Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 12

ТЕМА. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО МИРА

 

Цель: сформировать понятия «материального» и «идеального» миров и раскрыть их особенности; развивать умение анализировать факты и делать выводы, вести дискуссию; воспитывать у учащихся уважение к различным типам мировоззрения и толерантное отношение к иным взглядам.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения: эвристическая беседа, дискуссия.

Ход урока

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

1. Что нового о человеке и космосе вы узнали из статей выдающихся ученых и философов?

2. В чем заключается новизна их теорий?

 

Работа с «философской энциклопедией»

Определение эволюции понятий «космос» и «Вселенная».

1. Какие отличия между этими понятиями?

2. Как понимали разные народы «космос» и «Вселенная»?

 

Анализ прочитанных мифов

Обсуждение мифов о сотворении мира и космоса. Сравнение античных мифов с мифическим представлениям о космосе в индо-буддийской литературе.

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сообщение темы и задач урока.

 

ИV. Проработка нового учебного материала

Рассказ учителя

Как видим, богословские и научные подходы к определению таких понятий, как «космос», «Вселенная», «человек», являются разными. На чем же основаны эти подходы? Кажется на том, что философы называют «вековечным вопросом бытия»: «Что первичное: материя или идея, дух?» Этот вопрос тесно связан с проблемой определения: что есть мир для человека? Знания о мире - составная часть учения о человеке. Только через познание мира, его сущности, структурных уровней организации, законов развития и существования человек может познать самого себя, свою природу и сущность, связь с другими людьми.

Понятие «мир» имеет конкретно-исторический смысл, который определяется состоянием культуры, науки, техники, материального производства, общественных отношений, природы. Чем более развитые формы деятельности человека и производительные силы общества, тем более широко и разнообразно видит мир человек, тем сильнее этот мир олюднюється. Вместе с тем и сам человек, приобретая «опредмеченості» за результаты своего труда, своим развитием обязана миру. Поэтому мир - это единство объективной действительности и «действительности человеческих сущностных сил», которые имеют конкретно-исторический характер.

Понятие «мир» как мировоззренческая категория формировалось еще в дофілософський период развития человечества. Его возникновение и развитие связаны с практическим выделением человека из природы. Опосредования жизнедеятельности людей процессом материального производства и системой общественных отношений обусловило становление общества как соответствующей целостности, в которой жизнь людей стало возможным только в форме коллективной деятельности.

В процессе развития человека менялось представление о мире, оно наполнялось конкретно-историческим содержанием и чувственным восприятием. С раскрытием сущностных сил человека мир для нее стал не просто объективной действительностью, но и действительностью ее сущностных сил.

Поэтому мир - это единство природной и общественной действительности, обусловленной практической деятельностью. А категория «мир» определяет не только естественные, объективно-материальные свойства, а прежде всего особенности человеческой практически-деятельного отношения к себе и к условиям своего существования.

Человека необходимо представлять не просто в мире, а в мире истории природы и общества, в системе общественных отношений, которые в значительной мере определяют характер ее отношения к природе.

Понятно, что мир - это целостная система, которая развивается в диалектическом единстве природы и общества. Такое единство противоречива, о чем свидетельствует история их взаимодействия.

Человек в процессе активной целенаправленной деятельности преобразует природу на мир своего бытия, который, с одной стороны, обеспечивает ее существование и жизнедеятельность, а с другой - разрушает природу, а следовательно создает угрозу собственному существованию. Если исчезнет человек, исчезнет и мир как мир бытия человека, но это не означает, что исчезнет природа и изменения, которые произошли в ней за помощью человека. Природа потеряет свою качественную определенность как мир человеческого бытия.

Содержание и границы мира не является чем-то неизменным. С овладением природой, усложнением общественных отношений и связей содержание понятия о мире углубляется, обогащается, а его границы расширяются. В сферу практической деятельности человек включает не только предметы непосредственно близкой природы, но и углубляет знания о Вселенной. Да, она выходит в космос, проникает в глубины микро - и мегамира. Но центральную часть понятие о мире составляет система социальных связей и отношений, в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность. Кроме того, к содержанию человеческого мира принадлежит ее духовную жизнь, продукты духовной жизнедеятельности.

Таким образом, мир - это определенное бытие, универсальная предметность, в которой человек самоопределяется как субъект деятельности, что создает собственный мир - мир человеческого бытия.

 

Словарная работа

С «Философской энциклопедии» выписать определения понятий: «материя», «идея», «дух».

Материя - философская категория, которая обозначает объективную реальность, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими чувствами, существуя независимо от них.

Идея - высшая форма познания внешнего мира, которая не только отражает объект, но и направленная на его преобразование.

Дух - понятие, применяемое в философии как тождественное понятиям «идеальное», «сознание», «мышление», «разум».

 

Дискуссия

1. Что является первоначальным в мире: материя или идея?

2. Как соотносятся материя и идея?

3. Чем материальный мир отличается от идеального?

4. С какими понятиями, по мнению философов-материалистов, материя связана?

5. На какие ключевые понятия опираются философы-идеалисты?

6. Чем является материя по мнению идеалистов?

 

V. Подведение итогов урока

 

VИ. Домашнее задание

Подготовить дополнительный материал о материалистическую и идеалистическую философию.