МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
Урок 15
Тема. Значение природы для жизни человека
Цель: раскрыть значение природы в жизни человека; расширять кругозор; обогащать словарный запас учащихся; формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, сравнивать, делать выводы; воспитывать наблюдательность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Дети, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы отправимся в путешествие по просторам нашей Родины, чтобы узнать о богатствах природы и их значение для жизни человека. Нам сегодня пригодятся умения наблюдать и знания о природе, которые мы получили на предыдущих уроках.
III. Вивчення нового материала
1. Вступительная беседа
- Нас окружает много разных предметов и вещей. Вспомните, как некоторые предметы пришли к нам.
- Булочка чем была в начале своего пути? (Зерном)
- Кто помог зернышку стать булочкой? (Человек)
- Могло бы зернышко вырасти без помощи природы?
- Альбом чем был и откуда пришел к нам? (Был деревом, пришел из леса.)
- Кто помог ему стать альбомом? Что помогло дереву вырасти?
- Благодаря кому и чему мы имеем все эти и много других предметов? (Человеку и природе)
На доске появляется слово «богатства».
- О каких именно богатства будем говорить сегодня на уроке? (О богатствах природы)
На доске появляется слово «природы».
2. Исследование «Что такое богатства природы?»
- Дети, вы любите исследовать?
- Я предлагаю вам сейчас превратиться в исследователей и выяснить, что именно относится к богатствам природы, какую роль играют природные богатства в нашей жизни, как человек использует эти богатства. Во время нашего исследования мы будем делать пометки на доске.
- Природа создает все условия, чтобы человек мог жить. Отгадайте загадки и узнайте, что нужно для жизни человеку.
Ты весь мир обігріваєш и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все... (солнце).
- Что солнце дает человеку? (Свет и тепло)
На плакат прикрепляют таблички «свет» и «тепло».
- О какой силе природы идет речь?
Летит конек, басує.
Полем-долем пустует.
Никто его не поймает
И никто не обуздает. (О ветре)
На плакате прикрепляют табличку «ветер».
- Где человек использует силу ветра? (Парусный спорт, мельницы)
• Что течет, не останавливается? (Вода)
• Что шумит без ветра? (Вода)
• В чем дырки не вивертиш? (В воде)
На плакате прикрепляют таблички «вода», «течение реки».
- Где человек использует воду? (Готовит еду; пере; умывается; поливает растения; реками передвигается водный транспорт.)
- Назовите профессии людей, которым для работы нужна вода.
- Хотите узнать еще одно значение воды, ветра и солнечного света? (Просмотр слайдов о получении электричества.)
- На крупных реках строят ГЭС, на которых получают электричество. Использование воды дает возможность под большим напором вращать лопасти гидротурбины, которая приводит в действие генераторы, а они, в свою очередь, вырабатывают электроэнергию.
- На реке Днепр построена Днепрогэс, мы получаем электричество с этой станции. (Главный енерговузол региона)
- В городах построены ТЭС. В котельных тепловых электростанций получают водяной пар высокого давления, сжигая в топках каменный уголь, природный газ или торф. Пар вращает турбины, соединенные с генераторами. Отработанный пар и горячую воду используют для обогрева домов.
- Что нужно использовать на ТЭС, чтобы у нас было светло? (Полезные ископаемые - торф, каменный уголь, природный газ)
- Места, где добывают полезные ископаемые, мы будем называть подземными кладовыми.
На плакате - подземные кладовые.
- Но ТЭС значительно загрязняют окружающую среду, поэтому человек начал искать другие источники энергии - ветер и солнце, построила ветряные мельницы (ветряки) и солнечные батареи, что меньше всего загрязняют природу.
Ветряки (использование ветра в производстве электроэнергии) - один из наиболее экологически чистых способов. Ветряки обычно устанавливают на возвышенностях и холмах, на открытых пространствах, где окружающие объекты - такие, как здания или деревья, - не является препятствием ветра.
Солнечные батареи располагают на крыше, они поглощают солнечную энергию и благодаря этому производят электроэнергию.
- Итак, для получения чего человек использует силы природы? (Для получения электричества)
3. Работа над загадками
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью засыпает,
Весной опять оживает. (Лес)
- Почему мы дружим с лесом?
- Для чего он людям нужен?
Ответы:
- Лес - наше богатство.
- Лес - это зеленый наряд нашей Земли.
- Там, где лес, всегда чистый воздух.
- Лес - это дом для зверей и птиц.
- Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
- Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.
- Можно ли животных и растения назвать природными богатствами?
К плакату прикрепляют таблички «животные» и «растения».
- Каких домашних животных вы знаете?
- Отгадайте загадки.
• Звери рогатые,
Да еще и бородатые,
Ходят пастись в лозы.
Кто? Угадайте! (Козы)
• Хоть часов не имеет,
Утром он нас поднимает.
Каждый просыпается -
С солнышком приветствуется. (Петух)
• Огромный рост,
Пышным веером хвост.
До колен борода.
Что за гордая походка!
По всему двору
Разгоняет детвору.
Поразгонял и исчез.
Был это, дети,... (индюк).
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
- Итак, на плакате есть все природные богатства.
- Что такое природные богатства?
- Что произойдет, если природные богатства исчезнут?
- Что нужно делать, чтобы помочь?
- Я вам буду показывать предмет, а вы попробуйте определить богатство природы, которое «участвовало» в изготовлении этого предмета.
Предметы: шерстяные нитки, макароны, йогурт, ножницы, мел, масло, доска для резки хлеба, карандаш.
V. Итог урока
- Представить человека вне природы невозможно - без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения.