Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ

 

Урок 15

Тема. Значение природы для жизни человека

 

Цель: раскрыть значение природы в жизни человека; расширять кругозор; обогащать словарный запас учащихся; формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, сравнивать, делать выводы; воспитывать наблюдательность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Дети, вы любите путешествовать?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по просторам нашей Родины, чтобы узнать о богатствах природы и их значение для жизни человека. Нам сегодня пригодятся умения наблюдать и знания о природе, которые мы получили на предыдущих уроках.

 

III. Вивчення нового материала

1. Вступительная беседа

- Нас окружает много разных предметов и вещей. Вспомните, как некоторые предметы пришли к нам.

- Булочка чем была в начале своего пути? (Зерном)

- Кто помог зернышку стать булочкой? (Человек)

- Могло бы зернышко вырасти без помощи природы?

- Альбом чем был и откуда пришел к нам? (Был деревом, пришел из леса.)

- Кто помог ему стать альбомом? Что помогло дереву вырасти?

- Благодаря кому и чему мы имеем все эти и много других предметов? (Человеку и природе)

На доске появляется слово «богатства».

- О каких именно богатства будем говорить сегодня на уроке? (О богатствах природы)

На доске появляется слово «природы».

 

 

2. Исследование «Что такое богатства природы?»

- Дети, вы любите исследовать?

- Я предлагаю вам сейчас превратиться в исследователей и выяснить, что именно относится к богатствам природы, какую роль играют природные богатства в нашей жизни, как человек использует эти богатства. Во время нашего исследования мы будем делать пометки на доске.

- Природа создает все условия, чтобы человек мог жить. Отгадайте загадки и узнайте, что нужно для жизни человеку.

Ты весь мир обігріваєш и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все... (солнце).

- Что солнце дает человеку? (Свет и тепло)

На плакат прикрепляют таблички «свет» и «тепло».

- О какой силе природы идет речь?

Летит конек, басує.

Полем-долем пустует.

Никто его не поймает

И никто не обуздает. (О ветре)

На плакате прикрепляют табличку «ветер».

- Где человек использует силу ветра? (Парусный спорт, мельницы)

• Что течет, не останавливается? (Вода)

• Что шумит без ветра? (Вода)

• В чем дырки не вивертиш? (В воде)

На плакате прикрепляют таблички «вода», «течение реки».

- Где человек использует воду? (Готовит еду; пере; умывается; поливает растения; реками передвигается водный транспорт.)

- Назовите профессии людей, которым для работы нужна вода.

- Хотите узнать еще одно значение воды, ветра и солнечного света? (Просмотр слайдов о получении электричества.)

- На крупных реках строят ГЭС, на которых получают электричество. Использование воды дает возможность под большим напором вращать лопасти гидротурбины, которая приводит в действие генераторы, а они, в свою очередь, вырабатывают электроэнергию.

- На реке Днепр построена Днепрогэс, мы получаем электричество с этой станции. (Главный енерговузол региона)

- В городах построены ТЭС. В котельных тепловых электростанций получают водяной пар высокого давления, сжигая в топках каменный уголь, природный газ или торф. Пар вращает турбины, соединенные с генераторами. Отработанный пар и горячую воду используют для обогрева домов.

- Что нужно использовать на ТЭС, чтобы у нас было светло? (Полезные ископаемые - торф, каменный уголь, природный газ)

- Места, где добывают полезные ископаемые, мы будем называть подземными кладовыми.

На плакате - подземные кладовые.

- Но ТЭС значительно загрязняют окружающую среду, поэтому человек начал искать другие источники энергии - ветер и солнце, построила ветряные мельницы (ветряки) и солнечные батареи, что меньше всего загрязняют природу.

Ветряки (использование ветра в производстве электроэнергии) - один из наиболее экологически чистых способов. Ветряки обычно устанавливают на возвышенностях и холмах, на открытых пространствах, где окружающие объекты - такие, как здания или деревья, - не является препятствием ветра.

Солнечные батареи располагают на крыше, они поглощают солнечную энергию и благодаря этому производят электроэнергию.

- Итак, для получения чего человек использует силы природы? (Для получения электричества)

3. Работа над загадками

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью засыпает,

Весной опять оживает. (Лес)

- Почему мы дружим с лесом?

- Для чего он людям нужен?

Ответы:

- Лес - наше богатство.

- Лес - это зеленый наряд нашей Земли.

- Там, где лес, всегда чистый воздух.

- Лес - это дом для зверей и птиц.

- Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

- Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

- Можно ли животных и растения назвать природными богатствами?

К плакату прикрепляют таблички «животные» и «растения».

- Каких домашних животных вы знаете?

- Отгадайте загадки.

• Звери рогатые,

Да еще и бородатые,

Ходят пастись в лозы.

Кто? Угадайте! (Козы)

 

• Хоть часов не имеет,

Утром он нас поднимает.

Каждый просыпается -

С солнышком приветствуется. (Петух)

 

• Огромный рост,

Пышным веером хвост.

До колен борода.

Что за гордая походка!

По всему двору

Разгоняет детвору.

Поразгонял и исчез.

Был это, дети,... (индюк).

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

- Итак, на плакате есть все природные богатства.

- Что такое природные богатства?

- Что произойдет, если природные богатства исчезнут?

- Что нужно делать, чтобы помочь?

- Я вам буду показывать предмет, а вы попробуйте определить богатство природы, которое «участвовало» в изготовлении этого предмета.

Предметы: шерстяные нитки, макароны, йогурт, ножницы, мел, масло, доска для резки хлеба, карандаш.

 

V. Итог урока

- Представить человека вне природы невозможно - без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения.