9 Что такое нация? Какие основные теории происхождения нации?
Латинское слово «natio» своим происхождением уходит в эпоху античности. За последнее время его стали употреблять для обозначения политически активных верхних слоев общества в противовес его низшим слоям, которые называли «народ» («demos»).
Различия в понимании понятий «нация» и «народ» европейской мыслью кратко сформулировал немецкий социолог Ф. Теннис, который отмечал, что народ - это первичный элемент общественной жизни, а нация - специфическое современное понятие. Народ - это сырье, природное вещество, нация - скорее идея, социологический идеал. Понимание понятия «народ» связано с представлением о широкие низы; зато нация является идеей верхов, которые прививают ее среди народа.
В энциклопедии Дидро и Д'Аламбера нация отождествляется с «панами и шляхтой», остальное население страны определяется как «народ». Итак, для французских мыслителей нация - это народ, который сам себя осознал, те, для кого нынешняя ее идея.
Сейчас существует около ста научных определений нации. Самые распространенные из них два - этническое и политическое. Некоторые нации, в том числе и украинцы, в своем развитии проходят путь от этничности к политичности, другие, наоборот, от политичности к этничности.
Украинские етнополітологи выделяют следующие основные теории нации: политическую, психологическую, культурологическую, историко-экономическую и этническую.
Политическая теория нации сложилась в начале XVII ст. В работах голландского ученого Г. Гроция, в энциклопедической литературе тех времен встречаем такие ее дефиниции: «Нация - это большое количество семей одной и той самой крови, которые родились в одной и той же стране и живут под одним и тем же правительством»; «нация - собирательное понятие, употребляемое для обозначения определенного количества людей, проживающих в определенном регионе... и подчиняются определенному правительственные и отличаются от других своеобразным характером».
Итальянский ученый П. С. Манчини предложил перечень «объективных признаков нации», причислив к ним общность: 1) территории проживания; 2) происхождение; 3) языка; 4) обычаев и быта; 5) переживаний и исторической судьбы; 6) законодательства. В то же время он признавал, что «особым условием существования нации является национальное сознание. Без сознания существует только безжизненное тело, способно стать национальной личностью».
Главная особенность политической теории нации - сосредоточение внимания на политической человеческом сообществе, что проживает в одном государстве: «Нация, - отмечают авторы «Американской энциклопедии», - большое количество людей, которые считают себя сообществом или группой и в целом ставят лояльность к группе более любые другие конфликтующие лояльности». При этом до главных признаков нации эти исследователи относят не только общие язык, культуру, религию, историю, но и политические институты. Нация для них - это политический организм, или государство.
По мнению Е. Смита, образования наций в конечном итоге стало следствием «энергичной программы политического сплочения». Главными признаками современных наций ученый считает:
• требование единого юридического кодекса общих прав и обязанностей с правом гражданства, если нация независимая;
• объединенную экономику с общественным разделением труда, движением товаров и людей всей национальной территории;
• необходимость компактной территории, желательно с «природными» защитными границами;
• единую политическую культуру, общее образование всего общества.
Г. Сетон-Уотсон добавляет, что нация должна иметь еще и «правовую государственную структуру». Ученые-статисты признают нацию как территориально-политическое образование. «Нация, - как утверждал К. Дойч - это народ, обладающий государством».
Характерным признаком концепции нации, которую отстаивал М. Вебер, является попытка синтезировать и обобщить эти подходы. Нация, по его мнению, - это общественная сообщество людей, объединенных общностью языка, обычаев, религии, исторической судьбы, закрепленных в национально-исторической памяти народа, стремящегося создать суверенную государственность. Последнее в веберівському определении нации является главным, то есть ученый понимает нацию как политическую категорию.
Чешский философ, политический и государственный деятель Т. Масарик считал нацию новой общественной и политической категорией, чрезвычайно важной для понимания высококультурного развития и организации.
Одной из самых распространенных является психологическая теория нации. Современные политологи считают, что в своем развитии она прошла несколько этапов. Первой была концепция «духа народа» Дж. Вико, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и др. Несмотря на значительные различия во взглядах этих ученых объединяла идея о народе как «исторический индивидуум», что является носителем особой формы человеческого духа. Они считали, что любая национальная общность - это проекция во времени и пространстве установленной сущности «духа народа», «национальной души».
И. Фихте был убежден, что национальный характер рождается из веры в собственное развитие, а любовь к родине является своеобразным растворением себя в народном духе. В «Речах к немецкой нации» он отмечал, что «национальный принцип - духовный, не природное, не биологическое, не врожденный и др. Каждый, кто верит в духовность и свободу этой духовности и стремится ее вечного воспроизводства, совершенствования через свободу, где бы он ни родился и на каком бы языке не разговаривал, является нашей расы, нашего рода, нашей генеалогии, нашего наставления и едва не пола».
Дж. Крышку в процессе формирования нации решающую роль отводил трем факторам: религии и церемониям брака и погребения. По мнению этого ученого, нация, как и общество, проходит стадии возникновения, функционирования, стабильности и упадка. В фундаментальном труде «Основание новой науки об общей природе наций» он исследовал то общее, что есть в каждой нации, прежде всего политический организм.
Повторением концепции «духа народа» была «психология народов» - разновидность объективно-идеалистического направления - Г. Штейнгаля, М. Лацаруса, Г. Лебона и Г. Шпета.
Одним из основателей психологической теории нации современные етнополітологи считают позитивіста XIX ст. Е. Ренана, который, говоря о природе наций, в самых существенных элементов нации относил «духовную общность». Для него существование нации - это «ежедневный плебисцит», основывается именно на желании людей жить вместе, а существование индивидуума - вечное утверждение жизни. Главный смысл нации заключается в том, что «большие скопления людей со здравым рассудком и горячим сердцем создают моральную сознание, что называется нацией».
Несколько с других позиций определял сущность нации В. Бауэр, опираясь на приоритет такого элемента, что объясняет национальный феномен как специфический национальный характер. От самосознания собственной различия зависит возникновение национального сознания - это главный тезис ученого. В своей концепции нации особое внимание он обращает на общественные факторы - внутреннюю консолидацию, устранение общественных различий в народе для того, чтобы превратить его в «настоящую нацию».
О. Бауэр фактически отождествляет нацию с обществом, поскольку, как он считал, вся история человечества является историей наций, типология которых соответствует стадиям генезиса общества. А непосредственно в нации принимают участие два основных фактора: «наследственная передача приобретенных физических и психических качеств» и преемственность культуры через традицию, которую О. Бауэр абсолютизирует. Культурное единство, по его мнению, - синтетическое образование, основой которого является феномен человеческой психики. Таким образом, с одной стороны - «психическое взаимодействие индивидов», или «общность судьбы», а с другой - психологическая общность, сформировавшаяся в форме «национального характера» и «национальной апперцепции». Это единство и создает нацию, считал исследователь.
Французский ученый Е. Дюркгейм дал такую дефиницию нации: «Народность - это человеческая община, члены которой из причин этнических или исторических желают жить за одними и теми же законами; желают образовать государство... Среди культурных народов принципом считается теперь то, что эта общая воля, когда она постепенно оказывается, имеет право быть умозрительной, и даже то, что именно она является единственной прочной основой государства».
Ученые С. Хаксли и А. Хэддок нацией называют человеческое сообщество, объединенное обманчивой мыслью о своем общем происхождении.
Среди представителей культурологической теории нации следует назвать прежде всего К. Реннера, который считал нацией «культурное сообщество». Итак, чтобы нация сформировалась, по крайней мере национально-духовная культура и общая литературная речь. Основой взглядов исследователя является идея о решающей роли в созидании нации единства духовных интересов. По мнению К. Реннера, нация - это сообщество людей, которые одинаково думают и разговаривают. В целом современные политологи пришли к выводу, что наибольшее распространение культурологическая теория нации приобрела в немецкоязычной литературе, хотя ее можно считать сторонниками и некоторых британских и американских ученых.
Немецкий социал-демократ К. Каутский выделил такие основные положения историко-экономической теории нации:
1) нация - продукт общественного развития»;
2) люди, которые составляют национальное сообщество, разговаривают на одном языке;
3) они имеют «повседневные экономические отношения».
Для основоположников марксизма нация - не общенациональная, а национально-классовая общность. К. Маркс и Ф. Энгельс вообще не имели теории нации и национальному фактору уделяли мало внимания, считая его сравнительно мимолетным явлением, присущим капиталистической эпохе. Марксизм рассматривал национальные чувства как остаточные, что, как и религия, относящихся к «ложной идеологической ориентации, которая делает рабочий класс беззащитным перед лицом капиталистической эксплуатации».
В. Ленин также не имел научной теории нации, однако он выработал политическую стратегию в отношении национального вопроса: «как использовать национально-освободительные движения в борьбе против существующих «империалистических» государств и как эти движения парализовать и нейтрализовать под централизованной «диктатурой пролетариата».
Самым известным сторонником этнической теории нации является Е. Смит. Несколько его трудов - «Этническое возрождение», «Государства и нации в третьем мире», «Этническое происхождение наций», «Национальная идентичность» - посвящены анализу теории нации.
Этническая концепция имеет ряд особенностей. Во-первых, по этой концепции, нация является своеобразной «надродиною» - она может проследить свои корни до какого-то условного общего предка, и поэтому ее члены - это братья и сестры или по крайней мере родственники, которые отличаются от остального человечества своим кровным родством.
Во-вторых, в этой концепции народа играет важную (если не реальной, то по крайней мере материальную и риторическую) роль.
По мнению известного немецкого философа И. Гердера, каждая нация имеет свой «гений», собственный образ мышления, действий и общения, и следует приложить усилия для того, чтобы открыть ту особую идентичность.
Взглядам Е. Смита созвучные мысли американского политолога Г. Алиано, который утверждал, что «нация правит по вместилище племенных відданостей человечества... По мере того, как государство становится живым организмом с собственной волей и собственными интересами, нация возникает как сама жизнь и душа этого организма».
В общем етніцисти рассматривают нацию как большую политизированной этническую группу, которая имеет общие культуру и мнимое происхождение. Именно они ввели в научный оборот понятие «этническая нация».
Итак, мы подошли к вопросу о так называемые политические или государственные, и политические, или этнические, нации. Известные западные исследователи Я. Крейси и В. Велімські считают политическими те нации, которые имеют собственное государство, не имея отдельного языка. К этническим они относят нации, которые имеют собственный язык, однако не имеют собственного государства. Нации, которые имеют и собственное государство и собственный язык, исследователи называют полномасштабными.
Еще в 20-х годах XX в. французский ученый М. Мосс сформулировал концепцию «совершенной» нации. По его мнению, такая нация должна быть достаточно интегрирована и цивилизованная, иметь центральную демократическую власть и суверенитет, язык и национальный характер. Все это отличает ее от других подобных образований.
Итак, нацию можно определить как етносоціальну (и не всегда кровно-родственную) общность со сложившимся устойчивым самосознанием своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, приверженность к национальным материальным и духовным ценностям, национальной символике, национально-экологические чувства и т.п.), а также (преимущественно на этапе формирования) территориально-языковым и экономическим единством, которое в дальнейшем под влиянием интеграционных и миграционных процессов проявляется неоднозначно, нередко теряя определяющее значение, однако не исчезает.
Следует понимать, что нация - это не этнос. По данным ЮНЕСКО, во второй половине XX в. в мире насчитывалось 4 тыс. этносов. Из них только 800 достигли стадии нации. Малочисленным этносам очень трудно решить проблему собственной государственности, они сосуществуют с нациями, усваивая их культуру и язык.