Раздел III
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УКРАИНЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
6. Педагогические взгляды Григория Сковороды
Жизнь и деятельность философа, самобытного просветителя, гуманіс и, педагога, поэта Григория Сковороды (1722 - 1794) - это жизнь патриота, верного сына украинского народа. В 12 лет он поступил в Киево-Могилянской академии, где учился в 1734 - 1741, 1744 - 1745, 1751 - 1753 годах.
Достаточно долгое обучение охватывало и длительные путешествия по странам Западной Европы. Он освоил латинский, греческий, польский, немецкий и церковнославянский языки. Современник Руссо и Дидро, Лессинга и Гердера, Новикова и Радищева, Г. Сковорода глубоко воспринял дух тогдашнего просвещения, веру во всемогущество человеческого разума, в торжество правды и справедливости.
С 1751 до 1769 г. Григорий Сковорода с перерывами преподавал языки, этику, поэтику в Переяславском коллегиуме. Разработанный им курс поэтики был запрещенный церковниками. В 1754 - 1759 гг. работал домашним учителем в с. Коврай. В 1759 - 1764 гг. преподавал поэтику в Харьковском коллегиуме, но из-за столкновения со светскими и духовными наставниками заведения вынужден был оставить преподавание. В 1768 г. его пригласили в этот самый коллегиум читать курс лекций по катехизису. Прочитанный им курс лекций «христианского добронравія» составлял основу его трудов «Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной» (1753 - 1754) и «Начальная дверь ко христианскому добронравию» (1766). Изложенная в этих трудах концепция морали принципиально расходилось с церковными догматами. В результате его освободили от преподавания в Харьковском коллегиуме.
Враждебное отношение церковной верхушки к его неортодоксальных взглядов и педагогических методов заставило Григория Сковороду оставить преподавание и начать жизнь странствующего философа, которое длилось 25 последних лет его жизни. Он любил жить в крестьянской среде, переходить от слободы до слободы, из села в село, из хутора в хутор; его встречали и провожали с любовью, везде он был свой.
Как философ Григорий Сковорода известен прежде всего своими про-світницькими этическими идеями, основанными на критике социального неравенства, паразитизма эксплуататорских классов, на моральном возвеличивании трудового народа. В центре внимания Григория Сковороды, как и всех просветителей XVIII века, была проблема человеческого счастья. Смысл жизни человека он видел в самопознании, а счастье - в труде, которая соответствует его природным наклонностям.
Поэтому для Сковороды человек - это не просто телесный индивид, это отдельный мир, «микрокосмос». Познания человека означает, по Сковоро-дой, не просто знание ее телесной организации (плоти), а постижение ее внутренней, духовной природы. Науку о человеке и его счастье Сковорода считал самой важной и самой высокой из всех наук. Мыслитель не по-перечує роли и значения научных и технических достижений, но подчеркивает недостаточности прогресса самого по себе для человеческого счастья. Он едва ли не первым из философов нового времени выдвинул идею превращения труда из средства к жизни в первейшую жизненную потребность и наивысшее наслаждение.
Григорий Сковорода восстал против социального порабощения человека, против власти вещей, стяжательства, корыстолюбия, надругательства над свободным влечением человека к соответствующей его склонностям, «сроднятся», труда. Идея Григория Сковороды об обеспечении всем и каждому «сроднятся» труда предусматривала перестройку общественной жизни на основе превращения труда в первую потребность и наивысшее наслаждение. Его критика направлена против паразитизма господствующих классов, против использования ими результатов человеческого труда для удовлетворения эгоистических, «плотских интересов».
Главный педагогический принцип Сковороды - развитие природных способностей человека. Существенные моменты его педагогической теории и практики, изложенные в стихах, баснях и в философских произведениях, давно привлекли внимание исследователей.
Целью воспитания он считал не только научить находить истину, познавать явления природы, а прежде всего - привить благородные чувства, такие как дружба, признательность, любовь. Природу человека характеризует не столько ее разум, сколько «благое сердце», «добрая воля», т.е. склонность к совершению добрых поступков. Природа «есть всенародная и истинная учительница». И это не означает, что процесс воспитания происходит стихийно, сам собой. Роли педагогической науки, воспитателя, школы Григорий Сковорода придает важное значение. Кто желает нав-читы других мудрости жизни, должен долго учиться сам, иметь необходимый моральный авторитет учителя, уметь сочетать слово и дело, подчеркивал он.
Образование Григорий Сковорода рассматривал как одно из основных средств в реализации своего социального идеала. Исходя из своей философской концепции и личного педагогического опыта, он обосновал ряд актуальных проблем. Решая их, сделал весомый вклад в развитие отечественной педагогической науки. В притчах, баснях, письмах философ объявлял войну невежеству. Он критиковал школу, которая не воспитывает настоящего человека, а лишь прививает приметы показного благородства, манеры светского поведения.
Как к одному из средств воспитания Григорий Сковорода обращался к родному слову, народного творчества. Он осуждал механическое усвоения чужеземных педагогических теорий, утверждал, что люди простого звания способны к самостоятельной педагогической деятельности. По глубокому убеждению мыслителя, образование должно быть доступным для всего народа.
В его педагогических взглядах отразились основные направления передовой педагогики: гуманизм, демократизм, высокая нравственность, любовь к родине и народу. В притчах и баснях Он высмеивал без-духовное дворянско-аристократическое воспитание и противопоставлял ему положительный идеал воспитания, цель которого - утверждение высоких моральных качеств, формирования гармонично развитого человека.
Григорий Сковорода отмечал, что в каждом человеке заложены большие творческие силы, способности. Задача педагога заключается прежде всего в том, чтобы эти способности распознать и соответственно развить. «Клубок сам собой поточишся из горы, отними только препятствующий камень претыкания. Не учи его катиться, а только помогай. Яблони не учи родить яблоки, уже сама натура ее научила...»
Григорий Сковорода утверждал, что природа, свободные наклоны, а не искусственная муштра, является основой воспитания. Он отвергал распространенное тогда среди господствующих классов увлечение иностранными гувернерами, подчеркивал важную роль родителей как природных воспитателей своих детей, подносил принцип гармоничного воспитания ума, сердца и тела, отстаивал тру-пришлось воспитания.
В притчи «Благодарный Эродий» Григорий Сковорода противопоставляет две системы воспитания: демократический и реакционную и фактически излагает основы своих педагогических взглядов.
Писатель верит в способности народа, преподносит его искусство слова и выживания, противопоставляя их «желудковой и череватой философіи», которая пропагандирует образ жизни и образования дворянства. Устами мудрого птицы Еродія он так объясняет разницу между воспитанием бедняков и господствующих классов: «У них воспитаніе дело драгое. У нас же весьма дешевле. Мы воспитываем даром. В них же большой ценою».
Автор представляет идеал воспитания человека в соответствии с ее природным данным. По его мнению, «главизна воспитания есть: 1) благо родит; 2) сохранить птенцеви младое здравие; 3) научить благородства!».
В своих трудах Григорий Сковорода этажной «светском» образовании противопоставлял трудовую образование и воспитание, отстаивал преимущества народной педагогики. Исходя из положений гуманизма, ресниц обращал внимание на важное значение в воспитании уважения педагога к личности ребенка. Он подчеркивал, что чуткость, гуманность и честность могут сформировать у молодежи только такие педагоги, которым эти черты присущи.
Высоко ценя труд учителя, Григорий Сковорода был к нему требовательным. Учитель, утверждал он, пример для других, его путь тернист, но «труд сладостен, если ты к сему рожден». « Учитель должен уметь владеть голосом, уметь излагать прилично, тихо без крика».
Произведения Григория Сковороды, оставаясь в рукописях и списках, при его жизни были известны довольно ограниченному кругу читателей. Отдельные его песни вошли в репертуар кобзарей и лирников, анонимных подражателей XVIII - XIX вв. Первое научное издание сочинений Григория Сковороды в 1894 г. совершил Д. И. Багалей.
Григорий Сковорода обогатил и продолжил лучшие традиции отечественной педагогики. Его педагогические идеи развивали Иван Котляревский, Григорий Квитка-Основьяненко. Они повлияли на образовательную деятельность Кирилло-Мефодиевского общества, на формирование педагогических взглядов Тараса Шевченко, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского.
Иван Франко сумел определить место Григория Сковороды в истории нашей духовной культуры. Он справедливо рассматривал Григория Сковороду как фигура «весьма замітну в истории развития украинского народа, видимо, не найзамітнішу из всех деятелей XVIII века».