Урок 15. Представление о Вселенной. Звездные миры - галактики. Звезды, созвездия’я
Цель: формировать у учащихся систему знаний о Вселенной, галактики, звезды, планеты, метеоры, метеориты, космическое излучение и строение Вселенной; формировать практические умения ориентироваться на местности с помощью зрение; развивать умение аргументировать свой ответ, используя дополнительные источники географических знаний.
Оборудование: карта звездного неба, атласы, схемы созвездий, учебники.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Отгадайте украинские народные загадки. О какие природные явления идет речь?
♦ Разослан ковер, разбросанный орех.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать. (Небо и звезды)
♦ Поле голубое, золотые овцы, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)
♦ Расстелил полушубок, посыпал горошек, да еще и горбушку хлеба положил, как когда то и целый. (Небо, звезды, месяц)
♦ Белые цветы в день вянут, а вечером расцветают. (Зори)
♦ Брат к сестре в гости пришел, а тот скрывается. (Луна и солнце)
Послушайте какие были древние представления украинцев о Вселенной.
Звезды - это дети солнца, уособлювані в образе маленьких мальчиков. Они созданы Богом для освещения земли и устроены так, что свободно могут переходить с одного места на другое.
Звезды - это свечи, которые зажигаются тогда, когда кто-то рождается. Бог зажигает на небе свечу в виде новой зари. Отсюда выражение: «Такова моя планида». Считают, что сколько душ живет на земле, столько и звезд горит на небе. Если человек ведет благотворительное жизни, то ее свеча-заря горит на небе ясным, чистым светом; а когда она ведет недостойную жизнь, то ее свеча-заря очень тусклая, слабая.
Звезды - это ангелы, сидящие на ступеньках неба с зажженными свечами в руках.
Солнце как верховного Бога древние украинцы наделяли властью безграничной. Они представляли Солнце в виде мужчины с ясным лицом, лучи которого освещают весь мир. Живет он на краю света, а утром надевает золотую рясу, полную света и тепла, и выходит на небо.
Месяц люди представляли прекрасным и могучим юношей, что свой небесный двор железом огородил, поставил ворота из чистого золота, засеял поле мелкими жемчугами.
А на этом уроке мы с вами узнаем о современные представления о Вселенной.
III. Изучение нового материала
1. Астрономия - наука, которая изучает Вселенную, его строение и развитие.
Явления во Вселенной представлены не только движением, но и превращением тел. Не являются исключением и звезды, что кажутся вечными. Они рождаются, развиваются, меняя свои свойства, и умирают. Сложные процессы, связанные с превращением энергии, иногда приводят к вспышкам, рождение сверхновых звезд. Их размер и сила свечения в сотни и даже тысячи раз превышают показатели нашего Солнца, однако они находятся настолько далеко, что мы видим лишь световые точки. Астрономы с помощью современных приборов наблюдают за рождением сверхновых звезд, которые возникают на расстоянии миллионов световых лет от нас.
Поскольку Земля в составе Солнечной системы является частью Вселенной, на нашей планете также происходят энергетические процессы. Свидетельством этого являются лучи нагревают поверхность Земли, солнечный ветер, время от времени вызывает так называемые магнитные бури, и много чего другого. В состав нашей Галактики входят не только звезды, но и планеты, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. Звезда - небесное тело, излучающее свет, представляет собой раскаленный газовый шар и ночью просматривается как световая точка. Планета - холодное космическое тело, которое движется вокруг звезды, по форме подобная шара и светится отраженным светом.
Вопрос. Сравните космические тела - звезды и планеты - по их свойствам. Чем они похожи и чем отличаются?
2. Рассказ учителя и работа с картой звездного неба в атласе Еще в древности люди стали выделять на небе характерные группы ярких звезд - созвездие и давать им названия, с которыми связано множество легенд и мифов.
IV. Закрепление новых знаний и умений
1. Беседа
♦ Что представляет собой Вселенная?
♦ О какие небесные тела вы сегодня узнали?
♦ Почему слово «галактика» в одном случае пишется с большой буквы, в другом - с маленькой?
♦ Чем отличаются звезды от планет?
♦ Связаны звезды одного созвездия между собой в пространстве и времени?
♦ Что относится к энергетическим явлениям Вселенной?
2. Работа с логическими цепочками
- Дополните недостающее звено в логической цепочке:
Вселенная... заря...
- В логических цепочках найдите лишнее слово и объясните причину, по которой его необходимо исключить.
♦ Орион, Малая Медведица, Ригель, Южный Крест. (Ригель)
♦ Полярная звезда Бетельгейзе, Солнце, Большая Медведица. (Большая Медведица)
V. Итог урока
VИ. Домашнее задание
♦ Проработать текст учебника
♦ Используя материал учебника, составить кроссворд из новых определений.