Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ V

РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

 

ТЕМА 24

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

24.6. Ценообразование на предприятии

 

При анализе и определении уровня цен предприниматель должен ясно представлять общую картину системы цен, которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. К системе цен включены различные элементы, которые можно рассматривать как отдельные конкретные цены, так и определенные группы цен. Все элементы системы цен тесно взаимосвязаны. Это обреченно единой методологии формирования затрат на производство, а также взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма.

Систему цен принято классифицировать согласно определенных признаков:

по характеру обслуживаемого оборота:

- оптовые, по которым предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

- закупочные, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция производителями государственным и коммерческим организациям для дальнейшей переработки;

- розничные, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению;

- на строительную продукцию существует несколько разновидностей цен:

- сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта,

- прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 стекольных работ и др.)

- договорная цена устанавливается во время подписания договора между заказчиком и подрядчиком;

- цены и тарифы на услуги населению;

- надбавки в сфере обращения (оптово-сбытовые, торговые);

- тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которую взимают транспортные организации с отправителей грузов или пассажиров;

по степени свободы от воздействия государства при их установке:

- свободные, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения. Государство может добиваться изменения этих цен только действием на конъюнктуру рынка;

- регулируемые, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, но что подвергаются определенному воздействию со стороны государства или через непосредственное ограничение их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности и т. п.;

- фиксированные, устанавливаются государственными органами на ограниченные товары;

по способу фиксации:

- контрактные, устанавливаются соглашением сторон и зарегистрированы в контракте;

- трансфертные, применяются при реализации продукции между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия или одной ассоциации;

- биржевые (биржевые котировки), используются при продаже товаров через биржи;

- торгов, обслуживающих особую форму торговли, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный;

по степени обоснованности:

- базисные, применяются как начальная база при установлении цены на аналогичные изделия. Они есть фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками;

- справочные, опубликованные в каталогах, прейскурантах, журналах, газетах, справочниках и экономических обзорах. их используют специалисты в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;

- прейскурантные, является видом справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-производителей или продавцов;

- фактические операций, учитывающие применение различных надбавок или скидок к базисной цене;

- потребления, определяющих все расходы покупателя, связанные с приобретением товара, его доставкой и расходами по эксплуатации;

по времени действия:

- постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту или договором;

- текущие, по которым осуществляется поставка продукции в определенный период времени. Они могут меняться в течение выполнение одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка;

- скользя, устанавливаются в торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления. Они учитывают изменения в издержках производства, происходящих в период изготовления изделия;

- сезонные, действующие в течение определенного периода времени;

- ступенчатые, есть рядом цен на продукцию, которые последовательно снижаются по заранее принятой шкале.

В зависимости от порядка возмещения расходов по транспортировке продукции различают следующие виды оптовых цен:

- цена франко-станция отправления;

- цена франко-станция назначения.

Франк-обозначение показывает порядок возмещения и учета в цене транспортных расходов по доставке продукции потребителю.

Франкирования указывает на то, к какому пункта продвижения продукции к потребителю транспортные расходы несет поставщик.

Цена франко-станция отправления означает, что поставщик несет расходы по доставке продукции со своего склада до станции отправления, включая расходы по его погрузке в вагоны (суда).

Составной частью системы ценообразование является значительно распространена система скидок с установленных прейскурантных цен. Скидки используют фирмы-производители товаров и розничная торговля как ответные действия на снижение цен конкурентами, уменьшая первоначальную цену, чтобы привлечь новых покупателей, сократить большие запасы.

Всем предпринимателям, которые «болеют» за всемерное расширение своего дела, следует обратить особое внимание на систему скидок:

- скидка создает у покупателя представление о том, что фирма-продавец идет именно ему на уступку, что, конечно, подчеркивает значимость покупателя в собственных глазах;

- у покупателя создается представление о фирме-продавце, как о солидной и устойчивую организацию, которая может позволить себе некоторое снижение цен. Истинную выгоду от использования скидок получает фирма-продавец, поскольку она ускоряет движение товара и увеличивает объем продаж;

Различают следующие виды скидок:

- за оплату товара наличными (общая или простая скидка). Такая форма платежа улучшает финансовое положение производителя с точки зрения наличных денег, поскольку обычно в практике рыночных отношений сроки оплаты счетов за отгруженные товары колеблются в пределах З0-90 дней. В зависимости от суммы сделки такие скидки могут составлять от 3-6 %;

- количественная - снижение цены за покупку крупных партий товара. Продажа и транспортировка товара такими партиями снижают сбытовые расходы производителя. Производителю такие скидки выгодны, поскольку снижается себестоимость продукции по мере увеличения объема партии, изготавливается;

- дилерская - предоставляется производителем дилеру или посреднику за услуги, связанные с продвижением товаров до конечного потребителя, которые в противном случае должны быть выполнены самим производителем;

- специальная (персонифицированная) - предоставляется избранным покупателям, в которых заинтересованы продавцы. Эти скидки распространяются и на пробные партии товаров, имеющие целью заинтересовать покупателя;

- сезонная - предоставляется покупателю по покупку несезонного товара или в период сезонной распродажи товаров. Величина такой скидки иногда достигает 50-80 %;

- бонусная - предоставляется постоянным покупателям, если они за определенный период приобретают заранее обусловленное количество товара. Может составить 7-8 % стоимости оборота;

- закрытая - дается на продукцию, что образуется в замкнутых экономических формированиях, например, во внутри-фирменных поставках, внутренней торговле экономических группировок, а также на товары, поставляемые по специальным межправительственным соглашениям;

- скрытая - форма дополнительных бесплатных услуг продавца покупателю. Например, предоставление льготных кредитов, стимулирующих покупку оптовых партий товаров.

В условиях рынка коммерческая организация, которая самоорганизуется в социально ориентированную систему, функционирует в жестких условиях конкурентной среды и имеет полную хозяйственную самостоятельность. При такой ситуации ее деятельность направлена на получение преимуществ над конкурентами. Это обусловливает необходимость перехода от традиционного к качественно нового подхода к процессу управления продажами в торговых предприятиях, который основывается на использовании концепции маркетинга. Такой подход должен обеспечить удовлетворение потребностей рынка, ускорения товарооборота и увеличения доходности торгового предприятия.

В борьбе за привлечение новых и сохранение уже приобретенных клиентов предприятия идут на уступки, которые оказываются в различных преференциях для покупателей. В связи с этим на сегодня в Украине получила распространение такая известная во всем мире форма привлечения клиентов, как распродажу товаров, которую можно рассматривать как освобождение от стоковых товаров, а также привлечение новых клиентов.

В бухгалтерском учете причинами снижение фактической цены продажи товара является уценка или скидки. Поэтому во время распродажи возникает вопрос о целесообразности проведения уценки или введения системы скидок.

Как показывает мировой опыт, распродажа выгоден всем участникам торгового процесса: покупатель получает товар со значительной экономией, продавец оперативно реализует товар, производитель не несет сезонного спада производства.

Причины, по которым торговые предприятия прибегают к распродаже товаров:

- изменение конъюнктуры рынка (снижение спроса на товар, снижение цен на аналогичный товар конкурирующими предприятиями);

- повреждения товара или снижение его потребительских качеств;

- потребность в реализации товара за короткие сроки (например, приближение даты истечения сроков годности или реализации товаров, наступления срока погашения кредиторской задолженности, ликвидации предприятия);

- увеличение расходов на хранения товаров, в связи с чем предприятию выгоднее продать такие товары, чем иметь дополнительные расходы;

- проведение рекламных мероприятий, чтобы продвинуть товары на потребительском рынке, и др.

Итак, распродажа - это маркетинговая деятельность, которая обычно осуществляется в конкретный промежуток времени, в конкретной потребительской сфере и поощряет прямой отклик покупателей с помощью дополнительных выгод, для продавца проявляется в снижении цен.

Основным нормативным документом, регулирует вопросы ценообразования в Украине, является Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-ХІІ (с изменениями и дополнениями), согласно которому при осуществлении торговой деятельности могут применяться следующие виды цен:

- свободные цены и тарифы;

- государственные фиксированные и регулируемые цены.

При этом свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

Следовательно, если на определенный вид товаров нет ограничений, установленных государством в виде предельного уровня цен (или предельного уровня торговой наценки), то свободные цены устанавливает предприятие самостоятельно.

Снижение цены товара в бухгалтерском учете предусмотрено Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246. Согласно п. 25 П(С)БУ 9, если на дату баланса цена запасов снизилась или они испорчены, устарели или иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду - запасы отражаются по чистой стоимости реализации. При этом чистая стоимость реализации определяется по каждой единице запасов вычетом из ожидаемой цены продажи предполагаемых расходов на завершение производства и сбыт. Разница между первичной стоимостью запасов и чистой стоимостью реализации и будет суммой снижения цены. Если первоначальная стоимость товарных запасов превышает их чистую стоимость реализации, то сумма превышения списывается на расходы отчетного периода. На практике это достигается уценкой запасов.

Все предприятия переоценивают товарно-материальные ценности.

Переоценка товарно-материальных ценностей - это изменение цены или по ее уменьшения (уценка), или по увеличению (дооценка).

Согласно П(С)БУ 9, дооценка разрешается только в пределах проведенной ранее уценки. Суммы от переоценки списывают на основании актов переоценки, составленных специальной комиссией.

Во всех случаях проводят инвентаризацию товаров. Если переоценке подлежит менее трети товаров, находятся на предприятии, проводят инвентаризацию этих ценностей; если более трети - полную инвентаризацию.

Не подлежат уценке товары, продукция и избыточные товарно - материальные ценности из запасов товарно-материальных ценностей, которые:

- оформленные в залог;

- находятся в резерве:

- находящиеся на ответственном хранении.

Сравнительную характеристику уценки и скидки приведены в табл. 24.2.

 

Таблица 24.2

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ЦЕНЫ

 

Причина снижения цены

Сущность

Нормативная база

Результат

Скидка

Снижение цены продаж в результате снижения торговой наценки

Нет стандартов по классификации и учета скидок

Снижение стоимости товара за счет суммы наценки

Уценка

Снижение цены продажи в результате переоценки балансовой стоимости товара

Положение № 149/300 от 15.12.99 г.

Снижение стоимости товара за счет сокращения валовой прибыли от реализации

 

Переоценку товаров и продукции, залежались и потеряли первоначальное качество, проводят на производственных и торговых предприятиях всех форм собственности с разрешения руководителя (владельца) предприятия.

Для выявления товаров и продукции, подлежащих уценке, и ее проведения руководитель (владелец) предприятия утверждает комиссию, в состав которой, как правило, входят: заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), главный бухгалтер, экономист по ценам, технолог.

Переоценку осуществляют не по всем наименованиями товаров, а только по тем, на которые снизилась цена реализации. Если учетная стоимость товаров не соответствует их реализационной стоимости на рынке, товары должны быть переоценены. Во время последующих переоценок необходимо сравнить стоимость ранее уцененного товара с его новой стоимости, сложившейся на рынке. Если рыночная стоимость ранее уцененного товара возросла и превысила его первоначальную стоимость до переоценки, стоимость такого товара определяется на уровне первоначальной стоимости, т.е. осуществляют сторнирование ранее, чем произведена уценка. Таким образом, товар дооценивают лишь в том случае, если его раньше уценивали, и только в пределах первоначальной стоимости.

На основании анализа данных о наличие товаров и продукции, залежавшиеся, скорректированных на суммы их реализации после проведения инвентаризации, комиссия, которая должна осуществлять переоценку, составляет перечни этих товаров и продукции, где указывает: полное наименование, количество, розничную цену товара (себестоимость продукции), наименование предприятия-производителя и предложения относительно размера переоценки. Комиссия также выявляет товары и продукцию, подлежащие переоценке через частичную потерю ими первоначального качества. До начала непосредственного проведения переоценки товаров и продукции комиссия предварительно рассматривает составленные ранее перечни товаров и продукции, подлежащих уценке.

В бухгалтерском учете уценка товаров будет отражена таким записью:

Д-т 946 «Потери от обесценивания запасов».

К-т 281 «Товары на складе».

Предприятие может решить провести распродажа посредством введения системы скидок. С точки зрения бухгалтерского учете это будут скидки, которые предоставляются в момент реализации товаров.

В предприятиях розничной торговли при реализации товаров со скидками их размер отдельно фиксируется в кассовых чеках и ежедневном отчете. В указанных документах также отдельно выделяют стоимость проданных товаров в розничных ценах без учета предоставленных скидок и фактический выручка от реализации товаров с учетом скидок.

Если при передаче товаров в розничную торговую сеть в бухгалтерском учете была отражена торговая наценка, то при реализации этих товаров должна быть списана такая же торговая наценка, что обеспечит вычисление правильной суммы себестоимости реализованных товаров и остатка торговой наценки.

Списание предоставленной скидки в учете отражают записью:

Д-т 285 «Торговая наценка».

К-т 282 «Товары в торговле».

В ведомостях переоценки может быть отражен весь товар (по данным инвентаризационной описи) с указанием первоначальной цены и чистой стоимости реализации. Такую ведомость используют для анализа изменений стоимости товарных запасов. Кроме того, могут быть составлены сведения только на товары, подлежащие переоценке.

Переоценки является трудоемким процессом. Ее осуществляют только по необходимости, если предприятие имеет информацию о значительных изменения стоимости товаров, и только по тем товарам, стоимость которых изменилась.

Из выше сказанного можно сделать выводы, что в бухгалтерском учете снижение фактической цены продажи товара осуществляется с помощью уценки или внедрение системы скидок, что должно быть экономически обоснованно.