Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 15

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ № 8.

ОСНОВЫ РИТОРИКИ. РИТОРИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО. РИТОРИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОВОРЯЩЕМУ. ИМИДЖ ОРАТОРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ

 

Цель: ознакомить со сведениями о риторику как науку и искусство, зарождением, развитием риторики, ролью риторики в жизни общества и отдельного человека, добиться осознания роли риторики в самореализации личности, совершенствовать умение работать со справочными материалами, электронными источниками информации; развивать коммуникативно-речевые умения, логическое мышление, обогащать словарный запас старшеклассников, формировать в учащихся умение самостоятельно повышать уровень знаний по предмету, совершенствовать культуру речи; воспитывать у школьников с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала моральные качества.

Оборудование: раздаточные материалы, карточки с афоризмами, памятка.

Внутри-предметные связи: синтаксис (текст), лексикология (сроки), культура речи.

Межпредметные связи: история, литература, география.

Тин урока: урок развития речевых умений.

Вид урока: урок-лекция.

ХОД УРОКА

И. Организационно-мотивационный этап

Прочитайте афоризмы, объясните их значение, сформулируйте

за высказываниями тему, цель и задачи урока.

1. Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора (Цицерон). 2. Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон). 3. Красноречие - это не что иное, как умение падать красоты логическим построениям (Д. Дидро). 4. Произведенное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно (Ф. Ларошфуко).

 

II. Информационный этап

Актуализация личностного опыта учащихся

Дайте ответы на вопросы:

• Что вам известно о риторике?

• Каких ораторов прошлого и современности вы знаете?

• Нужна ли сегодня риторика?

Мини-лекция

Прослушайте текст, делая необходимые обозначения и записи.

Дайте ответы на вопросы.

Вся жизнь современного человека связано с общением, ибо без него невозможно вести деловые беседы, переговоры, презентации и т.д. Чтобы быть успешным человеком сегодня, нужно обладать искусством общения. Тот, кто хорошо владеет словом, способен даже своих противников превратить в друзей. Красноречие - сила, с помощью которой удается влиять на мир, изменять его, реализуя собственную волю. Поэтому не случайно современная риторика занимает особое место среди гуманитарных наук в CШA. Впрочем, для американцев это не просто наука, а предмет государственной идеологии. Именно поэтому риторика - центральный предмет подготовки с родного языков. Американцы энергично пытаются превратить знания на практическое умение.

Именно давнее любопытство людей к возможностей слова привела к возникновению специальной науки красноречия - риторики.

Срок риторика происходит от греческого («говорю», «лью», «течь») и означает науку о ораторское искусство. Наука о красноречии как попытка осмыслить закономерности хорошего вещания прозой возникла еще в античном мире. Итак, риторика - это наука и искусство о способы убеждения, эффективные формы влияния (преимущественно языкового) на аудиторию с учетом ее особенностей.

Риторика как наука на сегодня состоит из трех частей: история риторики, теория риторики, практическая риторика. История риторики описывает, как развивалась эта наука в Древней Греции и Риме, Древнем Египте, Индии, Китае и других странах в разные времена. Как наука риторика была разработана Аристотелем, Цицероном, Квинтилианом, Сократом, Демосфеном и другими античными мыслителями и ораторами. В Древней Греции основным назначением риторики была разработка приемов убеждения. Уже в IV веке до нашей эры риторика достигла высокой степени развития.

Риторика, по греческим учением, состояла из пяти разделов:

• наука об отборе материала для речей;

• его расположение;

• словесное выражение;

• запоминание;

• вынесения.

Доподлинно известно, что более двух с половиной тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития риторики, первые теоретики красноречия - древнегреческие философы - софисты - проводили время в беседах. Современный человек проводит в устном общении 65 % своего рабочего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у рядового жителя Земли составляет 2,5 года. Это означает, что каждый в течение своей жизни успевает «наговорить» около 400 томов объемом по 1000 страниц. Итак, люди много говорят, но часто делают это неэффективно. Примерно 50% информации теряется при передаче. Причина этих потерь - неумение донести до собеседника сообщение, склонность говорить самому, нежелание слушать.

Теоретики риторической педагогики указывали на ту суть, которая делает вещания эффективным: «Говори, чтобы я мог познать тебя» (Сократ); «Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала добрым человеком» (Квінтиліан).

Обобщая различные наблюдения и рекомендации, можно указать на свойства, придают речи особую энергетики:

• артистизм;

• уверенность;

• дружелюбие;

• искренность;

• объективность;

• заинтересованность.

В деловом общении ценится также экспрессия и тональная вариативность речи.

Работа в парах

Проведите взаимоконтроль за вопросами:

• Какая наука называется риторикой?

• Кого из основателей науки вы запомнили?

• Как понимали риторику в античной Греции?

• 3 каких разделов состояла древнегреческая риторика?

• Какова структура современного курса риторики?

• Кому нужно изучать риторику и зачем?

• Что придает речи особую энергетики?

 

III. Процессуально-деятельностный этап

Групповая работа

Объединитесь в группы и проработайте текст. Объясните, чем отличается риторию от оратора. Выпишите из текста и запомните павички и умения, которыми должен обладать оратор. Дополните этот перечень, руководствуясь правилами красноречия Цицерона. В античном мире понятие ритор и оратор не считались тождественными. Ритор был не только оратором, оратором, но и преподавателем риторики. В украинских братских школах так называли учителей риторики. Оратор (от латинского названия) - лицо, которое произносит речь.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать специальными навыками и умениями. По определению психологов, навыки - это способности выполнять ту или иную работу лучше.

Успех публичного выступления зависит от того, насколько оратор владеет предметом речи. Только тогда, когда оратор компетентен в теме своего выступления, имеет необходимую сумму знаний, эрудированный, если он умеет рассказать аудитории много интересного, привести новые неизвестные факты, сумеет ответить на поставленные вопросы, он может рассчитывать на успех у слушателей.

Оратор должен учитывать тс, чего от него ожидает конкретная аудитория, а не просто выходить к трибуне, чтобы «самовыразиться». Он должен думать не только о том, как он «воспринимается», будет иметь успех; важным является то, что происходит в сознании слушателя. Цель речи - добиться желаемой реакции аудитории. Оратор пе должен чувствовать себя высокомерным существом. Он должен иметь слушателя «в собственной голове», быть собеседником, а не «бить аудиторию высокими словами». Поэтому речь оратора в основном должно быть подобная обычной беседы.

В Древней Греции считали, что оратору необходимые природные способности к красноречию, дар слова. Позже стали разграничивать красноречие и умение говорить публично. Так, Анатолий Кони писал: «Если красноречие - это дар природы, то формируется умение говорить в процессе повседневной работы, системных тренировок и упражнений. Итак, «золотым оратором» публичных выступлений может быть только тот, кто имеет желание им стать, кто стремится к этому, кто много над собой работает». На это обращал внимание и американский исследователь Дейл Карнеги и чешский ученый Иржи Томан: «Для того чтобы научиться хорошо, содержательно говорить, необходимо обогащать свои знания и опыт, совершенствовать образование, то есть всесторонне развивать свою личность». Итак, оратор должен овладеть следующими основными навыками:

• подбирать литературу;

• изучать отобранные источники;

• составлять план;

• владеть собой;

• ориентироваться во времени.

Из приобретенных навыков формируются умения оратора:

• самостоятельно готовить выступление;

• ясно и убедительно излагать материал;

• отвечать на вопросы слушателей;

• устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

• использовать различные средства обучение.

Если нет таких навыков и умений, общения оратора со слушателями не будет иметь успеха (По С. Абрамович, Л. Нечволод).

Справка «Девять правил красноречия Цицерона»

1. Говори понятно.

2. Говори легко, но не очень много, давай другим возможность выступить.

3. Не перебивай.

4. Будь вежливым.

5. Старайся говорить изысканно.

6. Никогда не критикуй других, когда их нет рядом.

7. Не отвлекайся па второстепенные дела.

8. Не говори о себе.

9. Всегда будь выдержанным, не теряй самообладание.

Творческое конструирование

Восстановите высказывания известных ораторов и запишите их, объясните расстановку знаков препинания. Объясните смысл высказываний.

1. Оратор, на, и, на, не, только, слова, а, богатый, мысли (Цицерон). 2. Оратор, человеком, у, и, делах, быть, должен, справедливой, справедливости, смышленым (Платон). 3. Именно, составляет, пышная, достояние, и, чувством, отвечает, солидная, слушателей, неотъемлемое, мыслям, речь, и, оратора (Цицерон). 4. Оратор, и, всех, той, разгромил, самой, оружием, и, ранит, тем, одновременно, самым ударом... (Ф. Прокопович). 5. Оратором, пользу, предмета, изысканно, с, к, и, и, есть, для, тот, в, говорить, важности, каждого, хорошо, соответственно, на состоянии, вопрос, времени, только, кто, удовольствие, убедительно, слушателей (Тацит). 6. Риторика, мысли, княгиня, царица, и, искусств (Ф. Прокопович).

Справка

1. Оратор богат не только па слова, но и на мысли (Цицерон). 2. Оратор должен быть человеком справедливым и смышленой в делам справедливости (Платон). 3. Именно речь, солидная, пышная, отвечает и чувствам, и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора (Цицерон). 4. Оратор одновременно разгромил и ранит всех тем же оружием и тем самым ударом... (Ф. Прокопович). 5. Оратором является лишь тот, кто в состоянии говорить с каждый вопрос красиво, изящно и убедительно, согласно важности предмета, в пользу временные и для удовольствия слушателей (Тацит). 6. Риторика - царица мысли и княгиня искусств (Ф. Прокопович).

Самостоятельная работа с текстом

Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Какая информация была вам уже известна? Какая информация оказалась новой? Что интересного вы можете добавить, обсуждая предложенную тему?

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ

За последние десятилетия понятие имиджа достаточно надежно вошло в общественную жизнь. Об имидже рассуждают политики, бизнесмены, журналисты, общественные деятели. Этот термин часто используют в периодических изданиях, телепрограммах, рекламе. При этом в сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенного рода ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный и профессиональный успех.

Имидж (англ. image, от лат. imago, imitari - «имитировать») - эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо, сложившийся в массовом сознании.

Имидж человека - это мнение об этой человека в группе людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей. Имидж - это восприятие нас другими людьми, наше публичное «Я». О удачный имидж можно сказать, что это лучший вариант представления себя.

Человек, стремясь составить впечатление о себе, использует все каналы восприятия и посылает сигналы через одежду, язык, убеждения и т.п. Поэтому имидж состоит из внешнего образа (одежды и вещей, мимики, поз и жестов) и внутреннего образа, который невозможно увидеть, но который ощущается и очень влияет на восприятие человека окружающими (умение правильно строить общение, положительные качества личности, умение понимать людей и умение производить впечатление). Следовательно, представление о пас состоит из:

• внешнего вида - стиля одежды, прически, а также мимики, жестов, осанки;

• культуры общения - коммуникативных способностей, голоса, речи, выступлений с докладами, телефонных разговоров;

• нравственной оценки поступков, действий, деятельности в целом. Профессиональный имидж соответствует той цели, которую ставит перед собой человек, стремящийся достичь успеха (3 интернет-источников).

Риторический практикум «Внешняя культура оратора»

Проведите репетицию выхода в аудитории со своими товарищами. Отмечайте друг в друга все возможные недочеты

(заціплений, скованность жестов, неуклюжее осанку, каменное лицо, испуганный взгляд, неуверенного или слишком быструю походку и др). Старайтесь избавиться от этих недостатков; тренируйтесь в одиночестве перед большим зеркалом.

Попробуйте сконцентрировать свой взгляд на каком-либо объекте. Высчитайте, сколько времени вы можете держать взгляд зафиксированным. Если это не получается, сосредоточьте взгляд па пламени свечи в темном помещении. Если вам удается фиксировать взгляд в течение 5-10 минут, считайте, что вы этим упражнением овладели.

Попробуйте «нарисовать глазами» огромную плоскую цифру 8 (которая как бы лежит ребром к вам) на уровне глаз аудитории, когда вы выступаете. У вас должно создаться впечатление, что вы встретились глазами с каждым из присутствующих. Повторяйте время от времени этот прием во время речи.

 

IV. Контрольно-рефлексивный этап

Составление памятки

Прочитайте отрывок из произведения Цицерона «О ораторское искусство». Составьте перечень требований, которые он предъявлял к оратора. Прокомментируйте, насколько они актуальны.

Сложность объясняется красноречия тем, что красноречие... рождается из многих знаний и стараний... Здесь необходимо усвоить самые разнообразные познания, без которых беглость в слонах есть нелепой и смешной; необходимо предоставить красоты самом вещанию, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия заключаются в том, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединиться остроумие и юмор, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении нападения, так и в нападении, полном тонкой изысканности и добронравию. Кроме того, необходимо знать всю историю древнего мира, чтобы черпать из нее примеры; пе нельзя также не учитывать знакомства с законами и гражданским правом... Оратор должен следить и за жестикуляцией, и по выражению лица, и за звуками и оттенками голоса...

Все силы и способности оратор должен направить па выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен отыскать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, постичь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятно. ...Оратор должен помнить: невозможно вызвать у слушателя ни сожаления, ни ненависти, ни враждебности, ни страха, ни слов соболезнования, если все эти чувства... не будут выражены на его лице. ...Наука только указывает, где искать и где находить то, что ты хочешь найти, остальное достигается усердием, вниманием, обдумыванием, усердием, настойчивостью, трудом...

Обобщающая беседа по вопросам

• Где и когда зародилась риторика?

• Как называют современную риторику?

• Кого называют ораторами?

• Какие требования предъявляют оратора?

• Объясните выражение «Красноречие - это искусство управлять умами» (Платон).

• Какие качества личности развивает риторика? Ответ обоснуйте.

Дискуссия

Подискутуйте из темы «каждая человек может стать оратором?».

 

V. Домашнее задание (на выбор)

1. Заключить толковый словарь из слов риторика, ритор, оратор, красноречие, ораторское искусство, речь, неориторика.

2. Подобрать информацию о выдающихся краснобаев древнего мира и современности и представить ее в виде мультимедийной презентации.

3. Подготовить риторические интересности, пользуясь справочной литературой и интернет-источниками.

4. Составить советы одноклассникам «Как найти путь к сердцу аудитории».