'їдальні, трансевропейская, компьютер;

Бы пюпитр, Монтескье, порт'єра, Ривьера;

В перед'ювілейний, вербяный, Вячеслав, распятие;

Г без'язикий, пів'юрти, червь, арф'яр.

Ключ. 1 - В, 2 - Г, 3 - Г, 4 - А, 5 - В, 6 - Б, 7 - В, 8 - Б, 9 - А, 10 - Г.

 

IV. Осознание теоретического материала в процессе практической работы

Орфографический практикум

► Перепишите слова, вместо точек поставьте, где нужно, мягкий знак. Объясните правила употребления мягкого знака.

Дяд..ко, пис..мо, емал.., памороз.., мороз.., постат.., у..кий, бояз..кий, тон..кий, вуз..ко, тон..ко, пол..с..кий, вьюн..кий, держал..это, кружал..это, ціпил.., Коваль..чук, Медвед..чук, дворец.., палец.., бац.., Ха..ков, Мозырь.., шир..ма, семьдесят.., семь..вто, с..огодні, утр..ох, купец..кий, одесс..кий, кавказ..кий, бас..ка, ре..ко, брин..чаты, рез..бяр, дон..эти, состояние..то, сын..то, режь..то, сон..кови, блин..кови, верь..то, удар..мо, воротник..чику, тр..ома, шіст..ма, шіст..ома, с. ома, вис..ма, снит..ся, сниш..ся, доч..эти, сваш..эти, лял..эти, лл..ю, виз..м, гор..ку, гал..эти, Гал..эти, пол..ку (танец), пол..ку (военная единица), тел..ки, (с) тол..ку, мил..ка (рыба), мил..кий.

► Запишите на украинском языке. Поставьте, где нужно, мягкий знак или апостроф.

ГІредъявить, пятидесятилетие, имя, верфью, объединение, посвященный, вьет, племя, интервью, здоровье, Заполярье, разъезжать, пьют, кровью, Нарьян-Мар, Пятигорск, пядь, пьеса, Вьетнам, обязанность, безыдейный, трехъярусный, матерью, двухаршинный, дезинформация, честью, мягкий, льет, иятерка, карьера, бильярд, миллиард, павильон, месье, шампиньон, лосьон, виньетка, Кювье, Барбье, Вюртемберг, Вьентьян, фельетон, Кордильеры.

 

Распределительное письмо

В Поставьте, где нужно, мягкий знак или апостроф в словах иноязычного происхождения. Выпишите Слова в три колонки: в первую - с мягким знаком, во вторую - с апострофом, в третью - без мягкого знака и апострофа. Объясните правописание и значение представленных слов.

Суб..объект, Пхен..ян, Х..юстон, авен..ю, автопавільйон, прем..эра, батал..йон, бл..ю, бл..юмінг, бутон..ерка, б..юра, вал юта.., др..єкція, вар..ете, В..вьетнам, вол..эра, дез..информация, дос..есть, дубл..кж, комп..ютер, п..ємонт, Ф..єзоле, бар..ер, кон..юнктура, п..юпітр, ад..ютант, б..еф, ар..єргард, ател..есть, г..яур, б..язь, транс..европейский, ф..юзеляж, верфь..ю, порт..есть, шев..йот, ад..ю, Руж..есть, монпанс..есть., д..юшес, ж..ури, с..экономить, камарил..я, конферанс..есть, Мин юст.., ал..янс, кс..ондз, кур..йоз, к..юри, Лавуаз..есть, л ... юкс, л..ютня, мад..яр, барел..еф, мезал..янс, кон..как, модел..ер, Мол..ер, м..юзик-холл, н..юанс, Н..юфаундленд, п..єдестал, порт..эра, пресс-пап..есть, рант..есть, Рыл..премьера, интервью..й, б..юджет, играл..юра, деб..ют, интер..ер, к..ювет, ком..юніке, кон..конъюнктивит, кур..ер, к..юре, Лур..есть, Монтеск..есть,..юлетень, лл..есть, об..объект, Д..Артаньян, А..Хара.

 

Исследования-восстановление

► На месте точек, где нужно, поставьте мягкий знак или апостроф. Объясните правила их употребления.

1. По дороге, поднимая облака пыли, бесконечным потоком мчат.. до поля переполнены бойцами п..ятитонки (О. Довженко). 2. Насаждения на берегах Днепра..соединяются в непрерывный лан..цепь (3 газеты). 3. Когда они от..ехали, опускаясь в ту самую кам..яну вулич..ку, за ними вновь зазвучал величие..ный мотив (А. Гончар). 4. Отдельные росинки т..м..яно поблискуют.. с..рібними волдырь..чиками (О.Донченко). 5. И я дивлюс.. любовно в глаза - Счастливые, п..яне без вина - в глазу хлоп..мячи и девичьи, Где сияет радіст.ло весна (М. Вороной). 6. Глян.., как волны от серебра блищат..ся! Глян.., как небо синеет вверху (Леся Украинка). 7. Не очень весело, а в основном т..м..яно Прошли мои дитячії лета. Любимую нэн..ку потерявши рано, Росла я в бат..ка сирота (Г. Вороной). Глядіт.. же, патриоты, не сваріт..ся, Чтобы вам в когтях кошек не опинит..ся (М. Вороной).

 

Выборочное письмо

► Прочитать текст, соблюдая орфоэпических норм. Выписать слова, в которых необходимо поставить апостроф.

ИЮНЬСКОЕ УТРО

Раненько просыпается черв.ліевий день. Солнце встает рано и никак не хочет ложиться в свою пламени..яну колыбель. Громко поют птички. В кустах над ставками заливаются соловьи..й. На цветочках заявляются красн..ячки и бабочки, которые п..ют утреннюю росу. Воробьи и синички начинают чистить свое пор..ячко. А на самой в..ерхівці старой ели в гнезде проснулись птички тетерев..памятника-ястреба.

На озере начался лягушек..ячий концерт. Новый день пришел.

 

Коммуникативный практикум

► Прочитать текст, вставляя, где нужно, апостроф или мягкий знак.

ОБРЯДЫ В УКРАИНЦЕВ

В рождественской..деревенской обр..ядовості ритуальной вечер..и отводилось особое место, ведь по народным представлениям богата разнообразными блюдами вечер..я предопределяла такой же достаток в течение года. Св..яткова трапеза предполагала приготовления двенадцати, дев..ть или с..еми блюд, основными среди которых были ритуальная угол..я (каша из пшеничной крупы, заправленная медом и маком), компот.. и всевозможные изделия из хлеба. Хоть и начиналась она с христианской обр..ядовості (воспаление свечи, обкур..ювання дома ладаном, чтение молитвы), однако сохраняла внятную языческую основу - гадания, заклинания, магические обряды. Вот лигає один обычай - приглашать на угол..ю мороза: набрав в ложку угол..и підій..шовши к окну, хозяин.. говорил: «Мороз, мороз, иди к нам угол..и кушать, а когда не идешь, то не иди и на рожь, пшеницу и всякую пашницу!» Иногда приглашали «на угол..ю и птиц, «градівника» и «бур..івника» - мифологических существ, которые олицетворяли бур.ло и град. Разве не доносит до нас этот обычай целые фрагменты жит..тя нашего пращура, земледельца-язычника, который олицетворял природу, окружающий его мир, пытался умилостивить его и обеспечить таким образом урожайность своей нивы. Еще в начале xx в. был широко распространен обычай, по которому хозяин.. прятался за заставленным яствами столом и переспрашивал детей, видят ли они его. Получив отрицательный ответ, он торжественно произносил: «Дай Бог, чтобы и на тот год не видели», то есть, чтобы и следующий год был щедрым и богатым. Среди разнообразием..тя рождественской..яно-новогодних магических обрядов, гаданий и прогнозов преобладали аграрные (По Г. Скрыпником).

► Расскажите, какие традиции, связанные с народными праздниками сохранились в вашем селе или городе. Изложите в письменной форме свои чувства, переживания, мысли, вызванные участием (или желанием принять участие) в исполнении определенного обряда.

 

V. Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков

► Ответить на вопрос, вставляя, где это необходимо, мягкий знак или апостроф.

Путешествуя по Франции, мы посетили такие города и городки: Ам..йен, Д..єпп, Мез..ер, Авін..йон, Монпелье..есть, Перпен..ян, Пуао..есть,..єрзон, Лор..ян, Комп..єнь, Понтарл..есть, Т..йонвіль.

► Прокомментировать свой выбор. Рассказать, в каких случаях ставится апостроф, а в каких - мягкий знак.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

► Выписать 5-7 народных изречений (пословиц, поговорок и т.п.), в которых есть слова с апострофом или слова со сложными случаями правописания мягкого знака.