УРОК № 15
Тема. Итоговый урок
Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания и способы действий, которые освоили учащиеся во время изучения темы 1 «Неравенства».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.
II. Проверка домашнего задания
Для экономии времени тщательной проверке подлежат только упражнения на применение алгоритмов, изученных на предыдущем уроке и составленных учащимися дома.
III. Формулировка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Основная дидактическая цель урока и задачи на урок вполне логично вытекают из места урока в теме - поскольку урок является предпоследним, итоговым, то на повестке дня встает вопрос о повторение, обобщение и систематизацию знаний и умений, приобретенных учащимися в ходе изучения темы 1 «Неравенства». Такая формулировка цели создает соответствующую мотивацию деятельности учащихся.
IV. Повторение и систематизация знаний учащихся
Методический комментарий
В зависимости от уровня подготовки учеников их работу учитель может организовать разными способами: либо как самостоятельную работу с теоретическим материалом (например, за учебником или конспектом теоретического материала повторить содержание основных понятий темы или составить схему, отражающую логическую связь между основными понятиями темы, и т.п.), или традиционно провести опрос
(в форме интерактивной упражнения) с основными вопросами темы (см. устные упражнения ниже).
Устные упражнения
1. Когда число а больше числа b, меньше числа b, равен числу b?
2. Как расположены на координатной прямой точки, соответствующие числам а и b, если а b?
3. Какие неравенства называют строгими? нестрогими?
4. Сформулируйте свойства числовых неравенств.
5. Сформулируйте свойство сложения числовых неравенств.
6. Сформулируйте свойство умножения числовых неравенств.
7. Приведите примеры неравенств с одной переменной. Какое неравенство называется линейным неравенством с одной переменной?
8. Что называется решением неравенства с одной переменной? Что значит решить такое неравенство?
9. Приведите примеры числовых промежутков.
10. Какие неравенства называют равносильными?
11. Сформулируйте свойства равносильности неравенств.
12. Когда неравенства с одной переменной образуют систему неравенств?
13. Что называется решением системы неравенств с одной переменной?
14. Назовите шаги решения системы неравенств с одной переменной.
V. Повторение и систематизация умений учащихся
Методический комментарий
Обычно этот этап урока проводится в форме групповой работы, цель которой заключается в том, чтобы ученики сами сформировали и испытали обобщенную схему действий, которой они должны придерживаться при решении типовых задач, подобные которым будут вынесены на контроль. Типичными задачами являются следующие:
1) выполнить изображение числового промежутка, который соответствует данному неравенства с одной переменной;
2) найти сечение или объединения числовых промежутков;
3) решить линейные неравенства с одной переменной;
4) решить системы и совокупности линейных неравенств с одной переменной;
5) решить неравенства вида | х | а путем решения систем линейных неравенств с одной переменной;
6) решить неравенства вида | х | > а путем решения совокупности линейных неравенств с одной переменной;
7) найти ОДЗ выражения, содержащего переменную под знаком арифметического квадратного корня;
8) решить линейное неравенство с одной переменной с параметром.
После формирования списка основных видов задач учитель объединяет учеников в рабочие группы (по количеству видов заданий) и задания каждой из групп формулируется так: «Составить алгоритм решения задачи...» (каждая из групп получает свое личное задание). На составление алгоритма каждой из групп отводится определенное время, за которое участники группы имеют; составить алгоритм, записать его в виде последовательных шагов, подготовить презентацию своей работы. По окончании происходит презентация выполненной работы каждой из групп. После презентации - обязательное испытание алгоритмов: причем желательно, чтобы группы обменялись алгоритмами и проверили их применение не на одном, а на нескольких задачах. После испытания - обязательная коррекция и подведения итогов.
VI. Итоги урока
Итогом урока обобщения и систематизации знаний и умений учащихся является, во-первых, составленные самими учениками Обобщенные схемы действий при решении типовых задач, во-вторых», осуществления учащимися необходимой части сознательной умственной деятельности - рефлексии - отражения каждым учеником своего восприятия, своих успехов и, самое главное, проблем, над которыми следует еще поработать.
VII. Домашнее задание
1. Изучить составленные на уроке алгоритмы.
2. Используя составленные алгоритмы, выполнить тренировочную контрольную работу № 2 [8, приложения].