Основы философских знаний
Раздел третий ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ВТОРАЯ ОБЩЕСТВО. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
2. Основные философские концепции общества
Возрождение XV-XVII вв.
Разновидность концепции постиндустриального общества концепция информационного общества, что считает главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. В ее формулировка значительный вклад сделали Збигнев Бжезинский, Дэниел Белл, Джордж Пэлтон, Алвин Тоффлер, Хан Эванс и др. Рассматривая общественное развитие как смену стадий, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием четвертичного, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революціонізуюча действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недиференційованими информационными спільностями. Традиционным громоздким корпорациям противопоставляются малые экономические формы - индивидуальная работа дома, электронный коттедж как модель человеческого существования в будущем. Модели человеческого существования в будущем входят в общую структуру информационного общества с его інфосферою, техносферой и другими сферами человеческого бытия.
Выдвигается проект " глобальной электронной цивилизации на основе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - телекомп'ютеренергетики (Дж. Пэлтон). Компьютерная революция постепенно ведет к замене традиционной печати электронными книгами, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Хан Эванс). Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат " микроэлектронной революции. Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Социологи Алвин Тоффлер и Джордж Мартин отводят главную роль телекоммуникационной кабельной сети, что обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при формировании политических решений. Технологически трактуется проблема преодоления социальных антагонизмов, отчуждения и дегуманизации. Труда в сфере искусственного интеллекта рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека.
Проблема новая историческая наука (школа Анналов) ставит вопрос о необходимости нахождения равновесных начал в истории. В XIX в. во Франции, измученной социальными ката - клизмами, формирование новой исторической науки осознанное философами. В начале XX в. известный философ Анри Берр основал центр исторического синтеза и приступил к изданию журнала с символическим названием «Revue de synthese historique». В 1911 году Анри Берр писал: «Есть некоторая самотиснуча форма истории, что, не нуждаясь в посторонней помочь сама способна предоставить ее историческому познанию». Эту идею Анри Берр попытался воссоздать в серии «Эволюция человечества». По свидетельству Жана Лефевра в серии отсутствует «общий исторический синтез» и не было «единой идеи общей эволюции человечества». Заполнить пробел попробовал новый исторический журнал «Annales de l'Histoire economique et sociale». Идейно много представителей будущей школы Анналов связаны с французской школой Эмиля Дюркгейма, что и нашло отражение в названии журнала. Леон Февр и Марти Блок, редакторы журнала, призвали устранить разрыв, который произошел между успехами точных наук и отставанием истории, и обращали внимание на необходимость расширить историческую проблематику за счет обращения к истории хозяйства, экономики, техники, орудий труда и т.п. Но особое место в палитре исторических исследований школы «Анналов» заняла «история чувств и образа мышления эпохи». Именно в истории ментальностей основатели школы видели суть истории, что позволяет осуществить общий исторический синтез. Так возникла историческая антропология,
обращала особое внимание на образ человека в истории и психологическую характеристику социальных и культурных институтов в жизни общества. Социальные явления разъяснялись психологическими условиями, а также коллективным способом чутье. Следуя традициям позитивизма, представители «школы Анналов» уделяют большое внимание влиянию среды, «коллективным судьбам и движениям», проблемам «человеческого единства», «продолжительности циклов», цивилизациям и обществам. В результате «событийная история» отступает на второй план, становясь часто простой иллюстрацией истории «длительных циклов» и естественно-научных факторов истории. В центре внимания «новой исторической школы» оказались не перерыва наследственности и социальные кризисы, а эпохи равновесия, ритмы изменения обществ и др.