УРОК № 15
Тема. Решение задач
Цель урока: формирование умений учащихся применять изученный материал к решению задач.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование: табл. 3.
Требования к уровню подготовки учащихся: применяют изученные определения, теоремы, формулы и свойства к решению задач.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
Проверить наличие выполненных домашних заданий.
Решение
а) г = = 16. S = = = 24.
R = = = 8, r = = = 1,5.
Ответ. R = 8, r = 1,5.
б) г = = 36.
S = = = 84.
R = = = 24,
r = = = 2.
Ответ. R = 24, r = 2.
II. Анализ результатов самостоятельной работы
III. Обобщение и систематизация теоретических сведений
Этот этап урока целесообразно провести с использованием табл. 3.
Вопрос к классу
- 1. Сформулируйте свойства площади плоских фигур.
- 2. Чему равна площадь прямоугольника, если известны его стороны?
- 3. Чему равна площадь прямоугольника, если известны диагонали прямоугольника и угол между ними?
- 4. Чему равна площадь квадрата, если известна:
а) сторона квадрата;
б) диагональ квадрата?
- 5. Чему равна площадь параллелограмма, если известны:
а) сторона параллелограмма и высота, проведенная к ней;
б) две соседние стороны параллелограмма и угол между ними;
в) диагонали и угол между ними?
- 6. Чему равна площадь ромба, если известны:
а) сторона и высота ромба;
б) сторона и угол ромба;
в) диагонали ромба?
- 7. Чему равна площадь треугольника, если известны:
а) сторона треугольника и высота, проведенная к ней;
б) две стороны треугольника и угол между ними;
в) три стороны треугольника;
г) радиус вписанной окружности и стороны треугольника;
д) радиус описанной окружности и стороны треугольника?
- 8. Чему равна площадь:
а) прямоугольного треугольника;
б) правильного треугольника?
- 9. Чему равна площадь трапеции, если известны:
а) основания и высота трапеции;
б) диагонали трапеции и угол между ними?
Таблица 3
Площади фигур |
Прямоугольник
S = ab, S = d2sinφ |
Квадрат
S = a2, S = d2 |
Параллелограмм
S = bh, S = absinα
S = d1d2 sinφ |
Ромб
S = ah, S = a2sina
S = d1d2 |
Треугольник |
S = aha
где |
S = pr |
S = absina |
|
|
Трапеция
S = ∙h, S = d1d2sinφ |
Произвольный четырехугольник
S = d1d2sinφ |
|
|
|
|
|
IV. Решение упражнений
Учитель может использовать задачи из предыдущих уроков и предлагать такие задачи.
- 1. Найдите площадь прямоугольника, диагональ которого равна d и образует с одной из сторон угол α. (Ответ. d2sinα cosα.)
- 2. Диагональ параллелограмма делит острый угол на углы α и β. Сторона, лежащая против угла β, равна b. Найдите площадь параллелограмма. (Ответ. .)
- 3. Найдите сторону ромба, если его площадь равна S, а один из углов равен α. (Ответ. .)
- 4. Катеты прямоугольного треугольника равны 6 см и 8 см. Найдите радиусы описанного и вписанного кругов. (Ответ. R = 5 см, r = 2 см.)
- 5. Высоты параллелограмма, проведенные из одной вершины, равны а и b и образуют угол α. Найдите площадь параллелограмма. (Ответ. .)
- 6. Сторона прямоугольника равна а, а угол между диагоналями, противоположную другой стороне прямоугольника, равен φ. Найдите площадь прямоугольника. (Ответ. a2tg.)
- 7. В рівнобічній трапеции меньшее основание равно боковой стороне, а острый угол равен φ. Найдите площадь трапеции.
Решение
Пусть в трапеции ABCD ВС = АВ = CD = a, BAD = ADC = φ (рис. 50). Опустим перпендикуляр из точки В на основание AD. Из прямоугольного треугольника АВК имеем:
ВК = h = аsиnφ, АK = асоsφ.
Тогда AD = 2AK + BC = 2а соsφ + а.
Следовательно, S = ∙ BK = ∙ аsиnφ = = а2sinφ(1 + соsφ).
Ответ. а2sinφ(1 + соsφ).
V. Домашнее задание
- 1. Подготовиться к тематической контрольной работы № 1.
- 2. Решить задачи.
1) В рівнобічній трапеции параллельные стороны равны 60 см и 20 см, а непараллельные - 13 см и 37 см. Найдите площадь трапеции.
Решение
Пусть в трапеции ABCD (рис. 51) BC || AD, AD = 60 см, ВС = 20 см, АВ = 13 см, CD = 37 см.
Проведем CF || AB. В треугольнике CFD: CF = АВ = 13 см, СD = 37 см, FD = AD - BC = 60 - 20 = 40 (см). Найдем SΔCFD по формуле Герона:
SΔCFD = = = 240 (см2).
С другой стороны, SΔCFD = CK ∙ FD, где CKFD, тогда 240 = СK ∙ 40; СК = = 12 (см). SABCD = ∙ СК = ∙ 12 = 480(см2).
Ответ. 480 см2.
2) Докажите, что в прямоугольном треугольнике радиус вписанной окружности равен половине разности между суммой катетов и гипотенузой.
Решение
Пусть в треугольнике ABC C = 90°, О - центр вписанной окружности (рис. 52). Из точки О проведем радиусы окружности в точки касания К, D, F. Поскольку KCDO - квадрат, то KO = OD = CD = KC = r.
Пусть АС = b, СB = а, АВ = с, тогда BF = DB = a - r, AF = AK = b - r. Поскольку BF + AF = c, то имеем a - r + b - r = c, тогда 2r = а + b - с, r = , что и требовалось доказать.
3) Докажите, что площадь многоугольника, описанного около окружности, равна половине произведения периметра многоугольника на радиус круга.
Решение
Докажем для шестиугольника. Пусть многоугольник А1А2А3А4А5А6 описан вокруг окружности с центром О (рис. 53).
Проведем из точки О в точки соприкосновения отрезки, тогда будем иметь ВB1 = ОВ2 = ОВ3 = ОВ4 = ОВ5 = ОВ6 = r.
= r ∙ А1А2 + r ∙ А2А3 + r ∙ А3А4 + r ∙ А4А5 + r ∙ А5А6 + r ∙ А6А1 = r(A1A2 + A2A3 + A3A4 + A4A5 + A5A6 + A6A1) = rP.
VI. Подведение итогов урока
Вопрос к классу
Что новое вы узнали во время изучения этой темы?