РАЗДЕЛ 6 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
6.3. РЕЧНЫЕ ПОРТЫ
Порт - предприятие водного транспорта откуда начинается и где заканчивается
перевозки пассажиров и грузов водным путем. В порту перемещают грузы с
наземного транспорта на водный и наоборот; хранят, сортируют и комплектуют
грузы; отправляют грузы наземным или водным транспортом: организуют движение
и обслуживание флота в пределах портовой акватории (водной части), а подвижного
состав наземного транспорта - в пределах портовой территории (наземной части);
обеспечивают флот топливом, материалами, водой, продовольствием: проводят
перегрузочные операции портовыми средствами.
Основными элементами порту акватория, территория и причальная линия. Причальная
линия - совокупность смежных или отдельно расположенных причалов. Составные части
акватории: водные подходы; внешние и внутренние рейды для стоянки судов на
якорях; внутренние бассейны для стоянки судов у причалов.
Различают русловые, позаруслові и смешанные порты. В русловых портах причальные
линии розтянуті по берегу реки. их эксплуатация зависит от режима реки, поэтому
в их акватории часто выполняют днопоглиблюючі работы.
В позаруслових портах причальные линии расположены компактно в искусственных бассейнах,
их недостаток - затруднено введение несамоходных судов.
В смешанных портах причальные линии расположены как в искусственных бассейнах, так и по
берегах реки.
Организация работы порта определяется его технологическим процессом, что включает в
себя технико-распорядительная акт, технологические карты грузовых работ, технологические
процессами обработки судов.
Причал - комплекс сооружений, оборудованных для причаливания и стоянки судов у
берега, с целью проведения грузовых операций, высадки и посадки пассажиров,
ремонта и т.п.
Остановка - прибрежный пункт, где происходит высадка и посадка пассажиров и
принятие груза.
Для выполнения ремонта подводных частей судов на речном транспорте
используют эллинги и доки, которые бывают сухие и плавучие. Эллинг - это рельсовая
колея, что входит по пологому берегу в воду. С помощью лебедок судно на
тележках вытаскивают на берег и устанавливают на ремонтную площадку (стапель).
Сухой док - камера, отделенная от реки воротами. Для принятия судна
открывают ворота, док заполняется водой и вводят судно. Затем ворота
закрывают, выкачивают воду и судно садится на опоры. Размеры составляют 75 м
ширину и до 500 м длиной.
Плавучие доки - это сплошной или составной из секций понтон с двумя полыми
продольными башнями по бокам. Для принятия судна балластные отсеки заполняют
водой, док погружается на глубину, достаточную для ввода судна в пространство между
башнями. Затем воду из отсеков выкачивают и док с судном всплывает. В верхней
части башен размещены служебные и жилые помещения и оборудования. Размеры
составляют до 60 м в ширину и до 300 м длиной.
Движение речного транспорта организуется по двум принципам: сквозном и
ділянковому. Сквозное движение используется на линиях, где условия плавания и
характер грузопотоков позволяют доставлять груз от отправителя к
адресату без перевалки. Движение за участками
организуют
там, где отдельные участки речного пути имеют разные условия плавания или разный
грузопоток.
Буксиры и толкачи используют по принципу сквозной тяги без изменения на
всему пути сообщения или по системе тяговых плеч. Склады для буксировки
формируют по нескольким схемам секционными или напівсекційними. Первые-целесообразно
использовать при устойчивых грузопотоках, что не требуют переформирования
состав, вторые - при распыленных грузопотоках.
Движение грузопассажирского флота организуется по линейной и рейсовой формами.
Линейная форма предусматривает выполнение регулярных рейсов кораблями, которые приписаны
к этой линии. Рейсовая форма - назначение специальных рейсов кораблей на
линиях нерегулярного движения.
Навигационный период - период года, в течение которого в зависимости от местных
климатических условий используют водные пути для транспорта. На Днепре он составляет
220-270 дней.