Раздел 3. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Уроки № 21-22
Тема. ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая работа «Выполнение рисунка изделия с использованием біоформ»
Цель урока:
обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о проектирование как вид деятельности, эскизные рисунки как составляющая процесса конструирования; мини-маркетинговые исследования (анкетирование), формировать умение создавать рисунок задуманного объекта, используя природные формы (біоформи);
развивающая: развивать фантазию, внимание, память, наблюдательность;
воспитательная: воспитывать потребность в творчестве, уважение к людям творческих профессий.
Оборудование, материалы и наглядность: карандаши, линейка, ластик, бумага, цветные карандаши, краски, фломастеры, рисунки объектов, созданных или обработанных с использованием біоформ.
Объект труда: рисунок задуманного объекта проектирования.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку, наличия рабочей одежды. Создание благоприятной психологической атмосферы урока.
«Моделируем настроение вместе!»
Вы - сотрудничество, единение, вы - это множество «Я»!
Вы - веселые, вы - счастливы! Вы - одна семья!
Аутотренинг (см. приложение 14)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Игра «Крестики-нолики» (см. приложение 15)
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Сроки, которые вы вспомнили во время игры, непосредственно связанные с процессом труда, созданием новой техники, которая, с одной стороны, служит для выполнения технологических процессов, а с другой - сама является продуктом труда человека.. Создание новых вещей и новых объектов связано с проектированием или проектной деятельностью,
В средствах массовой информации мы часто встречаемся с различными видами проектов: «Звезда плюс Звезда», «Украина имеет талант», «Майдане» и т.д. Это так называемые творческие проекты, которые воплощают замысел определенной группы людей, ведь «проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперед замысел».
На уроках трудового обучения предусмотрено выполнение учебных ученических проектов, которое требует сочетания изученного теоретического материала и практических навыков. Вы сами будете выбирать сферу деятельности, тему проекта, модель и конструкцию изделия, материалы и инструменты, будете выбирать технологию изготовления. Для успеха непременно нужно ознакомиться с правилами или основами проектной деятельности.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Итак, тема урока - «Основы проектной деятельности».
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа с текстом учебника
1. Проектирование как вид деятельности
Поисковая беседа. (В тексте учебника на с. 117-120 учащиеся ищут ответы на вопросы.)
• Технологический процесс называется проектированием?
• Из каких этапов состоит проектирование изделия?
2. Графические изображения в проектировании
• Какие графические изображения используют в проектировании? (К приведенным в учебнике графических изображений (рис. 127): эскиз изделия, чертеж, наглядное изображение добавить «рисунок». Демонстрации для ознакомления несколько рисунков изделий, созданных с использованием біоформ.)
3. Мини-маркетинговые исследования (анкетирование)
Объяснения по поводу проведение мини-маркетинговых исследований, анкетирование (с. 120).
VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА ИЗДЕЛИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БІОФОРМ» (ИНСТРУКЦИЯ В УЧЕБНИКЕ НА С. 123.)
(Работу можно выполнить групповым способом.)
1. Анализ задач практической работы
Разъяснение понятия «биоформа» (с. 121 учебника), ознакомление с рисунками изделий, созданных или обработанных с использованием біоформ. Вывод: человек, который разрабатывает новые объекты, должна видеть и понимать логику природных форм, анализировать их, выделять существенное и потом создавать на этой основе новые изделия.
2. Обеспечение необходимыми инструментами и материалами
3. Правила безопасного труда, организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования во время выполнения заданий практической работы
4. Выполнение заданий практической работы с инструкционными картами Задание: нарисовать посуда для чая (чашка и блюдце), используя біоформу яблоки. Можно распределить обязанности: один рисует эскиз чашки, другой - блюдце.
5. Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся
6. Подведение итогов практической работы:
• демонстрация лучших работ;
• оценивание результатов практической работы.
VII. РЕФЛЕКСИЯ
Во время изготовления рисунков каждый из вас работал, и эта работа вызвала определенные эмоции.
На доске вы видите незаконченные предложения. Я предлагаю вам выбрать предложение по душе и закончить его.
• Источником вдохновения в работе для меня является...
• Большое удовольствие от труда...
• Творческая работа - это...
• Моя работа мне приносит...
• Красота труда состоит из...
VIII. МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК, ВЫСТАВЛЕНИЕ ИХ В ЖУРНАЛ, ДНЕВНИКИ
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
• Прочитать с. 116-123 учебника.
• Провести исследования, направленные на определение целесообразности изготовления изделия (посуда для чая (чашка и блюдце) с использованием біоформи яблоки): показать рисунки друзьям, учителям, родным, поинтересоваться их мнением по поводу созданной модели и записать положительные и отрицательные отзывы, а также новые предложения.
X. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА