Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 14. ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И ВЫБОРА ПРОИЗВОДСТВА

 

Цель урока: выяснить содержание и последствия ограниченности производственных ресурсов и пути роста производственных возможностей; научить различать полную и неполную занятость ресурсов и полный и неполный объем производства; развивать логичность и последовательность в изложении своей мысли; воспитывать бережное отношение к ресурсам.

Основные понятия: ограниченность ресурсов, фактор производства, производственный ресурс, воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы, полная занятость, полный объем производства, распределительная и производственная эффективность, проблема выбора, цена выбора (альтернативная стоимость).

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 

III. Изучение нового материала

1. Лекция учителя

Содержание ограниченности производственных ресурсов

Основная экономическая проблема, которая встает перед отдельными людьми, группами людей и обществом в целом, заключается в том, что производственные ресурсы в природе и экономическом обороте ограничены, а некоторые из них вообще считаются редкими.

Ограниченность ресурсов означает несбалансированность между относительно неограниченными потребностями и относительно ограниченными средствами, источниками, которые обеспечивают удовлетворение этих потребностей. Ни одно общество не обладает достаточными ресурсами для производства такого объема товаров и услуг, которого оно желает.

Для удовлетворения своих потребностей люди используют необходимые средства, которые называются экономическими (производственными) ресурсами, или факторами производства.

Понятия «фактор производства» и «производственный ресурс» рассматривают как тождественные, хотя между ними есть определенная разница.

Фактор (от лат. factor - тот, что делает), или фактор, является двигателем определенного процесса.

Ресурс (от франц. resource - ценность, запас, источник средств) потенциально может стать фактором, но становится им не всегда.

Факторами производства, а следовательно, и производственными ресурсами, являются земля, труд, капитал, предпринимательские способности.

Производственные ресурсы состоят из всего того, что необходимо для производства нужных людям товаров и услуг. Это фабричные и сельскохозяйственные здания и сооружения, различное оборудование, инструменты, машины, средства транспорта, связи, труд, земля, самые полезные ископаемые и т.д.

Земля как производственный ресурс - это все дарованные блага природы, которые применяются в производстве, а именно: пахотные земли, пастбища, леса, месторождения полезных ископаемых, водные и другие виды природных ресурсов, ограничены территорией страны, особенностями геологического состава ее почв, географическим положением, климатическими особенностями и рядом других факторов.

Ограниченность капитальных ресурсов (машины, инструменты, оборудование, здания, сооружения, транспортные средства и т.п.) предопределена всем предшествующим экономическим развитием каждой страны, достигнутым технологическим уровнем производства, имеющимися возможностями импорта капитальных ресурсов. Конечно, можно построить новые фабрики и фермы, шоссе и каналы, изготовить оборудование. Однако для этого требуется время и ресурсы для их создания.

Ограниченность трудовых ресурсов обусловлена общим количеством населения страны и долей трудоспособных людей в его составе; его возрастным и половым составом, степенью физического здоровья. Ограниченной является также количество людей определенной специальности и определенного уровня квалификации, крайне необходимых для производства общественных благ.

Относительно ограниченности предпринимательских способностей, то лишь незначительная часть трудоспособного населения страны, а это всего 5-7 %, могут быть удачными предпринимателями. Бесспорно, до страны можно пригласить квалифицированных иностранных менеджеров или подготовить собственные квалифицированные кадры, однако это требует времени и средств.

 

Воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы

К воспроизводимых производственных ресурсов относятся те, что создаются и восстанавливаются природой (водные бассейны, почва, флора, фауна) и обществом (средства производства). К воспроизводимых одновременно и природой, и обществом относятся трудовые ресурсы: люди появляются в мир как биологические существа и приобретают в обществе необходимых знаний и навыков для производственной деятельности.

К невоспроизводимых относятся полезные ископаемые, которые полностью потребляются как сырье. Кроме того, время воспроизведения некоторых ресурсов является таким длительным, что их можно отнести к невоспроизводимых. Это, в частности, уничтожены черноземы, вырубленные леса, загрязненные водоемы. Для воспроизведения этих напівзнищених ресурсов нужны общенациональные усилия и не одно столетие.

Ограниченность определенной степени относительна, ведь она обусловлена уровнем потребностей. Ограничив потребности, можно относительно уменьшить и ограниченность ресурсов.

Некоторые виды ресурсов, и прежде всего невоспроизводимые, ограничены самой природой, следовательно, раньше или позже наступит время их исчерпания. Ученые уже подсчитали общие размеры нефти, газа, угля и других полезных ископаемых и сроки их исчерпания. Ограниченными являются площади черноземов, водоемов, рек, лесов и т.д. Эти ресурсы абсолютно ограничены.

Использование всех имеющихся для производства ресурсов характеризует понятие «полная занятость». В обществе не должно быть предприятий или капитального оборудования, простаивающих земли, которая не обрабатывается, работников, которые вынужденно остаются без работы.

Следует отметить, что речь идет только о пригодные для производства ресурсы. Если взять, например, ресурс труда, то пригодными к работе являются лица в трудоспособном возрасте, определенном законодательством страны.

Общество также определяет пригодность к использованию таких ресурсов, как земля, производственные фонды.

Скажем, часть пахотных земель сознательно изымается из севооборота под пар. На некоторый период может возникнуть необходимость в остановке цеха для его технической реконструкции и т.д.

Однако, использование всех имеющихся ресурсов не гарантирует эффективного функционирования экономики. Следует еще обеспечить полный объем производства.

Полный объем производства означает, что ресурсы используются так, что они наиболее полно удовлетворяют потребности общества. Если экономика не достигает полного объема производства, то ресурсы недоиспользуются.

Поскольку ресурсы редки, экономика при полной занятости и полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуска товаров и услуг.

 

Производственные возможности

Ограниченность производственных ресурсов и многовариантность их применения привели к формированию понятия «производственные возможности».

Производственные возможности - это возможности общества по производству экономических благ при условии полного и эффективного использования всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

2. Выполнение задания

Допустим, после окончания уроков в старшеклассника остается восемь часов свободного времени и он хочет его использовать для выполнения домашних заданий и просмотра передач по телевизору. Как можно распределить это время?

Конечно, можно все восемь часов смотреть телевизор или готовить уроки.

Но есть и другие возможности, то есть можно сделать и одно, и второе. Возможные решения представлены в виде таблицы (шкалы производственных возможностей).

 

Варианты решений

Время приготовления уроков

Время просмотра телевизионных передач

А

8

0

Б

7

1

В

6

2

Г

5

3

Д

4

4

Е

3

5

Есть

2

6

Же

1

7

3

0

8

 

 

1) 3а данным таблицы постройте график различных возможностей использования свободного времени старшеклассника.

2) Определите свой вариант использования свободного времени. Решение обоснуйте.

И таблица, и график иллюстрируют различные возможности использования свободного времени.

Похоже задачу следует решить и обществу, принимая решение относительно использования своих ограниченных ресурсов. Именно из-за ограниченности ресурсов актуальной становится проблема выбора.

 

Необходимость выбора как следствие проблемы ограниченности

Проблема выбора - одна из важнейших и сложнейших проблем для любого человека или общества. Проблема выбора заключается в том, что вследствие ограниченности ресурсов по сравнению с масштабами человеческих потребностей всегда приходится выбирать, на что именно тратить эти ресурсы. Ведь невозможно использовать одни и те же ресурсы дважды и одновременно. Выбор - это возможность получить что-то, но в то же время это - необходимость отказаться от другого.

В реальной жизни люди постоянно совершают выбор. При этом они отдают предпочтение лишь одному из возможных вариантов (альтернатив) и фактически теряют возможность получить что-то другое. Поскольку экономические блага нельзя получить, не потеряв чего-то, не заплатив за них утраченной возможностью получить что-то другое. Выбор всегда имеет цену, или альтернативную стоимость (стоимость упущенной возможности).

Если, например, сельская община осуществляет выбор, что построить на свободном участке земли вблизи автострады: автостоянку, автозаправочную станцию или магазин, - и выбор сделан в пользу автостоянки, то ценой такого выбора - отвод этой земли под автостоянку - будет утрачена возможность иметь объект, второй по значению после выбранного (автозаправочную станцию).

Таким образом, термин «цена выбора» (или альтернативная стоимость) касается самой желанной среди невыбранных альтернатив, или второй по значению после выбранного варианта.

3. Упражнение «Выбор»

Представьте, что выиграли в лотерею 1000 грн. Обсудите с учениками, на что они хотели бы потратить данную сумму денег. Предложите им записать свои предложения в тетрадь. После того, как список станет достаточно большим, попросите учеников выделить звездочкой самое важное для них желании, а кружочком обвести следующую за бажаністю потребность.

Разделите доску на две части. Одну часть назовите «Выбор», другую - «Стоимость» (цена выбора). Предложите нескольким ученикам записать свой ответ в столбце «Выбор». Второе по бажаністю решение записать в столбце «Стоимость».

(Следует отметить, что во время принятия решения есть реальный выбор и второе по значимости решение - цена выбора, или альтернативная стоимость).

 

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Выполнение практических заданий

1. Спонсоры предложили вокально-инструментальному ансамблю выбрать один из следующих подарков: синтезатор,

гитару или установку для цветной музыки. Ученики оценили полезность подарков соответственно в 7,5 и 10 баллов. По цене самый дорогой синтезатор, затем - установка для цветной музыки, потом - гитара. Определите выбор членов вокально - инструментального ансамбля и его альтернативную стоимость. (Ответ. Выбор - установка для цветной музыки, альтернативная стоимость - синтезатор.)

2. Городской голова города N решил использовать незастроенные площади в центре. Они находятся между деловой частью города и большим кварталом, где ведется жилищное строительство. Городской совет, который принимает решение, должен рассмотреть два предложения. Первая - построить детскую игровую площадку, вторая - построить стоянку для автомобилей. Прежде чем принять решение, совет устроила общественные слушания по этому вопросу. Среди тех, кто намеревался выступить, были: владелец магазина в центре города; отец ребенка, который живет в центре города; отец ребенка, который живет на окраине города; человек, который ездит на работу в центр города.

Как в каждом случае раскрывается «проблема выбора» и «цена выбора»?

Вопросы для обсуждения

1. Что такое ограниченность ресурсов?

2. В чем заключается главная проблема экономики?

3. Почему общество должно делать выбор?

Великий индийский гуманист Махатма Ганди утверждал: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».

1) Какую общую экономическую проблему можно соотнести с высказыванием М. Ганди?

2) Объясните, почему «человеческая жадность» (ее можно трактовать как стремление человека как можно полнее удовлетворить свои материальные потребности) приводит к проблемам с использованием имеющихся ресурсов.

3) есть потребности, удовлетворение которых не предусматривает исчерпание ресурсов?

 

V. Итог урока

 

VI. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

 

Приложение

Проблема выбора