Феминизм (фр. feminisme, от лат. femina - женщина) - 1) социальное движение против дискриминации женщин в экономической, политической, семейной сферах общественной жизни; 2) социально-политическая теория равенства полов; 3) мировоззрение, в основе которого лежит положение о ликвидации любого господства.
Термин "феминизм" появился в XIX в. для обозначения идеологии равноправия женщин. Феминистом называют человека, который признает идею равенства полов и способствует политической, экономической, духовной и сексуальной равноправия женщин. Идея освобождения женщин встречается впервые в зарубежной публицистической литературе ХV-ХVІ ст. Решающую роль в процессе становления и развития феминистских идей сыграли труд Мэри Уоллстонкрафт "В защиту прав женщин", "Декларация прав женщины и гражданки" А. Д. Гуж, а также книга Г. фон Гіппеля "Об улучшении гражданских прав женщин" (XVIII ст.). Феминизм XIX в. находится под влиянием французского утопического социализма (сенсімонізму), а также тесно связан с именем английского философа и общественного деятеля Дж. Милля, автора труда "Порабощение женщин". Основными темами первых феминистских трудов были: причины неравенства полов, право женщин на раскрытие своих возможностей, их способность к образованию и интеллектуальной деятельности.
Центром Ф. считают США, где впервые (1848 г.) возникло организованное движение за освобождение женщин. На первом этапе феминистское движение происходит под лозунгом "формальное равенство полов" и получает название "суфражизм". Соответственно социальное неравенство трактуется как политическое неравенство и борьба ведется за равные с мужчинами политические права и свободы. Победа суфражизма в начале XX в. намного расширила диапазон возможностей женщин, но не принесла им реального равенства. С 60-х годов XX в. разворачивается вторая волна феминистского движения, который проходит под лозунгом "равенство в различии". Идеологи неофемінізму Бы. Фридан, К. Миллер, Дж. Гриер в своих трудах подчеркивают, что борьба женщин за расширение сферы их деятельности есть одновременно и делом общественным. Демократические формы жизни нуждаются в полноценную женскую личность, которая имела бы право на собственную индивидуальность, развитие интеллекта и способностей. Семья и брак в том виде, в котором они существуют, а также система социокультурных стереотипов общества сформировали патриархальный, одномерное мышление и модель поведения, которые нивелировали женскую индивидуальность и приучили женщин жить по мужским стандартам. Поэтому для достижения равенства полов необходима революция в сознании как мужчин, так и женщин.
Современный Ф. - сложное и неоднородное социальное явление. Традиционно в нем выделяют следующие течения.
Либеральный феминизм - исторически самый древний направление, который получил распространение в Англии и Швеции. Либеральный Ф. отличается своей умеренностью в решении проблемы освобождения женщин от мужского превосходства и эксплуатации. Его представители не поддерживают идею радикальных изменений патриархальной жизни и пытаются добиться общего равенства полов путем политических и социально-экономических реформ. Либеральный Ф. выступает за привлечение женщин в публичную сферу жизни, за развитие их индивидуальных способностей, за егалітарні семейные отношения между мужчиной и женщиной, отстаивает право женщин на экономическую независимость, право на равную с мужчинами оплату за равный труд.
Радикальный феминизм - крайнее крыло женского движения, который возник в 60-70-х годах XX в. и приобрел популярность в ФРГ, США, Франции. Феминисты-радикалы причину неравенства между мужчинами и женщинами видят в поло-ролевой структуре семьи. Построение семьи по биологическим признаком превратила всю сферу сексуальности (половые роли, деторождение, семью и брак) в основной инструмент угнетения женщин. Сложное положение, в котором оказались женщины, изменить только реформами невозможно, необходима женская революция.
Социалистический феминизм анализирует проблему неравенства полов с классовых позиций. В соответствии классовое неравенство рассматривается главной причиной формирования патриархальной структуры общества. Следовательно, достижение равенства между мужчинами и женщинами возможно при условии ликвидации классов.
Гуманистический феминизм - всего соответствует ценностным ориентациям современного общества. По мнению его представителей, мужская культура, которая базируется на насилии, из сферы семьи распространилась на всю систему человеческих отношений и деформирует не только сознание женщин, но и мужчин. За то современное общество, руководствуясь принципами гуманизма, должно отказаться от мужского менталитета физической силы как средства регулирования социальных отношений и на его место поставить новую, егалітарну культуру, культуру равенства и сотрудничества.
В целом современный Ф. стал более сговорчивым своего предшественника и несколько изменил свои акценты и ориентации. Идеологи неофемінізму, учитывая ошибки старого Ф., который добился улучшения положения женщин за счет усложнения отношений в семье и обострения проблем с детьми, не отрицают различия между полами и зорієнтовують общество на максимально эффективное их использование.
Иващенко О. Тендерная научная перспектива: от мировоззрения к политике // Социология: теория, методы, маркетинг. - 1998. - № 6; Лавриненко Н. В. Тендерные исследования в социологии. - К., 1998; Чернова И. Ы. Основы тендерных знаний. - Новгород, 2000.
О. Авдеенко