Раздел Х
Культура послевоенного
времени
АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
Послевоенные годы отразились качественным
ростом изобразительного искусства. Важным событием стали съезды архитекторов и
художников, где рассматривались вопросы восстановления и нового видения образа городов и
сел. Восстановительные работы начались сразу после освобождения территории Украины от
фашистов. Восстанавливались и реконструировались города. По генеральному плану
отстраивался Киев. Был проведен конкурс на лучший проект застройки
Крещатика. Как результат киевляне имеют своеобразный архитектурный ансамбль, образ которого определяют удачно
раскрыт живописный рельеф нагорной части улицы, многоэтажные дома,
отделаны керамической плиткой светлого цвета, и широкие тротуары, засаженные
каштанами.
Значительным достижением украинского
градостроительства стала Новая Каховка (1951-1954). Четко распланировано улице,
впервые использовано серии типовых жилых домов. Построен Дом культуры по
типичным проектом. Рожина, который украшен мотивам украинских народных
орнаментов, что придает архитектурному образу торжественного звучания.
Среди общественных сооружений, возведенных
украинскими архитекторами в первой половине 50-х годов, высоким художественным
уровнем отличаются матросский клуб в Севастополе (архитекторы Богданов, Киреев); в 1958 г. было завершено
строительство Выставки передового опыта в народном хозяйстве Украины в
Киеве.
Тематика украинской живописи
послевоенных лет посвящена событиям Второй мировой войны. На материалах
фронтовых воспоминаний создано большое количество картин. Фронтовые рисунки, личные
впечатления и переживания стали основой для написания полотен Д.Безуглим “Форсирование
Днепра”, С. Отрощенко “Немецкие оккупанты на Украине”, Л. Чичканом
“Отомстим”, С. Самусєвим “Подвиг сержанта Якова Приходько”. Трагические события
первых дней войны нашли правдивое отражение в произведении Т. Яблонской “Враг
приближается”. Авторами полотен на тему войны в основном были
художники-фронтовики, непосредственные участники сражений, что, безусловно, сказалось на
характере их полотен.
Популярными были исторические темы:
“Богдан Хмельницкий оставляет в залог крымскому хану своего сына Тимоша”.
Задорожного, горельеф “Переяславская Рада” И. Гончара, скульптурная группа “Перед
боем. Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос, Иван Богун” А.Білостоцького и О.
Супруна.
Портреты О. Шовкуненко партизанки
Майи Вовчик-Голубой, народной артистки СССР Марии Литвиненко-Вольгемут, С.
Ковпака отличаются не только виртуозной техникой исполнения, но и умением достичь
полноты и изящества в воспроизводстве духовных качеств героев произведений.
Больших творческих успехов в послевоенный
время достигло украинское театрально-декоративное искусство. Оформление спектаклей становится
лаконичным, усиливается эмоциональное звучание. На этой ниве трудились М.
Духновский, Ю. Злочевский, В. Меллер, Д. Нирод и др. Выдающимся мастером
сценографии стал народный художник СССР А. Петрицкий, который весь свой талант
отдавал театра, оформил спектакли “Макар Дубрава”, “Богдан Хмельницкий”, “Князь
Игорь” и др.
Творческими достижениями обозначена
книжная графика. Ведущим мастером украинской книжной графики был В.
Касьян, самыми популярными стали выполненные им иллюстрации к Шевченкового
“Кобзаря” (1954). Художники книги подошли к решению сложной проблемы - синтеза
иллюстрирование и оформление изданий, тем самым подготовив почву для бурного
развития украинской книжной графики следующего периода.
У скульпторов так же ведущими
стали события и образы военного времени. Создаются мемориальные ансамбли,
устанавливаются памятники героям войны и труда. Заметным событием в
монументальной скульптуре стал памятник молодогвардейцам (1954). Его авторы
В. Агибалов, В.Мухін, В. Федченко и архитектор А. Сидоренко создали монумент, исполненный героико-романтического
звучания.
Украинские художники показали
укрепление связей украинского искусства с жизнью народа, многогранность
поисков, правдиво отразившие героический путь и вдохновенный труд, связанную с
восстановлением Украины.