1-й семестр
МЕХАНИКА
1. Кинематика
Урок 11/13
Тема. Решение задач
Цель урока: обобщить знания закономерностей прямолинейного движения рівноприскореного
Тип урока: закрепление знаний
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
Закреплению знаний по теме «Прямолинейное рівноприскорений движение» способствует адекватный подбор качественных, расчетных и графических задач.
Предлагаем ориентировочный цикл задач, из которых учитель может выбрать необходимые для конкретного урока с учетом уровня подготовки класса.
Качественные задачи
1. Движение пули в канале ствола во время выстрела можно считать равноускоренным. На любом из этапов движения изменение скорости пули больше: во время прохождения первой половины длины ствола или второй его половины? Свой ответ объясните.
2. Какое из двух тел (см. рис.) прошло больший путь?
3. Видеозапись «прокручивают» в обратную сторону. Как при этом изменяется направление скорости автомобиля на экране? направление ускорения?
4. Тело совершает прямолинейное рівноприскорений движение с определенной начальной скоростью. Каково перемещение тела за 20 с, если его скорость через 10 с после начального момента равна 5 м/с?
Решение
По приведенным в условии данным нельзя вычислить ни начальной скорости, ни ускорения тела. Однако это не мешает ответить на поставленный вопрос. Перемещения равна произведению средней скорости на момент движения. Поскольку скорость рівноприскореного движения линейно зависит от времени, средняя скорость за 20 с равна скорости движения именно за 10 с, то есть 5 м/с. (Ответ: 100 г.)
Расчетные задачи
1. С каким ускорением двигалась шарик (см. рисунок, сделанный со стробоскопічної фотографии), если промежуток между вспышками составляет 1 с? Какой была начальная скорость шарика?
Решения
Заметим перемещения шарика пропорциональна квадрату времени.
Следовательно, начальная скорость движения равна нулю. Чтобы вычислить ускорение можно, например, подставить в формулу значение s = 90 см и t = 3 с. (Ответ: 20 см/с2; начальная скорость равна нулю).
2. Из точки А выходит тело, движущееся с начальной скоростью 3 м/с и ускорением 2 м/с2. За 1 с из точки В выходит другое тело, которое движется навстречу первому с постоянной скоростью 5 м/с. Расстояние АВ равно 100 м. Сколько времени будет двигаться первое тело до встречи со вторым? (Ответ: 7 с).
3. Какой должна быть длина взлетной полосы, если известно, что самолет для взлета должен набрать скорость 240 км/ч., а время разгона самолета равно примерно 30 с? (Ответ: ≈ 1 км).
4. Желоб длиной 90 см разделен на три участка. Каковы длины этих участков, если шарик, который скатывается без начальной скорости, двигаясь рівноприскорено, проходит каждый из участков за одинаковое время? (Ответ: 10 см; 30 см; 50 см).
5. С какой начальной скоростью поезд пройдет путь 1,26 км за 1 мин., замедляя ход с ускорением 1,5 м/с2? (Ответ: 66 м/с).
Графические задачи
1. По графику проекции ускорения постройте графики для координаты и проекции скорости.
2. График зависимости х(t) - парабола (см. рис.). Постройте графики sx(t) и l(t) для этого движения.
3. На рисунках изображены графики трех различных прямолинейных рівноприскорених движений. Опишите движения. Постройте графики x(t).
4. Начальная координата тела, движущегося вдоль оси Ох, равна -5 м. Опишите движение и постройте графики x(t), sx(t), l(t), если:
а) x = 2t;
б) х = 6 - 2t.
В завершение урока можно предложить учащимся выполнить самостоятельную работу по теме «Прямолинейное рівноприскорений движение».
Домашнее задание
1. П.: §§ 10, 11.
2. 36.:
г1) - 4.23; 4.24; 4.25; 4.26;
р2) - 4.51; 4.53; 4.54, 4.55;
г3) - 4.77, 4.78; 4.79; 4.80.