СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
УРОК 12
ТЕМА. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО МИРА
Цель: сформировать понятия «материального» и «идеального» миров и раскрыть их особенности; развивать умение анализировать факты и делать выводы, вести дискуссию; воспитывать у учащихся уважение к различным типам мировоззрения и толерантное отношение к иным взглядам.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: эвристическая беседа, дискуссия.
Ход урока
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
1. Что нового о человеке и космосе вы узнали из статей выдающихся ученых и философов?
2. В чем заключается новизна их теорий?
Работа с «философской энциклопедией»
Определение эволюции понятий «космос» и «Вселенная».
1. Какие отличия между этими понятиями?
2. Как понимали разные народы «космос» и «Вселенная»?
Анализ прочитанных мифов
Обсуждение мифов о сотворении мира и космоса. Сравнение античных мифов с мифическим представлениям о космосе в индо-буддийской литературе.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сообщение темы и задач урока.
ИV. Проработка нового учебного материала
Рассказ учителя
Как видим, богословские и научные подходы к определению таких понятий, как «космос», «Вселенная», «человек», являются разными. На чем же основаны эти подходы? Кажется на том, что философы называют «вековечным вопросом бытия»: «Что первичное: материя или идея, дух?» Этот вопрос тесно связан с проблемой определения: что есть мир для человека? Знания о мире - составная часть учения о человеке. Только через познание мира, его сущности, структурных уровней организации, законов развития и существования человек может познать самого себя, свою природу и сущность, связь с другими людьми.
Понятие «мир» имеет конкретно-исторический смысл, который определяется состоянием культуры, науки, техники, материального производства, общественных отношений, природы. Чем более развитые формы деятельности человека и производительные силы общества, тем более широко и разнообразно видит мир человек, тем сильнее этот мир олюднюється. Вместе с тем и сам человек, приобретая «опредмеченості» за результаты своего труда, своим развитием обязана миру. Поэтому мир - это единство объективной действительности и «действительности человеческих сущностных сил», которые имеют конкретно-исторический характер.
Понятие «мир» как мировоззренческая категория формировалось еще в дофілософський период развития человечества. Его возникновение и развитие связаны с практическим выделением человека из природы. Опосредования жизнедеятельности людей процессом материального производства и системой общественных отношений обусловило становление общества как соответствующей целостности, в которой жизнь людей стало возможным только в форме коллективной деятельности.
В процессе развития человека менялось представление о мире, оно наполнялось конкретно-историческим содержанием и чувственным восприятием. С раскрытием сущностных сил человека мир для нее стал не просто объективной действительностью, но и действительностью ее сущностных сил.
Поэтому мир - это единство природной и общественной действительности, обусловленной практической деятельностью. А категория «мир» определяет не только естественные, объективно-материальные свойства, а прежде всего особенности человеческой практически-деятельного отношения к себе и к условиям своего существования.
Человека необходимо представлять не просто в мире, а в мире истории природы и общества, в системе общественных отношений, которые в значительной мере определяют характер ее отношения к природе.
Понятно, что мир - это целостная система, которая развивается в диалектическом единстве природы и общества. Такое единство противоречива, о чем свидетельствует история их взаимодействия.
Человек в процессе активной целенаправленной деятельности преобразует природу на мир своего бытия, который, с одной стороны, обеспечивает ее существование и жизнедеятельность, а с другой - разрушает природу, а следовательно создает угрозу собственному существованию. Если исчезнет человек, исчезнет и мир как мир бытия человека, но это не означает, что исчезнет природа и изменения, которые произошли в ней за помощью человека. Природа потеряет свою качественную определенность как мир человеческого бытия.
Содержание и границы мира не является чем-то неизменным. С овладением природой, усложнением общественных отношений и связей содержание понятия о мире углубляется, обогащается, а его границы расширяются. В сферу практической деятельности человек включает не только предметы непосредственно близкой природы, но и углубляет знания о Вселенной. Да, она выходит в космос, проникает в глубины микро - и мегамира. Но центральную часть понятие о мире составляет система социальных связей и отношений, в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность. Кроме того, к содержанию человеческого мира принадлежит ее духовную жизнь, продукты духовной жизнедеятельности.
Таким образом, мир - это определенное бытие, универсальная предметность, в которой человек самоопределяется как субъект деятельности, что создает собственный мир - мир человеческого бытия.
Словарная работа
С «Философской энциклопедии» выписать определения понятий: «материя», «идея», «дух».
Материя - философская категория, которая обозначает объективную реальность, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими чувствами, существуя независимо от них.
Идея - высшая форма познания внешнего мира, которая не только отражает объект, но и направленная на его преобразование.
Дух - понятие, применяемое в философии как тождественное понятиям «идеальное», «сознание», «мышление», «разум».
Дискуссия
1. Что является первоначальным в мире: материя или идея?
2. Как соотносятся материя и идея?
3. Чем материальный мир отличается от идеального?
4. С какими понятиями, по мнению философов-материалистов, материя связана?
5. На какие ключевые понятия опираются философы-идеалисты?
6. Чем является материя по мнению идеалистов?
V. Подведение итогов урока
VИ. Домашнее задание
Подготовить дополнительный материал о материалистическую и идеалистическую философию.