Урок 13. Звук. Распространение звука
Цель: формировать у учащихся понятие о звуковые явления, источники звука, распространение звука; развивать навыки самостоятельной работы с тестом, умение анализировать информацию, воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников.
Оборудование: электрический звонок, воздушный насос.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
♦ Приведите примеры световых, тепловых явлений.
♦ Как распространяется свет? Или может распространяться свет в безвоздушном пространстве?
♦ Приведите примеры естественных и искусственных источников света, тепла.
♦ Приведите примеры звуковых явлений.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Среди произведений выдающегося американского юмориста Марка Твена есть рассказ о коллекционере, который решил собрать коллекцию эха, скупая участки земли, где ее можно много раз услышать.
Конечно, это рассказ - шутка. Но в мире действительно можно найти места, где существует замечательная, многократная луна. Почему возникает эхо? Когда и где ее можно услышать? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, что такое звук.
IV. Изучение нового материала
Опыт 1. Электрический звонок находится под стеклянным куполом, из-под которого с помощью воздушного насоса откачивают воздух. Постепенно, когда воздух из-под звонка откачают, он перестает быть слышимым. Как вы считаете почему?
Для распространения звука необходима упругая среда. В данном случае это воздух. Мы слышим друг друга благодаря тому, что звук распространяется от одного человека к другому через воздух, в отличие от звука, свет может распространяться в безвоздушном пространстве.
Свет распространяется в пространстве со скоростью, значительно большей, чем звук. Так, скорость света составляет 300 000 км/с, а скорость звука в воздухе - приблизительно 340 м/с. В жидкостях скорость звука больше (1400 м/с), а в твердых телах - еще больше.
Источник звука должен делать не меньше 20 колебаний в секунду (или, говорят, иметь частоту 20 Гц), чтобы мы его услышали. Это очень низкий звук. Чем больше частота колебаний источника, тем звук выше. Крылья пчел делают 200 колебаний в секунду, поэтому мы слышим высокий звук с частотой 200 Гц. Писк комара еще выше, потому что комар машет крыльями с частотой 500 Гц. Существует верхняя граница слышимости. Очень высокие звуки (свыше 20 000 Гц) мы не слышим, потому что барабанная перепонка нашего уха не успевает двигаться с такой частотой.
Люди издают звуки благодаря голосовым связкам. Приложите руки к горлу, когда вы говорите, и почувствуете вибрацию.
Звуки бывают громкими и тихими. Громкость, определяемая размахом колебаний источника звука, измеряется в децибелах (дБ). Единица громкости названа в честь изобретателя телефона А. Белла. Самый слабый звук, который мы слышим,- 10 дБ (с таким звуком падает с дерева лист). Если вы разговариваете шепотом, то это 30 дБ, если кричите - 70 дБ, раскаты грома равен 100 дБ. Шумы свыше 130 дБ вызывают болезненные ощущения в ушах и головокружение, потому что звуки в ушах преобразуются в нервные импульсы и через слуховой нерв передаются в мозг. Вот почему от громкой музыки на дискотеке может возникнуть головная боль.
Благодаря тому, что у нас два уха, мы можем определить направление, откуда идет звук.
В различных средах скорость звука разная. Учение о звуке называется акустика (от греч. akustikos - слуховой). Иногда так называют и условия распространения звука в каком-нибудь помещении. Например, говорят: «В этом помещении хорошая акустика». Много концертных залов славятся своей акустикой.
Как и для света, звука свойственно явление отражения. Именно отражением звука можно объяснить эхо.
Луна - это поворот звука, что отбился от любого препятствия. Деревья в лесу, высокий забор, строение, гора - это не что иное, как «зеркало» для звука. Они отражают звук, как зеркало свет.
Опыт 2. Поставьте одну тарелку на стол и в нескольких сантиметрах от ее дна поместите механические часы. Другую тарелку держите возле уха. Если положение тарелок «правильное», то можно услышать работу механических часов от тарелки, которую держите возле уха. Объясните явление.
V. Закрепление новых знаний
1. Беседа
♦ Сравните распространения звука с распространением света.
♦ Назовите искусственные и естественные источники звука.
♦ Услышат астронавты звук от падения камешка на Луне? Почему?
♦ Через 10 с после молнии вы услышали гром. Как далеко от вас произошел разряд атмосферного электричества?
♦ Представьте себе, что вы находитесь в лесу с друзьями и потеряли их. Что вы будете делать? Почему вы не видите друзей, но слышите их?
♦ Почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?
♦ Отгадайте загадку.
Никто его не видывал,
Услыпокушать - всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка - кричит. (Эхо)
О. Некрасов
2. Работа с ею учебника
Читаем научный текст и отвечаем на вопросы. (По учебнику База - нова Т. И., Новак К. В., Дербенева А. Г., Садкіна В. И. Природоведение. 5 класс, § 16)
VI. Итоги урока
1. Укажите особенности распространения звука.
2. Назовите источники распространения звука в живой и неживой природе.
3. Объясните явление эха.
VII. Домашнее задание
Проработать текст учебника; подготовиться к итоговому урока.
Урок 14. Итоговый. (Проводится на усмотрение учителя)