Централизация (от лат. centralis - срединный, сердцевинный, центральный) - политический процесс, на основе которого формируется централизм как управленческая система с присущими для него вертикальной структурой и субординацией, концентрацией власти в едином центре.
Централізаторський процесс, несмотря на то, что его на протяжении всего развития цивилизации постоянно сопровождают центробежные тенденции, исторически доминирует в политике. Объективно это обусловлено прежде всего самой природой власти с ее централизаторским по своей сути стремлением к единовластию, господства и подчинения. Именно процесс С. выступает основным фактором образования на рубеже Средневековья и Нового времени государства - нации с ее системой защиты населения от нежелательного или пагубного влияния и гарантиями необходимого уровня политической и социальной стабильности. Субъективно на развитие Ц, по мнению большинства современных европейских ученых-федералистов (О. Марк, Ф. Лошадиные, Ги Эро и др.), существенно повлияли идеи Ж.-Ж. Руссо о "всеобщую волю", что существует независимо от интересов каждого гражданина. Указанные идеи привели, по мнению этих ученых, к гиперцентрализации властных полномочий на одном полюсе общества - на его "вершине", обусловили деформацию и кризис самого понятия демократии.
Ц, наряду с ее позитивной исторической ролью и благоприятным влиянием на обеспечение целостности политических систем, показала предела своей эффективности, преимущественно негативно повлияв в своих крайних проявлениях на мировое развитие. Это оказалось и оказывается в сущностных признаках порожденного Ц. "всепоглощающего" централизма, что стал "функцией этатизма" (О. Марк) и наиболее полно воплотился в тоталитарных режимах XX века. Основной из этих признаков являются: возникновение на основе централизма и постоянного провоцирования ситуаций противостояния государства и общества, власти и народа; узурпация правящей элитой права действовать от имени всего народа и распространение коррупции в верхних эшелонах власти; перегрузка центральных органов руководства и управления и, как следствие, ослабление эффективности их деятельности; ограничение законных прав и функций низших звеньев в системе социального управления; репрессивные принципы в управлении обществом, презрение к человеку, недоверие к ней и, соответственно, подчинение личных интересов национальным или государственным потребностям.
Характерным проявлением С. является централизаторская по своей сути плановая экономика, что представляет собой экономический строй страны, который основывается на принципах автаркии и имеет три определяющие черты: государственная собственность на средства производства; централизованное планирование со стороны соответствующих властных структур; централизованное государственное управление экономической сферой на основе директивных планов и программ и прямое подчинение нижестоящих хозяйственных органов высшим. Классический пример такой экономики - бывший Советский Союз. Осуществление С. на демократических принципах предполагает органическое сочетание С. с децентрализацией и демократизацией, что означает последовательное движение в сторону открытия доступа к структуре принятия решений для различных групп и отдельных лиц в государстве" (С. Ліпсет); концентрацию в едином центре лишь наиболее существенных, коренных функций руководства и управления без ограничения законных прав и функций низовых звеньев в системе социального управления; учет традиций конкретных обществ и нахождения необходимой степени оптимального сочетания С. и децентрализации с целью недопущения, с одной стороны, чрезмерной концентрации, а с другой - дисперсии власти.
Гурне Б. Государственное управление. - К., 1993; Государственное управление в Украине: централизация и децентрализация. - К., 1997; Государственное управление: теория и практика. - К., 1998; Цветков В. В., Горбатенко В. П. Демократия. Управления. Бюрократия. - К., 2001; Селиванов В. М. Право и власть суверенной Украины: методологические аспекты. - М„ 2002.
В. Горбатенко