УРОК 14
Тема. Пришивания пуговиц
Цель: совершенствовать навыки работы с тканью, нитками, иглой; учить пришивать пуговицы разными способами; развивать мышление, настойчивость, самостоятельность; воспитывать интерес к уроку, опрятность, трудолюбие.
Оборудование: ткань, нитки, гольник, иглы, пуговицы, шаблоны пуговиц.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку.
2. Поздравления.
3. Упорядочение рабочих мест.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
Он - украшение каждой блузке,
Этот маленький круглый, (пуговица).
- Сегодня мы будем учиться пришивать пуговицы.
2. Вступительная беседа.
ИЗ ИСТОРИИ ИГЛЫ
На территории нашей страны игла с ушком появилась в хозяйстве человека 19 тысяч лет назад. Революция и изготовлении игл состоялась в ХІV веке, когда было изобретено проволока. Долгое время основным поставщиком игл в Европе была Германия, но в 1650 году англичане создали специальные станки для выпуска иголок.
История российской промышленной иголки началась со времен Петра. По его приказу в 1717 году российские купцы братья Рюміни и Сидор Томилин построили две игольные фабрики.
Игла прочно вошла в каждый дом бедняка, став настоящим символом трудолюбия.
(Пословицы записаны на доске.)
• Длинная нитка - ленивая швея.
• Семь раз отмерь - один раз отрежь.
• Как зіш'єш - так и износишь.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Сегодня иголка с ниткой будет нам помощницей на уроке.
III. Демонстрация и анализ образца
1. Инструктаж по технике безопасности.
- Как правильно хранить иголки?
- Как передавать их соседу, если нужно?
- Чем необходимо пользоваться, когда шьете?
- Как нужно сидеть за партой?
2. Подготовка к работе.
Пришивание пуговиц к тонкой ткани (платья, блузки, рубашки)
• Закрепите нитку и проденьте иглу через отверстие пуговицы.
• Сделайте прокол иглой через второе отверстие на обратную сторону ткани.
• С обратной стороны сделайте прокол на лицевую сторону и вставьте пуговицу через отверстие.
• Повторите действия 5-7 раз.
• Закрепите нитку, сделайте прокол иглой на обратной стороне под швом. обмотайте нить 2-3 раза вокруг конца иглы.
• Затяните узел.
• Еще раз підколіть иглу под стежки. Проденьте нитку и отрежьте ее.
ИV. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали в круге мы кружлять.
Покружили, разошлись.
Ни на кого не смотри,
А работой займись.
V. Практическая работа учащихся
1. Учитель оказывает помощь учащимся. Ученики, которые умеют пришивать пуговицы или быстро научились, тоже помогают товарищам.
2. Варианты пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями
Пришивание пуговицы
Закрепление нити
VИ. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
- Кто научился сегодня на уроке пришивать пуговицы?
- А кто умел и раньше?
- Смогли ли вы правильно закрепить нить в конце пришивания?
2. Оценивания.
VII. Итог урока
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- В каком веке иглы начали изготавливать на фабриках?
- В какой стране это происходило?
- Кто помнит пословицу про иглу?
Вариант
Тема. Мелкий ремонт одежды. Заплатка. Вешалка для одежды
Цель: совершенствовать умения и навыки работы с тканью, иглой, нитками; научить делать мелкий ремонт одежды, накладывать заплаты, делать вешалку для одежды; развивать творческое мышление, умение работать с иглой и умение вносить изменения в изделие; воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: прочная ткань, лоскутки ткани для заплат, иглы, ножницы, наперсток, нитки.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку.
2. Поздравления.
3. Упорядочение рабочих мест.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы будем учиться делать мелкий ремонт одежды, накладывать заплаты, где нужно, и попробуем сделать несложную вешалку для одежды.
Сначала попробуйте отгадать загадки и разгадайте кроссворд.
• Две небольшие избушки,
В них мягкие и теплые спинки.
По пять братиков малых
Спрятались в хижинах тех. (Варежки)
• Мы очень похожи, как братья,
Вдвоем мы ходим всегда.
Мы под столом, когда едят,
Под кроваткой, когда все спят. (Тапочки)
• Что это за рубашка -
Рукава нормально?
И почему-то на ноги
Нарядили ту рубашку. (Штаны)
• Это не брыль, хотя и разлапистый,
Головной убор для папы. (Шляпа)
• Когда идет дождь, я мокрый весь,
Зато сухой хозяин.
А дождь пройдет - повесят где -
И вновь дождя жду. (Плащ)
• Один вход и три выхода. (Рубашка)
• В стужу и метель Я с радостью ее одину.
Меня согреет милая Пушистая теплая... (шуба).
- К каким из этих вещей можно пришить вешалку? (До плаща, рубашки, шубы)
- Как вы думаете, это трудно - изготовить и пришить вешалку к одежде?
- Сегодня мы об этом узнаем.
III. Демонстрация и анализ образца
Инструктаж учителя.
1. Изготовление вешалки.
• Для изготовления вешалки подберите полоску прочной ткани (1-3).
• Разделите полоску на четыре части (4).
• Согните верхний и нижний края. Прошейте их швом «вперед иголку» (5).
• Сложите ткань пополам и прошейте швом «вперед иголку» (6).
• Сшейте швом «через край» (7, 8).
• Пришейте готовую вешалку к одежде (9-11).
Пришивание вешалки
2. Наложение заплаты.
- Для чего накладывают заплаты?
- В виде чего они бывают? (Прямоугольник, квадрат, овал, а также в виде цветка, рыбки, солнышки и т.д.)
• Для наложения заплаты вырежьте из кусочка ткани прямоугольник, квадрат или круг (чуточку больше места, где порваны).
• Пришейте заплатку с обратной стороны швом «вперед иголку».
• С лицевой стороны обрежьте края порванной ткани, подогните их внутрь и обметайте.
Варианты
- Если на одежде протерлась ткань, то ее можно заштопать. Для этого подберите нитки соответствующего цвета и штопайте с лицевой стороны.
ИV. Физкультминутка
Шире, дети, надо стать,
Будем дрова мы рубить.
Раз - подняли руки вверх,
Два - ушли все вниз.
И рубим отчаянно,
Пусть тепло приходит в дом.
V. Практическая работа учащихся
1. Инструктаж по технике безопасности.
• Иглу обязательно сохраняйте с нитью только в гольнику.
• Иглу держите большим и указательным пальцами. Подталкивайте ее во время работы средним пальцем, защищенным наперстком.
2. Самостоятельная работа.
Учитель оказывает помощь ученикам, которые в ней нуждаются. Поощряет детей сделать свой выбор относительно формы заплаты.
VИ. Выставка и оценивание работ
1. Анализ образца.
- Кто выбрал для своей заплаты геометрическую фигуру?
- Работа выполнена аккуратно или с ошибками?
- Кто из вас внес определенные изменения в образец?
2. Оценивания.
VII. Итог урока
- Чему мы научились на уроке?
- Для чего нужна вешалка на одежде?
- Сможете ли вы самостоятельно сделать заплатку на ткани?