Центральная Рада (Украинская Центральная Рада, УЦР) - первый государственный орган в новейшей истории украинского народа, который выступил инициатором национального возрождения Украины. УЦР в течение 14 месяцев (с марта 1917 до апреля 1918 г.) прошла сложный путь от киевской городской общественной организации, созданной группой украинской национально сознательной интеллигенции, до активного фактора восстановления новейшей украинской государственности - парламент. Идею создания единого всеукраинского центра, который координировал бы деятельность всех имеющихся тогда украинских общественных и политических сил, выдвинуло Общество украинских прогрессистов. Основателями УЦР стали Украинское научное общество, агрономически-технические, студенческие и кооперативные организации. В течение марта - апреля 1917 г.- начального этапа их деятельности - произошло становление Совета как украинского общественно-политического представительного органа, задекларированы основные лозунги, разработала стратегию и тактику их воплощения в жизнь, оформилась внутренняя структура, сформировался первый состав Совета, определены руководители, образовался аппарат (президиум, комиссии, печатный орган), сформировались фракции, отрабатывался регламент работы. Важными событиями этого периода стали: возвращение 13 марта до Киева М. Грушевского и работа Всеукраинского национального съезда (7-8 апреля), который избрал новый состав УЦР. Около половины (60 мест) ее членов избирались по территориальному принципу от губерний и крупных украинских общин за пределами Украины. 20 мест отводилось киевским общественным, военным, профессиональным и научно-образовательным организациям, чем отмечалось на особой роли киевской интеллигенции в создании Совета. Города Екатеринослав, Одесса, Харьков, Москва и Петроград получили по два места. По 5 мандатов досталось робітничим. крестьянским, студенческим и кооперативным организациям. Партийному представительству назначалось по 1-5 мест. Общее количество нового состава Совета ориентировочно составляла 100-150 членов, избранными на съезде были 118. Среди избранных съездом членов Совета было 6 женщин, позже их количество увеличилось до 15. 28 июня Центральная Рада провела "самоорганизацию". С тех пор в ее состав входило уже 568 человек. 212 из них представляли Всеукраинский совет крестьянских депутатов, 132 - Всеукраинский совет военных депутатов, 100 - Всеукраинский совет рабочих депутатов, 27 - Украинский Генеральный военный комитет, 52 - губернии, 6 - украинские колонии, 1 - духовенство, по 5 человек - союза учителей, студентов, кооператоров.
По словам председателя УЦР М. Грушевского, украинцы поняли, что деятельность как Рады, так и ее исполнительного органа - Генерального Секретариата - "может развиваться только под условием, когда Центральная Рада перестанет быть исключительно национальным органом, а с тем и ее генеральный] секретариат станет авторитетной властью не только для тех, что добровольно его признаватимуть как свою национальную власть, а обязательно для всей людности". Поэтому с 20 июля в ее состав вошли представители национальных меньшинств (202 члены и 52 кандидата, а именно: 30 - от Совета рабочих депутатов, по 20 - от Совета военных депутатов, российских эсеров и РСДРП(м), по 10 - от Совета объединенных общественных организаций и партии конституционных демократов. 4 - от народных социалистов, 50 человек - от еврейской общины, 20 - от польского, 4 - от молдавского, по 3 - от татарского и немецкого, по 1 - от греков, чехов, болгар и меннонитов и 4 вакансии). Национальный состав УЦР был такой: 75 % мандатов принадлежало украинцам, остальные (202) - национальным меньшинствам. Россияне имели более 14% всех мест, евреи - около 6, поляки - 2,5 %.
Формирование организационных структур УЦР началось с первых дней ее существования. В сообщении газеты "Вести с Украинской Центральной Рады" за 19 марта, где речь шла о создании Совета 7 марта, очерчены ее первые структуры: президиум (председатель Совета, два его заместителя, писарь и казначей) и девять комиссий. После Всеукраинского национального съезда произошло усложнение структур, которое свидетельствовало о завершении первого организационного периода, превращение Совета в активный, действенный фактор политической жизни не только Украины, но и за ее пределами. В соответствии с демократическими организационными принципами, высшим органом признавались ее общие сборы. В "Приказе Украинской Центральной Раде" от 23 апреля 1917г. отмечалось, что они "определяют направление и характер всей работы УЦР". Собрания должны были созываться не реже как один раз в месяц, а в случае необходимости предусматривались экстренные сборы. За период существования Совета состоялось девять общего собрания. Первое общее собрание состоялось 8 апреля, в день завершения работы Всеукраинского национального съезда, на котором был утвержден список членов УЦР, избранного съездом, сформированы ее исполнительный орган - Комитет Центральной рады. Вторые общее собрание (22 - 23 апреля 1917 г.) обсудили вопрос об украинизации войска, приняли первый нормативный акт деятельности Совета - упомянутый выше "Приказ". В центре внимания третьих общего собрания (7 - 9 мая 1917 г.) был вопрос взаимоотношений с Временным правительством, командировки полномочной делегации в Петроград с целью решения вопроса о праве украинского народа на национально-территориальную автономию. Четвертые общее собрание (1-3 июня 1917 г.) заслушали отчет В. Винниченко о поездке делегации Совета в Петербург, а также уведомление об отклонении Временным правительством притязаний автономии. Собрание постановило обратиться к украинскому народу с призывом "немедленного заложения фундаментов автономного строя в Украине". Это постановление стало важным основанием провозглашения Первого Универсала. Пятые общее собрание (20 июня 1917 г.) утвердили создании Генерального секретариата и его декларацию, приняли ряд резолюций, касающихся реорганизации Совета, пополнение ее представителями национальных меньшинств, проживавших в Украине. Собрание решили провести в Киеве Съезд народов России, которые стремились федеративного устройства страны, внесли изменения в устав Комитета Центральной Рады, расширили его права и увеличили количество членов, обсудили ход переговоров лидеров Центральной Рады с делегацией Временного правительства в Киеве, одобрили Второй Универсал. Шестые общее собрание (5 - 9 августа 1917 г.) бурно обсуждали ситуацию, которая возникла после отказа Временного правительства санкционировать "Устав высшего управления Украины", замени его "Временной инструкции Генеральному секретариату Временного правительства". Был поднят вопрос о созыве украинского Учредительного собрания, а также осужден инициативу Временного правительства о проведении в Москве 12 августа Государственного совещания. В центре внимания седьмых общего собрания (29 октября - 2 ноября 1917 г.) был поиск выхода из ситуации, сложившейся в стране после падения Временного правительства в Петрограде и вооруженного инцидента в Киеве. На восьмых общих собраниях (12 - 17 декабря 1917 г.) остро дебатировался вопрос о мире и земле, был обсужден ход подготовки к выборам Украинских Учредительного собрания. Девятые общее собрание (15 - 25 января 1918 г.) одобрили законы о земле и 8-часовой рабочий день, внесли некоторые изменения в закон о выборах в украинский Учредительного собрания. Участники собрания обсудили ход мирных переговоров в Бресте, ситуацию, сложившуюся в связи с наступлением большевиков и восстания на заводе "Арсенал", одобрили реорганизацию Малого совета, утвердили В. Голубовича на посту председателя Совета народных министров.
Общее собрание, несмотря на высокие полномочия, оказались наименее эффективной структурой Совета. Действенным структурным элементом ее зарекомендовала себя Малый совет, сначала функционировала как исполнительный орган и называлась Комитетом УЦР. Первый состав этого Комитета (20 человек) был избран 8 апреля общим собранием. Вошли в него президиум Совета (председатель и два его заместителя и 17 членов. Обязанности и права комитета было определено "Приказом" от 23 апреля 1917 г. Комитету поручалось выполнять текущую работу "в конкретной, постоянно змінюючийся обстановке момента". Однако с самого начала он имел значительную организационную, так и политическую свободу. Его полный состав, в соответствии с "Приказом", расширялся до 33 членов, из которых лишь 20 (учитывая председателя Совета и двух заместителей) избирались общим собранием, остальные пополнялась решениями самого Комитета. Он также выбирал председателей комиссий, которые действовали при УЦР, его секретарей и казначея. Комитет стал руководящим ее центром, формировал инициативы, которые вносились на рассмотрение сессий, готовил проекты важнейших политических решений, одобрял и провозглашал их именем Совета. В руках Комитета сосредоточены финансы, он контролировал и направлял текущую работу, осуществлял связь с местами. 29 июня постановлением пяти общих собраний Комитет получил право "решения всех неотложных дел, относящихся к компетенции Совета". Сразу до 40 человек расширился его состав. В начале июля Комитет пополнился на 30 % (18 человек) политическими деятелями, которые представляли национальные меньшинства. В процессе реформирования Комитет окончательно сменил свое название и с июля стал называться Малым советом. 1 августа она утвердила свой регламент. Каждую неделю она должна была собираться на очередные сборы, кроме того, при необходимости председатель Совета мог созываться и чрезвычайные собрания. Для принятия важных законодательных решений устанавливался кворум в 2/3 от общего количества членов, а для менее ответственных - 1/2. Решения принимались простым большинством открытым, закрытым или поименным голосованием. Регламент открывал широкие возможности для деятельности председателя Совета. Он созывал и вел собрание, предлагал повестку дня, руководил обсуждением, подводил его итоги, устанавливал порядок голосования предложений (резолюций), поступавших от фракций. Постоянным председателем Совета в течение ее существования оставался М. Грушевский. Малая рада формировалась на основе пропорциональности между фракциями, которые образовывали Большой совет. Беспартийный председатель Совета имел четырех заместителей от четырех украинских партий, два ответственные секретари президиума принадлежали к УПСР, а два - в УСДРП. В августе из 65 членов Малой рады в украинских партий принадлежали 35, еврейских - 15, русских - 10, польских - 4 человека. Больше всего мест в Малом совете - 14 - имели УСДРП и УПСР (последняя не считая. Грушевского). Количественный паритет в Малой раде между этими партиями сохранялся до начала 1918 г. Большинство из ответственных политических решений Совета было принято Малым советом. В ее активе нужно засчитать Первый, Третий и Четвертый Универсалы, устав Генерального секретариата, Конституцию УНР, законы об денежную единицу, гражданство УНР, административно-территориальное устройство Украины, о введении григорианского календаря и среднеевропейского времени, о ратификации Брестского мирного договора.
Важным структурным элементом, подчиненным Малой раде, были постоянные и временные комиссии Центральной рады. Первые из них были сформированы еще в марте 1917г., далее образование и деятельность комиссий обусловливались "Приказом" от 23 апреля и регламентом Малой рады.
Дорошенко Д. История Украины: 1917 - 1923 гг.: Т. 1. Сутки Центральной Рады. - Ужгород, 1932 - Нью-Йорк, 1954; Христюк П. Заметки и материалы к истории украинской революции 1917 - 1920 pp. В 4 т. - Прага, 1921 - 1922; Украинская Центральная Рада. Документы и материалы: В 2 т. - К., 1996.
О. Антонюк