УРОК № 13
Тема. Контрольная работа* № 1. Зрительно-слуховой диктант**
Цель: проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся; развивать у детей внимание, слуховую память; воспитывать у них любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся применяют на практике полученные теоретические знания.
Оборудование: тексты для диктанта.
Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
(Ознакомление учащихся с критериями оценивания контрольного диктанта.)
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Написание учащимися контрольного диктанта.
(Учитель выбирает один из текстов.)
Текст 1
Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяло тусклое сияние.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал. Осень пришла врасплох и завладела садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стало видно синюю даль сжатых полей.
(127 сл.) (По К. Паустовскому)
Текст 2
РЯБИНА
Рябина. Пламенея гроздьями ягод в золотой палитре осеннего леса, она навевает тихую грусть расставания с погожей порой бабьего лета. В народе существует доброе поверье, что рябина приносит счастье. Не потому ли перед окнами домов стоит рябина? В самых задушевных песнях воспета она.
В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.
Особенно удивительна рябина домашняя, которая растет в Крыму. Листья у нее похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда. Из плодов этой рябины можно сварить повидло, сделать квас и пастилу. Употребляется она и как лекарственное растение.
(121 сл.) (Из календаря)
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Написать сочинение на тему «Что я знаю о предложении».
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
(Учитель отвечает на вопросы учащихся, объясняет орфограммы и пунктограммы, вызвавшие затруднение.)
_______________________________________________________
* Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Тельпуховская Ю. Н. Русский язык. 8 класс: Комплексная тетрадь для контроля знаний (для школ с украинским языком обучения).— Харьков: Издательство «Ранок».
** Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Белецкая Т. Н. Новый сборник диктантов по русскому языку. 5-11 классы. — Харьков: Веста.