Урок № 14
Тема. Выражения с переменными
Цель: совершенствовать умение учащихся работать с выражениями, содержащими переменные (вычисление значений выражений, нахождение ОДЗ выражений с переменными).
Тип урока: применение умений.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
@ Особенно тщательно следует проверить выполнение задания № 2 (на составление выражения с переменными) и № 3 (на нахождение ОДЗ переменной в выражении).
№ 2. Выражение имеет вид: 6n - 50m. Если m = 2, n = 30, то
6 · 30 - 2 · 50 = 180 - 100 = 80 (к).
Ответ. На 80 копеек.
@ № 3. Для учеников достаточно сложным является момент перехода от условия, при котором выражение не имеет смысла (делитель или знаменатель равны нулю), в условия, когда выражение имеет смысл (то есть из множества любых чисел исключаем те значения переменной, при которых выражение не имеет смысла):
1) 2х - 5 имеет смысл при любых значениях х, потому что это - целое выражение;
2) имеет смысл при всех х, кроме 0;
3) имеет смысл при всех х, кроме х = -3, при х = -3 х + 3 = 0;
4) имеет смысл при любых значениях х, потому что это - целое выражение.
II. Актуализация опорных знаний
@ Вместо рутинного (и не очень эффективного) фронтального опроса можно организовать работу в парах (или группах) с таким заданием.
Даны выражения: ; 25 : (3,5 + а); (3,5 + а) : 25.
Сравните их и найдите как можно больше отличий. Во время презентации результатов выполнения работы учащиеся воспроизводят содержание основных понятий темы:
1. Числовые выражения и выражения с переменными.
2. Значение числовых выражений и выражений с переменными.
3. Выражения, не имеющие смысла
III. Совершенствование умений
@ На этом уроке продолжаем работу по совершенствованию умений учащихся:
а) вычислять значения выражений с переменными;
б) находить значения переменных, при которых выражение имеет смысл;
в) составлять выражения с определенными условиями.
Уровень задач подбираем более высокий.
Выполнение письменных упражнений
1. Найдите значение выражения , если:
1) x = 4; в = 1,5;
2) х = -1; у = ;
3) х = 1,4; у = 0;
4) х = 1,3; у = -2,6.
2. Известно, что а - b = 6; с = 5. Найдите значение выражения:
1) a - b + 3c;
3. 2) c(b - a);
4. 3) ;
5. 4) .
6. При каких значениях переменной имеет смысл выражение:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) ;
7) ?
@ Поскольку учащиеся еще не владеют умением решать уравнения разложением многочленов на множители, решать дробные уравнения, системы уравнений, задачи решаем с использованием рассуждений примерно такого содержания: поскольку переменная в знаменателе выражения (выражение дробный), то, чтобы выражение имело смысл, необходимо, чтобы знаменатель не был равен 0. Но поскольку х2 не может быть отрицательным числом, то сумма x2 + 1 не может равняться 0 при каких значениях х, поэтому х2 +1 не равно 0 ни при каких значениях х.
Следовательно, выражение имеет смысл при любых х (и т. д.).
7. Составьте выражение для решения задачи.
а) Периметр прямоугольника 16 см, одна из его сторон т см. Какова площадь прямоугольника?
б) Из двух городов, расстояние между которыми S км, навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость одного из них v1 км/ч., а скорость второго - v2 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
8. Запишите в виде выражения:
1) сумма произведения чисел а и b и числа с;
2) разность числа с и доли чисел а и b;
3) произведение разности чисел х и у и их суммы;
4) долю суммы а и b и их разности.
IV. Диагностика усвоения
Самостоятельная работа (разноуровневая)
1. Найдите значение выражения:
A. 3х - 5, если х = -1. (2 б.)
Б. , если а = 3,5. (3 6.)
B. , если m + n = 8, г = 3. (4 6.)
2. Составьте выражение, что соответствует условию:
A. Разность чисел 5 и 7b. (2 б.)
Б. Піврізниця произведению чисел -0,2 и а и числа 0,8. (По б.)
B. Скорость лодки в стоячей воде равна v км/ч. Скорость течения реки в км/ч. За какое время лодка преодолеет S км за течение реки? (4 б.)
3. Найдите, при каких значениях переменной мас смысл выражение:
А. 2а + 5. (2 б.)
Б. . (3 б.)
В. . (4 б.)
@ Во время выполнения работы учащиеся должны выбрать только одно задание (А, Б, В) из трех предложенных. Оцениваем соответственно: А - 2 балла, Б - 3 балла; В - 4 балла. (Ученик имеет право выбирать задания разного уровня, например № 1 - А, № 2 - В, № 3 - Б.)
V. Рефлексия
Проверяем правильность выполнения заданий. (Учащиеся получают таблицу с решениями и ответами и проверяют свои работы.)
№ задачи |
Уровень |
Условие (выражение) |
Значение переменной |
Числовое выражение |
Значение выражения |
Количество баллов |
1 |
А |
3х - 5 |
х = -1 |
3(-1) - 5 |
-3 - 5 = -8 |
2 |
|
Б |
|
а = 3,5 |
|
= -16 |
3 |
|
В |
|
m + n = 8
р = 3 |
|
|
4 |
2 |
А |
5а - 7b |
|
|
|
2 |
|
Б |
(-0,2 а -0,8) |
|
|
|
3 |
|
В |
|
|
|
|
4 |
3 |
А |
2а + 5 |
а - любое |
|
|
2 |
|
Б |
|
с - любое, кроме 12
(12 - с ≠ 0,
с ≠ 12) |
|
|
3 |
|
В |
|
х - любое, кроме 0 и -1
(х(х + 1) ≠ 0,
х ≠ 0, х ≠ -1) |
|
|
4 |
VI. Домашнее задание
№ 1. Опережающее. Даны выражения:
1) а + b и b + а. Сравните значения этих выражений при а = 3 и b = -5;
а = ; b = 0,3. Что вы заметили?
2) а(b + с) и ab + ac. Сравните значения этих выражений при а = 2; b = 1,7; с = -. Что вы заметили?
Как ваши рассуждения записать на языке математики?
3) x + 1 |x + 1|. Сравните значения этих выражений при х = -1; 2; -3. Что вы заметили? Или будут выполняться для выражений х + 1 и |x + 1| те же свойства, что и для двух предыдущих пары выражений? Какой вывод можно сделать?
№ 2. При каких значениях переменной имеет смысл выражение:
1) ; 2) ; 3) ; 4) ?