Главная
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Лесоводство

РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

3.3 Работа с научной литературой

 

В подготовительный период научных исследований очень важно учиться рациональным способам обработки научной литературы, потому что эта работа для исследователя является повседневной. Чтение научной литературы отличается от чтения художественной и, как правило, состоит из следующих приемов.

1. Общее знакомство с произведением в целом просмотром его содержания и быстрым просмотром книги, статьи, рукописи, архивных материалов и т.д.

2. Чтение в порядке последовательного изложения материала с акцентом внимания на наиболее важные места текста.

3. Выборочное чтение материала.

4. Составление конспекта или тезисов и систематизация сделанных выписок.

5. Оформление новой информации на специальных карточках.

6. Повторное чтение материала и сопоставления его с другими источниками информации.

7. Обдумывание прочитанного материала: его критическая оценка, записи своих соображений относительно прочитанного.

Нужно помнить, что чтение научной литературы - работа трудоемкая, она требует исключительной внимания, сосредоточенности. Студенты, молодые ученые, начинающие пытаются читать научную литературу быстро, чтобы за минимальное время получить максимум информации. Но этого достичь не удается, потому что сначала нужно научиться читать с разбором, медленно, обдумывая суть новых знаний и запоминая новое. Каких-либо стандартов по этому поводу нет, потому что каждый ученый должен свои, индивидуальные черты памяти, определенный уровень ориентации в научном материале.

Важное значение при работе с научной литературой имеет привычка читать ее сосредоточенно, активно, не отвлекаясь. Только при таком порядке работы с книгой можно относительно быстро, продуктивно ознакомиться с новой научной информацией, оценить и усвоить ее.

Накопление научной информации. Наиболее распространенными среди научных сотрудников способами накопление научной информации являются записи. Формы этих записей бывают разные, но все они имеют цель сохранить на будущее какие-то данные, сведения и т.д. При этом записи должны быть удобными для их использования. Чаще всего применяются следующие формы записи научной информации:

- записи в виде дословного выписки с указанием источника, автора цитаты;

- записи в свободном изложении с точным сохранением содержания и указанием на источник и авторство;

- конспектирование материала из прочитанной книги, статьи и т. п.;

- подчеркивание и пометки на полях собственной книги, иногда разными цветами;

- дословные записи с собственным комментарием;

- фотографирование или ксерокопирование текста.

Записи могут быть в обычных тетрадях, на листах бумаги разного формата, но чаще всего - на библиографических карточках или карточках других размеров. Записи на карточках наиболее удобны для пользования и для составления библиографического списка.

Библиографические карточки имеют размеры 125x75 мм, изготавливаются из тонкого белого картона. На них записываются общие данные: фамилия автора, название публикации по правилам ведение библиографии, краткие сведения, которые интересуют исследователя.

Карточки для записей бумаги для компьютеров имеют размер 215х150 мм, на них записываются выходные данные источники информации и более детальное описание материала, который интересует исследователя. Вообще, карты могут быть любых размеров, но с ними работать удобнее, чем с записями в тетрадях.

Понятие "информация" является загальнонауковим, многоплановым и означает содержание сообщений о каких-либо фактах, явлениях и т.п. Различают много видов информации: документальная, письменную, устную, графическую, научную, политическую, техническую, патентную, историческую и библиографическую и др.

Накопление и обработка научной информации - это не техническая, а кропотливая творческая работа исследователя по ранее намеченному плану и хорошо продуманной методике. Первоочередная цель исследователя при этом состоит в виясненні того, что сделано в теме исследований в него другими авторами. То есть, научная информация позволяет оценить степень изученности данной темы. При этом нужно обращать особое внимание на первоисточники, в которых освещены начальную стадию исследований, иногда в следующих публикациях встречаются неточности, несогласованности с материалами первоисточников, которые потом с ссылками на эти публикации повторяются в других.

Определенную картину изучение научной темы можно составить и по указанным в публикациях библиографическими списками. Списки нужно использовать, обрабатывая приведенные в них публикации, которые с точки зрения исследователя должны быть полезными для исследований с научной темы.

При наличии компьютерной техники поиск и сохранение научной информации осуществляется с использованием персональных компьютеров.