География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 15. АФРИКА. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОСВОЕНИЕ

 

Учебная цель: сформировать общие представления о содержании и структуре раздела «Материки»; ознакомить с типовым планом изучения материков; сформировать первичные умения определять характерные признаки географического положения материка Африка, характеризовать основные этапы исследования материка; способствовать формированию познавательного интереса к разделу

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Африки, иллюстративные (видео); материалы природы материка, портреты исследователей (Васко да Гама, Д. Ливингстон и др.), атласы, учебники, шаблоны Африки, контурные карты.

Основные понятия: материк, географическое положение, экватор, тропик, нулевой меридиан, крайние точки, географические координаты, протяженность материка, береговая линия, путешествие, экспедиция, колонизация.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

• Покажите на карте и назовите океаны, которые были изучены на предыдущих уроках. Покажите и назовите материки Земли.

• Вспомните, на какие части раскололся древний материк Ґондвана. Что вам известно об Африке?

• Почему изучение какого-либо географического объекта целесообразно начинать с характеристики географического положения?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Как вам уже известно, континенты или материки - это крупные массивы суши, со всех сторон окруженные водой. Если бы мы с вами побывали на Земле примерно 250 млн. лет назад, то увидели бы только один огромный массив суши - так называемый суперконтинент Пангею. Впоследствии Пангея раскололась на Ґондвану и Лавразию, из которых потом сформировались шесть ныне существующих материков. Каждый из материков имеет свои природные особенности. Но их совместная в прошлом геологическая история тоже оставила свои следы. Изучая природу материков, вы обязательно узнаете об их особенностях, выясните признаки общего геологического прошлого наших континентов. Первым вы будете изучать материк Африка. Это континент самых высоких температур на Земле и контрастных природных комплексов. Здесь находятся самая большая пустыня мира Сахара и один из крупнейших массивов экваториальных лесов, самая длинная река планеты и самое большое пресноводное озеро. В Африке сохранился уникальный животный мир, который поражает многообразием крупных млекопитающих, рептилий и птиц-эндемиков. На Африканском континенте были найдены древнейшие, изготовленные 2,6 млн. лет назад, каменные орудия. Здесь же, по мнению большинства ученых, появился человек современного вида - Homo sapiens, или Человек разумный.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с планом изучения материка

1) История открытия и исследования.

2) Географическое положение: площадь; расположение относительно экватора и нулевого меридиана тропиков, полушарий и географических поясов; крайние точки; протяженность в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток; океаны и моря, характер течений, которые омывают материк; ближайшие по расположению материки и пути сообщения с ними.

3) История формирования материка (тектонические структуры и их размещение).

4) Основные формы рельефа и их взаимосвязь с тектоническими структурами.

5) Полезные ископаемые и закономерности их размещения.

6) Климат (климатообразующий факторы и их влияние на показатели климата, климатические пояса и области; общие особенности климата).

7) Внутренние воды озер, болот, искусственных водоемов, ледников, подземных вод.

8) Природные зоны. Размещение природных зон, закономерности их распространения и характеристика).

9) Население и политическая карта: количество, плотность и особенности размещения населения; расы, народы, религии; политическая карта материка.

2. Географическое положение Африки, обознаки береговой линии

Площадь 30,3 млн. км2 (2 место). Африка почти посередине пересекается экватором, лежит во всех четырех полушариях Земли. Большая часть Африки находится в жарком тепловом поясе, который определяет особенности ее природных условий.

Выполнение практической работы 7 «Определение географических координат крайних точек Африки»

Северная - мыс Рас-Енґела (37° с. ш.; 10° в. д.), южная - мыс Аґульяс (Ігольний, 35° ю. ш.; 20° в. д.), западная - мыс Альмади (14° с. ш.; 18° з. д.), восточная - мыс Рас-Хафун (11° с. ш.; 52° в. д.).

Африка омывается водами двух океанов - Атлантическим и Индийским. Берега Африки в основном гористые, имеют мало естественных бухт. Моря Средиземное, Красное. Залива Ґвінейська, Баб-эль-Мандебский. Полуостров Сомали. Острова Мадагаскар, Мадейра, Канарские, Зеленого мыса, Коморские.

Вдоль Ґібралтарської проливу проходит морская граница между Африкой и Европой. На северо-востоке Африка имела сухопутную связь с Европой, но в XIX в. через Суэцкий перешеек был построен Суэцкий канал, который значительно сократил морской путь из Европы в Южную и Восточную Азию. Обозначения в тетрадях на шаблоне контура Африки географических объектов, связанных с географическим положением материка.

3. Исследование и освоение Африки Работа с учебником

Составление плана к тексту «Исследование и освоение Африки». Несмотря на близость Африки к Евразии, ее внутренние районы долгое время оставались неисследованными. Финикийцы, греки, карфагеняне, римляне, арабы. Б. Диаш, В. да Гама. Большой вклад в исследование материка внесли английские ученые Д. Ливингстон и Г. Стенли. В Африке и в наше время есть малоизученные территории.

 

V. Закрепление изученного материала

• В чем заключается особенность географического положения Африки?

• Почему внутренние области Африки долгое время оставались для европейцев «белым пятном»?

• Объясните причины европейской колонизации Африки. Назовите основные этапы исследования африканского континента.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Обозначить на контурной карте географические названия объектов, которые упоминались на уроке.

• Составить рассказ о воображаемое путешествие вокруг Африки, которая начинается из города Александрия.