Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 6 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

6.3. РЕЧНЫЕ ПОРТЫ

Порт - предприятие водного транспорта откуда начинается и где заканчивается перевозки пассажиров и грузов водным путем. В порту перемещают грузы с наземного транспорта на водный и наоборот; хранят, сортируют и комплектуют грузы; отправляют грузы наземным или водным транспортом: организуют движение и обслуживание флота в пределах портовой акватории (водной части), а подвижного состав наземного транспорта - в пределах портовой территории (наземной части); обеспечивают флот топливом, материалами, водой, продовольствием: проводят перегрузочные операции портовыми средствами.

Основными элементами порту акватория, территория и причальная линия. Причальная линия - совокупность смежных или отдельно расположенных причалов. Составные части акватории: водные подходы; внешние и внутренние рейды для стоянки судов на якорях; внутренние бассейны для стоянки судов у причалов.

Различают русловые, позаруслові и смешанные порты. В русловых портах причальные линии розтянуті по берегу реки. их эксплуатация зависит от режима реки, поэтому в их акватории часто выполняют днопоглиблюючі работы.

В позаруслових портах причальные линии расположены компактно в искусственных бассейнах, их недостаток - затруднено введение несамоходных судов.

В смешанных портах причальные линии расположены как в искусственных бассейнах, так и по берегах реки.

Организация работы порта определяется его технологическим процессом, что включает в себя технико-распорядительная акт, технологические карты грузовых работ, технологические процессами обработки судов.

Причал - комплекс сооружений, оборудованных для причаливания и стоянки судов у берега, с целью проведения грузовых операций, высадки и посадки пассажиров, ремонта и т.п.

Остановка - прибрежный пункт, где происходит высадка и посадка пассажиров и принятие груза.

Для выполнения ремонта подводных частей судов на речном транспорте используют эллинги и доки, которые бывают сухие и плавучие. Эллинг - это рельсовая колея, что входит по пологому берегу в воду. С помощью лебедок судно на тележках вытаскивают на берег и устанавливают на ремонтную площадку (стапель).

Сухой док - камера, отделенная от реки воротами. Для принятия судна открывают ворота, док заполняется водой и вводят судно. Затем ворота закрывают, выкачивают воду и судно садится на опоры. Размеры составляют 75 м ширину и до 500 м длиной.

Плавучие доки - это сплошной или составной из секций понтон с двумя полыми продольными башнями по бокам. Для принятия судна балластные отсеки заполняют водой, док погружается на глубину, достаточную для ввода судна в пространство между башнями. Затем воду из отсеков выкачивают и док с судном всплывает. В верхней части башен размещены служебные и жилые помещения и оборудования. Размеры составляют до 60 м в ширину и до 300 м длиной.

Движение речного транспорта организуется по двум принципам: сквозном и ділянковому. Сквозное движение используется на линиях, где условия плавания и характер грузопотоков позволяют доставлять груз от отправителя к адресату без перевалки. Движение за участками

организуют там, где отдельные участки речного пути имеют разные условия плавания или разный грузопоток.

Буксиры и толкачи используют по принципу сквозной тяги без изменения на всему пути сообщения или по системе тяговых плеч. Склады для буксировки формируют по нескольким схемам секционными или напівсекційними. Первые-целесообразно использовать при устойчивых грузопотоках, что не требуют переформирования состав, вторые - при распыленных грузопотоках.

Движение грузопассажирского флота организуется по линейной и рейсовой формами. Линейная форма предусматривает выполнение регулярных рейсов кораблями, которые приписаны к этой линии. Рейсовая форма - назначение специальных рейсов кораблей на линиях нерегулярного движения.

Навигационный период - период года, в течение которого в зависимости от местных климатических условий используют водные пути для транспорта. На Днепре он составляет 220-270 дней.