Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел третий
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
ОБЩЕСТВО. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
2. Основные философские концепции общества

Концепция информационного общества.

Концепция постиндустриального общества кладет в основу социального прогресса изменении различных технологических эпох во всемирной истории, составляет дальнейшее развитие популярных в 60-е годы XX в. теорий индустриального общества французского социолога Раймона Арона и " стадий экономического роста американского социолога Уолта Ростоу. Найвідомі представители теории стадий экономического роста - Дэниел Белл, Герман Кан, Збигнев Бжезинский, Алвин Тоффлер (США), Жан Фурастье и Ален Турен (Франция).

Концепцию постиндустриального общества профессор Гарвардского университета Дэниел Белл излагает в книгах «Грядущее индустриальное общество» и «Культурные противоречия капитализма». Исходя из того, что развитие техники, производства автоматически ведет к социальным изменениям, Дэниел Белл указывает, что производственные отношения, отношения собственности не играют существенную роль в переходе к новому, более совершенному постиндустриального общества. В постиндустриальном обществе выделяются пять основных признаков: во-первых, в сфере экономики имеет место сдвиг от производства товаров к производству услуг (в здравоохранении, образовании, управлении, науке и т.д.); во-вторых, в сфере занятости наблюдается преобладание работников умственного труда; в-третьих, среди факторов, определяющих политику и всевозможные нововведения, центральное место занимают теоретические знания; в-четвертых, осуществляется планирование развития техники и контроль за ее использованием; в-пятых, в управлении используются новая интеллектуальная технология и ЕЕ методы, модели функционирования общества и его будущего. Дэниел Белл приходит к выводу, что в отличие от индустриального общества, где господствуют экономические институты, в постиндустриальном обществе господствуют политические институты, а экономика подчиняется политической системе. Формулируя философско-методологические основы постиндустриального общества Дэниел Белл опирается на тезис трех сфер общества, которыми управляют разные осевые принципы. В противоположность плоскому технологическом детерминизма обосновывается ценностный подход к проблемам техники, давая многостороннюю характеристику общественной жизни и включая в сферу анализа духовно-ценностную философско-антропологическую проблематику.

Вариант концепции постиндустриального общества сформулировал Алвин Тоффлер в книге «Третья волна». Наблюдая упадок старых и возникновение новых отраслей производства, Алвин Тоффлер предложил возможную трансформацию социальной и технологической реальностей, назвав их третьей волной. Он видит непосредственную связь в изменении техники и образа жизни, их ценностей: техника обусловливает тип общества и тип культуры, причем влияние имеет волнообразный характер. К - и постиндустриальные волны в развитии техники и ее влияние на общество описываются Алвіном Тоффлером как симметрично разбегаются: если первая аграрная война происходила почти 10 тыс. лет, выплеснула индустриально-заводской массовый тип культуры и общества, то третья волна тянет человечество в бесконечность технологической творчества индивидов. Однако центр трех волн в развитии технических цивилизаций образует именно индустриальное производство - силовая техника второй волны, проекция сенсорно-моторной деятельности человека. Подчеркивается отсутствие подобной техносферы к промышленной революции и отличие новых технологий конца XX в. от техники индустриализма. Индустриализм, по мнению Алвина Тоффлера, - полная цивилизация со старой техникой, ей соответствует особое учение познания, особый образ жизни, который характеризуется централизацией, гигантизмом и однообразием (масовидністю), сопровождающимися угнетением, убожеством и экологическим упадком. Преодоление пороков индустриального мира считается возможным в будущем.

Постиндустриальное общество основывается на современной високорозвинутій компьютерной технике. Компьютеры проникают во все сферы жизни общества, включая быт, домашнее хозяйство, в сферу обслуживания. Компьютерная революция существенно изменяет классовое деление общества, семейные отношения, воспитание детей. С ее осуществлением происходят изменения в организационных формах, социальных структурах, потому что в промышленности возникает все больше видов работ, которые можно осуществлять в домашних условиях. В жилые комнаты переместятся и рабочие места административного и технического персонала, архитекторов, дизайнеров, врачей, учителей и т.д. В результате изменений социальная структура общества будет состоять, во-первых, из специалистов-администраторов, работников культуры, инженеров, медиков, экономистов и др.; во-вторых, с техников и напівспеціалістів; в-третьих, из служащих и работников сферы торговли. Критериями деления на социальные слои служат знания и квалификация, сфера общественной деятельности и место того или иного человека в политической системе. Отношение людей к средствам производства и место людей в системе общественного производства игнорируются.

Символы третьей волны - целостность и индивидуальность, а также человеческая чистая технология. Новые технологии вытесняют характерно для индустриализма господства над природой. Происходит интеллектуализация производства, разнообразие становится такой же дешевой, как и однообразие; сегментация рынка формирует новые хозяйственные ценности; меняется характер труда, переосмысливаются понятия рабочее место, занятость, безработица и т.д. Мир перестает казаться машиной, заполняется инновациями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. В новом мире, считает Алвин Тоффлер, рациональных норм для организации общества и экономики уже недостаточно. В будущем необходим отказ от вузькоутилітарного понимание производства, создание ценностей за пределами рынка, распространение бесприбыльных организаций в сфере гуманитарного развития.

Во Франции всемирно известный экономист и социолог Жан Фурастье сформулировал концепцию постиндустриального общества. В ряде произведений: «Великая надежда XX столетия», «История завтра», «Революция на Западе» и др. красной нитью проходит идея фетишизации технического прогресса, техника провозглашается решающей силой цивилизации, выбросив на задний план все юридические и политические факторы, режим собственности, производственные отношения и др. Технический прогресс - единственный источник общественного развития, повышая производительность в промышленности и сельском хозяйстве, но почти не касается сферы услуг, ведет к общему росту благосостояния и истиранию полюсов бедности и богатства. Вместе с тем технический прогресс, по мнению Жана Фурастье, осуществляет не только революцию в доходах, но и антропологическую революцию, обеспечивая переход от аффективного, такого, что апеллирует к социально-политических преобразований типа человека к взвешенного типа, который рассматривает все явления технико - экономически. Задачей социального прогнозирования провозглашается устранение социально-политического экрана с помощью сопоставления основных факторов роста в большие промежутки времени и выявления экономической эволюции в чистом виде. Сопоставление важных показателей жизни масс в доиндустриальный период с современными показателями индустриального общества позволяет Жана Фурастье выделить глобальные тенденции современной цивилизации, экстраполяция которых и позволяет представить цивилизацию. Разделив историю на два периода: от неоліта к XVII - XVIII вв. - традиционное общество и с XVIII в. до современности, Жан Фурастье стремится выделить кардинальное мутацию человечества, обусловленную вступлением в индустриальной эры: для нее присущи существенные изменения в продолжительности труда и образования, степени комфорта в быту, на работе и профессиональном удовлетворении, уровне общественной гигиены и продолжительности жизни.

Жан Фурастье видит в научно-техническом прогрессе не только положительные стороны, но и отрицательные. Среди негативных: последствия научно-технической революции, крушение тысячелетних гарантий стабильности психического равновесия человека, нарушение личных связей, контактов человека с живой природой, размеренных ритмов жизни, то есть индустриализация приводит к нарушению антропологических и подобных потребностей человеческой личности. Поэтому, по Жапом Фурастье, впереди лежит эпоха постиндустриального общества, во многом близкий индустриальном. Концепция постиндустриального общества изложена в книге «Открытое письмо четырем миллиардам людей». С точки зрения возрастных тенденций, утверждает Жан Фурастье, сцієнтистська уверенность, что как будто - то в будущем человек будет решать только на основе научно проверенных данных, утопическая, потому что «жить - постоянно быть вынужденным с целью самосохранения принимать решения в условиях отсутствия достаточной информации, не имея ни средств, ни времени проверить, насколько решение соответствует требованиям реальности». Отрицательные черты индустриального общества проявляются в стремлении устранить неорганизованную человека, покорить все технически продуманной рациональности, реализовать введенное Гербертом Маркузе понятие одномерности и тем самым лишить человека человеческого. Поэтому на смену индустриальному идет постиндустриальное общество, локализуясь тенденции техницизма, усиливает такие позатехнічні элементы культуры, как искусство, где выражается извечная, аффективная человек, который любит, ревнует, завидует и страдает; мораль, что помогает преодолевать паралич воли; философия, формулирует целостную концепцию мира; религия, что вдохновляет человека перед непознанным.

Обновления устойчивости, разрушенной индустриальным обществом рационализма без чувств, значительно связывается Жан Фурастье с концепцией досуга, потому что, в отличие от индустриальной цивилизации труда, постиндустриальная цивилизация выступает цивилизацией досуга. Устойчивость становится недостижимой, если общество не преодолеет разорванности труда и досуга, что означает распад целостности человеческого существования. Жан Фурастье трактует досуга как средство формирования всесторонне развитой постиндустриальной лица, в связи с чем цивилизация досуга выступает как цивилизация знания, развития интеллекта, что создает возбуждение, лихорадочные ритмы существования, присущие доиндустриальном обществу. Создание такой цивилизации невозможно на базе массовой человека - человека пригород, в связи с чем набирает оборотов тенденция расслоения общества на элиту и массу. Стабилизирующие механизмы технической цивилизации, созданные индустриальным обществом, будут срабатывать на массу, судьбой которой станет заполнения сферы услуг, где технический прогресс остановился и возникло бессодержательное, пассивное досуг. Массовая человек постиндустриальной эры мыслит бытовыми категориями, довольна материальным богатством и далека от общественных проблем. Наоборот, элита, представленная людьми творческих профессий, обеспечивает массовую человека достижениями науки и техники, новыми формами труда и быта, превращая ее в пассивный объект прогресса. Перспективы распределения, наметившиеся на думающую меньшинство досужого плебса становится угрожающим, и возникает вопрос о формировании четвертичной цивилизации. В концепции главный тезис Жана Фурастье заключается в том, что отличительная черта постиндустриализма - удовлетворение нематериальных потребностей, рост гуманистических элементов культуры.