Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Природоведение 5 класс - разработки уроков

Урок 15. Представление о Вселенной. Звездные миры - галактики. Звезды, созвездия’я

 

Цель: формировать у учащихся систему знаний о Вселенной, галактики, звезды, планеты, метеоры, метеориты, космическое излучение и строение Вселенной; формировать практические умения ориентироваться на местности с помощью зрение; развивать умение аргументировать свой ответ, используя дополнительные источники географических знаний.

Оборудование: карта звездного неба, атласы, схемы созвездий, учебники.

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Отгадайте украинские народные загадки. О какие природные явления идет речь?

♦ Разослан ковер, разбросанный орех.

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать. (Небо и звезды)

♦ Поле голубое, золотые овцы, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)

♦ Расстелил полушубок, посыпал горошек, да еще и горбушку хлеба положил, как когда то и целый. (Небо, звезды, месяц)

♦ Белые цветы в день вянут, а вечером расцветают. (Зори)

♦ Брат к сестре в гости пришел, а тот скрывается. (Луна и солнце)

Послушайте какие были древние представления украинцев о Вселенной.

Звезды - это дети солнца, уособлювані в образе маленьких мальчиков. Они созданы Богом для освещения земли и устроены так, что свободно могут переходить с одного места на другое.

Звезды - это свечи, которые зажигаются тогда, когда кто-то рождается. Бог зажигает на небе свечу в виде новой зари. Отсюда выражение: «Такова моя планида». Считают, что сколько душ живет на земле, столько и звезд горит на небе. Если человек ведет благотворительное жизни, то ее свеча-заря горит на небе ясным, чистым светом; а когда она ведет недостойную жизнь, то ее свеча-заря очень тусклая, слабая.

Звезды - это ангелы, сидящие на ступеньках неба с зажженными свечами в руках.

Солнце как верховного Бога древние украинцы наделяли властью безграничной. Они представляли Солнце в виде мужчины с ясным лицом, лучи которого освещают весь мир. Живет он на краю света, а утром надевает золотую рясу, полную света и тепла, и выходит на небо.

Месяц люди представляли прекрасным и могучим юношей, что свой небесный двор железом огородил, поставил ворота из чистого золота, засеял поле мелкими жемчугами.

А на этом уроке мы с вами узнаем о современные представления о Вселенной.

 

III. Изучение нового материала

1. Астрономия - наука, которая изучает Вселенную, его строение и развитие.

Явления во Вселенной представлены не только движением, но и превращением тел. Не являются исключением и звезды, что кажутся вечными. Они рождаются, развиваются, меняя свои свойства, и умирают. Сложные процессы, связанные с превращением энергии, иногда приводят к вспышкам, рождение сверхновых звезд. Их размер и сила свечения в сотни и даже тысячи раз превышают показатели нашего Солнца, однако они находятся настолько далеко, что мы видим лишь световые точки. Астрономы с помощью современных приборов наблюдают за рождением сверхновых звезд, которые возникают на расстоянии миллионов световых лет от нас.

Поскольку Земля в составе Солнечной системы является частью Вселенной, на нашей планете также происходят энергетические процессы. Свидетельством этого являются лучи нагревают поверхность Земли, солнечный ветер, время от времени вызывает так называемые магнитные бури, и много чего другого. В состав нашей Галактики входят не только звезды, но и планеты, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. Звезда - небесное тело, излучающее свет, представляет собой раскаленный газовый шар и ночью просматривается как световая точка. Планета - холодное космическое тело, которое движется вокруг звезды, по форме подобная шара и светится отраженным светом.

Вопрос. Сравните космические тела - звезды и планеты - по их свойствам. Чем они похожи и чем отличаются?

2. Рассказ учителя и работа с картой звездного неба в атласе Еще в древности люди стали выделять на небе характерные группы ярких звезд - созвездие и давать им названия, с которыми связано множество легенд и мифов.

 

IV. Закрепление новых знаний и умений

1. Беседа

♦ Что представляет собой Вселенная?

♦ О какие небесные тела вы сегодня узнали?

♦ Почему слово «галактика» в одном случае пишется с большой буквы, в другом - с маленькой?

♦ Чем отличаются звезды от планет?

♦ Связаны звезды одного созвездия между собой в пространстве и времени?

♦ Что относится к энергетическим явлениям Вселенной?

2. Работа с логическими цепочками

- Дополните недостающее звено в логической цепочке:

Вселенная... заря...

- В логических цепочках найдите лишнее слово и объясните причину, по которой его необходимо исключить.

♦ Орион, Малая Медведица, Ригель, Южный Крест. (Ригель)

♦ Полярная звезда Бетельгейзе, Солнце, Большая Медведица. (Большая Медведица)

 

V. Итог урока

 

VИ. Домашнее задание

♦ Проработать текст учебника

♦ Используя материал учебника, составить кроссворд из новых определений.