РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Лекция 3.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
3.2 Планирование научно-исследовательской работы
Работа над
магистерской или кандидатской диссертацией должна быть спланирована по
приведенной выше схеме. Прежде всего автор должен четко представлять задачу и цель
научных исследований, чтобы сформулировать суть и актуальность научной темы,
практическую ценность возможных результатов научных исследований. В таком случае
спланировать работу рационально будет легче. Автор должен уяснить логическую
последовательность в выполнении запланированных работ, научиться видеть главное,
решающее, на чем нужно сосредоточить внимание и усилия на данном этапе
работы. Спланировав работу, нужно придерживаться плана, отвести дни и
часа для выполнения определенной работы, не отвлекаться на другие дела. Иногда в
ходе исследований нужно предыдущие планы уточнять. Но их также желательно
придерживаться. Все это приводит к упорядочению работы и экономии времени.
Подготовительные работы. В
науке известны примеры, когда недостаточное знание публикаций по теме исследований
приводило к повторению уже проведенных исследований. Именно поэтому исследователь -
начинающий должен особенно тщательно изучить те достижения науки, которые касаются
его темы.
Необходимую литературу
находят с помощью каталогов в библиотеках, которые бывают алфавитные, где
литература расположена в алфавитном порядке, и систематические, в которых литература
размещена в соответствии с универсального десятичного классификатора - УДК. Именно в
последнем и ведут поиск литературы по теме исследований.
Алфавитным каталогом
пользуются в том случае, когда известна фамилия автора публикации (если
авторов не более трех) или точное название книги. Поиск сборников статей,
справочников и т.п. проводится по первым словом в названии.
Если известна тема
поиска, а не конкретные публикации, то проводят поиск в систематическом каталоге
с помощью системы УДК. Эта система предусматривает разделение всех отраслей знаний на 10
классов, каждый класс - на 10 групп, а каждую группу - на 10 подгрупп и т. п. Для
удобства чтения индекса после каждых трех цифр ставится точка. Основные
классы системы УДК следующие. О. Общий раздел; 1. Философия; 2. Религия; 3.
Общественные науки. Право. Управления. 4. Свободный класс; 5. Математика. Естественные
науки; 6. Прикладные знания. Медицина. Техника. 7. Искусство. Прикладное
искусство. Транспорт; 8. Философия. Языкознание. Художественная литература; 9.
Краеведение. География. Биография. История.
Группы также имеют
свою структуру. Для удобства пользования систематическим каталогом применяют
специальные определители, например, (0,31) - энциклопедия; (0,75) - учебники
т.д. Кроме определителей характера материала, используют также определители
аспекта изучения вопрос. их указывают после основного индекса через точку и
два нуля перед цифровым обозначением. Например: 001 - теоретическая точка зрения,
научно-исследовательская работа; 002 - технология.
Две точки соединяют
понятия, которые связаны по сути. Например, 621.9 - резки путем снятия
стружки +536.2 - теплопередача. Вместе будет следующий индекс 621.9:536.2 -
теплопередача при резке снятием стружки. 001 - научно-исследовательская работа +167
методология. Вместе - 001:167 - методология научных исследований.
Если раздел системы
УДК, к которому относится тема исследования, неизвестен, то поиск в систематическом
каталоге осуществляют с помощью алфавитно-предметного каталога, в котором
отыскивают ключевое понятие, которое определяет раздел УДК систематического каталога.
Предварительно определяют, есть ли в таблице с перечнем разделов УДК название темы, которая
исследуется.
При пользовании
каталогом необходимо соблюдать правила: ключевое слово выражать максимальной
количеством синонимов. Если ключевое слово в предметном указателе отсутствует, то
его нужно заменить более общим понятием. При пользовании сеткой
Интернета его особенно нужно соблюдать.
Много лет УДК
применялась как наиболее совершенная классификация. Но развитие научных
знаний, возникновение новых понятий в научной и практической деятельности людей
обусловили появление новой - библиотечно-библиографической классификации (ББК), которая имеет
более расширенную систему классификации и индексирования знаний. Основные структурные
единицы ББК представлены 21 разделу, каждому из которых присвоены индекс
прописных букв русского алфавита. Классификация включает в себя отделы, специальные
таблицы. Типичным окремостям присвоены индексы в виде букв строчних
русского алфавита, а более мелким - арабские цифры в десятинной системе.
Поиск патентных
материалов по теме исследований. Патентная документация представляет собой наиболее полное
собрание научно-технические решения за последние два века. Она
подготовлена по соответствующим стандартом и определенным образом классифицирована. В современный
период в большинстве развитых стран применяется система МКВ - Международная
классификация изобретений. Она имеет 8 разделов, 20 подразделов, 115 классов, 607
подклассов, 600 групп и более 45000 подгрупп. Разделы МКВ следующие:
А - удовлетворение
потребностей человека;
В - разные
технологические процессы;
С - химия и
металлургия;
D - текстиль и бумага;
Е - строительство;
Г - прикладная
механика, освещение и отопление; двигатели и насосы; оружие и боеприпасы;
Есть - техническая физика;
Н - электричество.
Для каждого изобретения
указывается: номер авторского свидетельства или патентный номер заявки, дата
приоритета, индекс по системе УДК, фамилия и инициалы изобретателя, наименование
заявителя, формула изобретения, которая отражает его новизну и полезность, а также
необходимы для понимания сущности изобретения рисунки и схемы.
Патентная информация
обязательно должна предшествовать научному исследованию, обеспечивая:
- прогнозирование тенденции
развития научных направлений, объектов техники и технологических процессов;
- оценку
технологического уровня разработок путем сопоставления их с последними
запатентованными объектами;
- проверку патентной
чистоты разработок.
Патентный поиск
нужно делать за последние 5-8 лет, подсчитывая количество патентов и
авторских свидетельств за каждый год. Это нужно делать для следующих выводов.
Если количество
патентных публикаций с каждым годом растет, то тема, которая исследуется, без
сомнения актуальна.
Если количество
патентных публикаций из года в год примерно одинакова, то для исследований
целесообразно разработать параллельный (резервный) путь, а тему исследований расширить.
Если количество
патентных публикаций из года в год уменьшается, то данная тема не имеет достаточного
новизны и нужно вести поиск новых исследований, которые и дали более надежные
результаты.