СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
УРОК 13
ТЕМА. ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ
Цель: сформировать понятия «пространство» и «время» и раскрыть их особенности и взаимодействие; развивать умение анализировать факты и делать выводы; воспитывать у учащихся уважение к различным типам мировоззрения и толерантное отношение к представителям других взглядов.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: эвристическая беседа
Ход урока
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
Словарный диктант
Дать определение понятиям, которые были усвоены на предыдущем уроке.
III. Проработка нового учебного материала
Учитель. Бытие материи характеризуется не только системностью, движением, но и формами ее существования - пространства и времени. В чем же суть пространства и времени?
Словарная работа
Пространство - это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структуру, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Общее понимание пространства формируется у человека в эмпирическом опыте во время характеристики материального объекта или множества объектов, занимающих разное положение в пространстве. Время является формой бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.
В научной литературе понятие «время» часто употребляется как синоним понятия «длительность». На это обращал внимание английский физик и философ Исаак Ньютон. Понятие «время» возникает из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который меняет свои свойства. Пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи. Стремление глубоко познать суть пространства и времени пронизывает всю материальную и духовную культуру человечества. Неслучайно еще в «Рамаяні», литературном памятнике Древней Индии, знания пространства и времени относятся к свойствам, которые определяют достоинство человека. Философы и ученые расходились в рассуждениях о природе пространства и времени и их принадлежности к материи.
Сообщения учащихся
Основные философские подходы к определению пространства и времени в философии
Относительно определения пространства и времени в философии сформировались два основных подхода: субстанціальний и реляционный. Представители субстанціального подхода (Демокрит, Исаак Ньютон) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, которые действуют рядом с материей и независимо от нее. Отношение между пространством, временем и материей мыслились как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Отсюда вывод о независимости свойств пространства и времени от характера материальных процессов, происходящих в них. За ними признавались такие свойства: абсолютность, универсальность и независимость. Пространство и время и материальные объекты лишь тогда прикладывались друг к другу, но не взаимодействовали, то есть находились в отрыве, в противопоставлении. Исходя из такой концепции, Исаак Ньютон строил физическую модель мира. Ньютонове понимание сущности пространства и времени оказало существенное влияние на познавательную активность. Первые мировоззренческие последователи Исаака Ньютона, применив его идеи к историческому процессу, обосновали впоследствии философию механицизма, что признает механические формы движения материи единственно объективными. Реляционная концепция сперва как оппозиция субстанціональній была сформулирована в трудах Платона и Аристотеля, а в XX в. в естествознании получила явного научного подтверждения. Сторонники реляционной концепции понимают пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, утверждаются взаимодействующими материальными объектами. Вне такой системой взаимодействий пространство и время считаются несуществующими. Реляционная концепция предполагает зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия вещей, свойств и отношений. Вместе с тем, многие ее положения все еще нуждаются естественно-научного обоснования.
Теория относительности, ее значение для понимания понятий времени и пространства
Сформулирована в 1916 г. Альбертом Эйнштейном (1879-1955) теория относительности состоит из двух связанных между собой теорий: специальной теории относительности и общей теории относительности. Положение изменилось с созданием теории относительности. Ее выводы и положения заставили ученых и философов пересмотреть традиционные представления о пространство и время и отказаться от субстанциональной концепции. Специальная теория относительности убедительно доказала, что многочисленные пространственно-временные свойства, которые считались неизменными, абсолютными, на самом деле выступают относительными, релятивними (лат. relativus - относительный). В специальной теории относительности теряли абсолютный характер такие пространственно-временные свойства, как длина, временной интервал, одномерность. Все эти свойства оказались зависимыми от взаимного движения материальных объектов. Положение о том, что то или иное физическое явление или тот или иной физический процесс рассматривается как система, формирующая свои пространственно-временные отношения, стало безусловным достижением теории. В ней пространственные и временные характеристики зависят от определения системы как объекта физического исследования. Правильность положений реляционной концепции пространства и времени получена и в общей теории относительности. Здесь принцип относительности распространен на неінерційні системы, что привело к установлению тесной зависимости метрических свойств пространства-времени от гравитационных взаимодействий между материальными объектами. Специальная теория относительности устанавливает, что геометрические свойства пространства-времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от евклидовых, а темп протекания времени замедляется. Сам Альберт Эйнштейн на вопрос о сути теории относительности ответил: «Суть такова: раньше считали, что если каким-то чудом все материальные вещи вдруг исчезли, то пространство и время остались бы. Согласно теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время». Основные свойства пространства: протяженность, однородность, ізотропність, трехмерность. Время характеризуется длительностью, одномірністю, необратимостью, однородностью. И пространство и время всеобщие и объективные. Протяженность пространства проявляется в способности тел существовать одно рядом с другим, а длительность времени означает способность тел варьироваться в пространстве и существовать одно после другого. Трехмерность пространства - фундаментальное его свойство, что эмпирически констатируется, которая выражается в том, что положение любого объекта можно определить с помощью трех независимых величин: длины, высоты, ширины. Время - одномерен, потому что для фиксации положения, факта, события во времени достаточно одной величины. В науке используется понятие многомерного пространства с любым числом измерений. Понятие многомерности пространства - продукт математической творчества и используется для описания различных физических процессов. Однородность пространства означает отсутствие каких-либо выделенных точек, а ізотропність - равноправие всех возможных направлений движения. Время же имеет только свойство однородности, что означает равноправие всех его моментов. Специфическое свойство времени - необратимость, то есть невозможность возврата в прошлое. Время течет из прошлого через настоящее в будущее. Некоторые философы обосновывают связь необратимости времени с необратимостью термодинамических процессов и с действием закона возрастания энтропии (превращения). Существуют также космогонические подходы к обоснованию необратимости времени. Выделяют объективно реальное время, функциональный и концептуальный. Объективно реальное время - это функция всех без исключения материальных вещей, явлений, процессов, образуется ними с момента их возникновения и до исчезновения. Концептуальный - это время, измеряемое водяными, солнечными, песочными, механическими, атомными и другими часами. Функциональный - реальное время, образуется благодаря последовательной смене состояний конкретных материальных объектов; при четком подходе его можно измерить только идеальным часами, способными точно повторять ритмы и длительности, образуемые при последовательной смене состояний материальных объектов и их самих.
Современное состояние изучения понятий пространства и времени
В современной философии изучены специфические формы проявления пространства и времени в микромире, живой природе, социальной сфере. Специально исследуются биологическое время, психологическое время, социальное пространство - время, геологический, исторический, художественный и другие виды времени и пространства. По современным представлениям, последовательность и протяженность отдельных этапов развития организма регулируются темпоральними (временными) генами. Если у дикого штамма водоросли парамецій половая зрелость наступает после 50 делений после конъюгации (соединение двух особей), то мутанты по темпоральных генах созревают на 15-20 делений ранее. Если продолжительность суточного ритма обменных процессов, что связано с периодом метаболического осциллятора, для ящерицы и слона одинакова, то их возраст, до которого завершается рост и половое созревание, резко отличается. Молекулярно-генетическая технология действия темпоральных генов относительно понятна, однако механизм их связи с астрономическим временем изучен недостаточно. Возникает проблема биологических часов, то есть внутреннего времени.
Успехи хроногенетики (науки о наследования биологического времени) и хронобиологии (науки о биологических ритмах) привели к тому, что проблема времени для биолога - это, прежде всего, проблема биологических часов. Внутреннее время отличается от астрономического функционально - это не параметр, а скорее оператор. Само понятие биологических часов академик Владимир Вернадский вводил через понятие «биологического пространства». Исходя из того, что материальный субстрат жизни - белки, характеризующиеся выраженной пространственной асимметрией (нетотожністю правого и левого векторов), он считал, что время в процессах жизни не может иметь строения, что противоречит пространства, с которым он неразрывно связан, и поэтому является качественно своеобразным, биологическим по сути.
Собственное время, собственный возраст организма можно подсчитать по потреблению организмом кислорода. Собственный возраст организма можно также измерить по количеству вновь образованных клеток: по площади заживления ран, роста выделенных органов тела (например, размер хрусталика глаза у млекопитающих считается одним из лучших корелянтів биологического возраста), количеством клеток у дрожжей, что отделились, которые являются их единственной стабильной возрастной характеристикой, в отличие от других хронологических дат.
Важно отметить, что собственный (внутренний) время биосистем не исчерпывается распространением на живую природу теории относительности. Теория относительности не объясняет всех особенностей временной поведения организмов. Показательным является знаменитый парадокс близнецов: один из них остается на Земле, другой, вернувшись из далекой космической путешествия, выясняет, что младше брата и всего своего поколения. Объясняется это тем, что космонавт, двигаясь по замкнутой кривой, потерпел действий ускорение, и его часы оказался в более сильном гравитационном поле, чем часы брата, который находился в состоянии покоя в инерционной системе. Отсюда следует замедление времени. Собственное время биосистем всегда связан с ее собственным часам: в рамках системы время течет только тогда, когда идет часы - его остановка означает смерть и конец внутрисистемного времени. Своеобразное преломление пространства и времени в биосистеме позволяет говорить о том, что и человек как биологический организм, имеющий органы чувств, обладает перцептуальним, біологико-психологическим отражением пространства и времени. С помощью зрения, слуха, при участии нервной системы человек упорядочивает чувственный поток восприятия информации: располагает одно после другого. В противном случае нельзя было бы дать себе отчет в потоке впечатлений.
Своеобразие пространственно-временных отношений в биосистемах заключается в том, что биологическое время выражает временные отношения событий, имеющих место в пространстве биологических часов.
Социальное пространство - часть биосферы, космоса и характеризуется человеческим смыслом. Социальное пространство структурно неоднороден и состоит из многих підпросторів, что функционально различаются.
Уже на ранних стадиях развития общества постепенно формируются различные пространственные сферы обитания человека: жилище, поселения, территории различного хозяйственного назначения, расположенные рядом. Свойства социального пространства были восстановлены в мировоззрении человека конкретной эпохи. В мифологии древних славян круг и квадрат, которые широко использовались в их жизнедеятельности, выступали не только символическими ипостасями Космоса, но и помогали людям ориентироваться в пространстве, благоустраивали пространственный мир, в котором жил человек, чтобы противопоставить его другому, враждебному и не понятном ей мира.
Богатый этнографический материал свидетельствует о широком использовании древними славянами круга для защиты ими своего жилья, отдельного человека. Кругом обнесли дом, другие жизненно важные объекты. Позже это получило отражение и в художественной литературе. Вспомните, как гоголевский Хома Брут в повести «Вий» защищался от нечистой силы: он чертил вокруг себя круг. Философ, пишет Николай Васильевич Гоголь, видел ее (ведьму) почти над головой - вместе с тем она не могла зацепить круга, который очертил Хома, - и продолжал посылать ей свои заклинания. Если круг символизировал у древних славян внутреннее пространство как свое, а то, что за кругом, - другое, чужое, внешнее и непонятное, то четыре стороны сооружения (что идет от давньоіндоєвропейської традиции) означают упорядоченная бесконечность мира. Четыре стены будто відмежовували Космос, запирали его, именно в нем и проходила вся жизнедеятельность славян. Четыре плоскости замыкали пространство, куда помещали покойника или безбожника. По такому принципу насыпались курганы, устраивались обряды, осуществлялась ориентация по сторонам света: Восток - Запад, Юг - Север.
На территории Украины ранние славянские землянки строились не произвольно: их стены располагались строго по сторонам света. Вход в такую землянку делали с юга, напротив входа ставили печь-мазанку. Понимание космического пространства слов ’яны переносили на свою жизнь: то есть дом, где они жили, будто воспроизводил Космос, а Космос понимался как дом. Религиозное мышление рассматривает пространство как определенную систему мест, что различаются. Каждое из них имеет свое содержание и функциональное назначение. Существует греховный мир и мир небесный, где находятся чистые сущности. На Земле выделяют святые места и особые пути к ним: места паломничества, святые источники, особые места в храмах, которые исцеляют человека, и др. Однако целостное представление о социальном пространстве, что соответствует действительности, формируется только в системе предметного мира, мира самого человека, отношение человека к себе, человеческого сознания, которая регулирует ее предметную деятельность.
Проблема ориентации человека в пространстве решается согласованием с существующим развернутым и структурированным полем объективных предметов, измерением различных характеристик природного и социального бытия. Если бы человек не научился более-менее точно измерять пространственные характеристики объектов и процессов, то ее ориентация в пространстве мало чем отличалась бы от ориентации животных. При решении проблем большую роль играют перцептуальний и концептуальный пространство в операціональній функции. Изучением философских свойств пространства занимаются различные естественные науки. Математика различает два вида свойств пространства: топологические (те, что не меняются) и метрические. Топологические характеристики описывают такие свойства пространства, как дискретность и непрерывность, размерность, взаимосвязь, ориентированность. Метрические свойства: кривизна, конечность и бесконечность, ізотропність, гомогенность и др. Следовательно, пространственный фактор играет важную роль в организации производственной деятельности и постоянно учитывается человеком.
Современные исследователи отмечают влияние пространства не только на отдельные системы общества, но и на жизнедеятельность конкретного общества. Расширение социального пространства приводит к различных исторических изменений: расширение демократии, увеличение политических союзов, разнообразие политической жизни (местного и регионального управления, этнических отношений, религиозной и идеологической деятельности). Относительно гомогенное (однородное) населения граждан, объединенных общностью города, языка, расы, истории, религии, что было характерно для классического, полюсного взгляда на демократию, стало невозможным практически во всех параметрах. Итак, политические столкновения в обществе различных групп людей становятся неизбежными. Заслуживает внимания деятельность американского политика Джеймса Мэдисона, который в 1787 p., в американских конституционных собраниях и позже в журнале «Федералист» занял позицию, что вызвало упреки анти-федералистов в абсурдности и незаконности попыток создать демократическую республику на огромной территории Соединенных Штатов. В полемике Джеймс Мэдисон сделал вывод, что поскольку конфликты интересов укорененные в природе человека и общества, а проявление их не может быть подавлено без ограничения свободы, то лучший способ предотвратить распрям - расширить пространство. Свойства социального пространства тесно связаны с особенностями социального времени: внутренним временем социальной жизни. Можно выделить три типа понимания их связи. Сначала время и деятельность отождествлялись. Время казался людям деятельной силой Мира. Обожествление времени в культуре Древнего мира лишь предоставило завершенного вида таким представлениям. Второй тип понимания соотношения времени и деятельности стал возможен в эпоху буржуазных революций, когда время стал рассматриваться как внешние рамки для вкладывания в них той или иной деятельности. Третий тип характеризуется тем, что время является важнейшим фактором любых видов деятельности.
На начальном этапе самому временные приписывалась деятельная способность. Мифологическое сознание считала, что время может влиять на ход событий (выделялись счастливые и несчастливые дни), определять человеческие судьбы, выступать судьей человеческих дел (время - лучший судья). Такие представления о роли времени вошли в пословицы и поговорки многих народов. Связь времени и деятельности первого типа отражен поэтично Гесиоду, который передал структуру «месяца вообще». Каждый день оказывается или счастливым или несчастливым для дел, рождения, свадьба, или таким, который ничего не несет. Отсюда значение всех дней месяца: одни из них несут радость, другие - горе: «Пятых же дней избегай, дни эти ужасные и тяжелые...». Итак, для первоначального типа соотношение времени и деятельности характерны время внешний и внутренний как условие деятельности; время по-разному сказывается на разных видах деятельности; время обожествляется. Различие внутренних и внешних темпоральных характеристик деятельности, присущих втором и третьем типа связи времени и деятельности, позволяет глубже понять и саму деятельность, и роль фактора времени. Любая деятельность, будь то материальная или духовная, охопює определенное время. Продолжительность, потеря времени на любой вид деятельности иногда затеняют то, что ее метрические временные характеристики - не единственные. О ее внутренние темпоральные характеристики свидетельствует тот факт, что в ней реализуется внутренняя связь прошлого, настоящего и будущего, потому что, протекая в настоящем, деятельность опредмечує будущее и розпредмечує прошлое. Временная структура природы будто привлекается к процессу материального производства. С переходом от ручного труда к использованию природных источников энергии временная структура природы становится внутренним фактором развития производства, поскольку в него вовлекаются все новые формы движения материи с их разнообразными темпоральними отношениями. Качественное изменение энергетической основы техники требует освоения временных свойств других форм движения материи и уровней ее организации. Внутренне темпоральною есть не только материальная деятельность по производству материальных благ и преобразование материальных основ общества, но и материальная, научная, экспериментальная, а также духовная и духовно-практическая деятельность.
Итак, время - существенная характеристика деятельности, его обязательное условие, и вследствие этого время становится социальным. Носителями социального времени являются личность, социальные группы, классы, поколение, культура народов. Социальное время - это форма реального движения человеческого общества. Ритмы движения общества разные. Социальное время можно изучать, учитывая степень изменяемости социальных процессов. Ранние этапы развития человеческого общества, включая и феодализм, отличились замедленным ритмом. Он ускорился с появлением капитализма. Более быстрыми темпами стало развиваться общество в современную эпоху в связи с научно-технической революцией, становлением многомерного мира.
В литературе пространственно-временные факторы жизнедеятельности человека впервые стали осмысливаться Иоганном Гете в «Фаусте», Оноре де Бальзаком в «Шагреневой коже», Оскаром Уайльдом в «Портрете Дориана Грея», Марселем Прустом в «Поисках утраченного времени» и «Віднайденому времени» и др. Главное в произведениях: ощущение драматической власти времени над человеческой жизнью и невозможности освободиться от такой власти только с помощью фактических средств. У Томаса Манна в романе «Волшебная гора» пространство и время становятся своеобразными участниками художественной действия. Здесь содержится остроумный анализ психологии времени у разных людей. Время способен протекать с захватывающей скоростью и удручающей медлительностью, минута может быть сокровищем, которое человек боится потерять, и скукой, от которой пытаются избавиться. Время - спешит и тянется, приносит радость и тяготит. Время только кажется для всех одинаковым, на самом деле он разный, и «особое ощущение времени» зависит от того, как живет человек: наполняет свою жизнь накалу творческого труда, опустошает себя сонным бездельем. Точно и метко характеризует исследователь Михаил Бахтин не наполнен событиями время обывателя, где человек фактически раб времени.
Философское понимание мира сводится к различным формам бытия, образующих целостное единство на основе субстанции, которой выступает материя. Материя как субстанция проявляется в вещах, свойствах и отношениях, которые формируют структуру бытия. Субстанциональность материи проявляется также в системности, движении, пространстве и времени.
Беседа
1. Так что же такое пространство?
2. Как вы поняли, что означает в философии категория времени?
3. Расскажите о взаимодействии пространства и времени.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
Подготовить сообщения и выступления (темы сообщений помещены в следующем уроке).