Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ V

РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

 

ТЕМА 24

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

24.4. Планирование и анализ себестоимости произведенной продукции

 

Целью планирования себестоимости изготовленной продукции является определение величины затрат на ее производство в определенные соглашением сроки при наиболее рациональном и эффективном использовании имеющихся в распоряжении организации машин, механизмов и других производственных ресурсов, соблюдении правил технической эксплуатации основных фондов и обеспечение безопасных условий труда.

Планирование себестоимости продукции проводится хозяйственными организациями самостоятельно и является составной частью их бизнес-плана.

Порядок и методы планирования себестоимости продукции работ каждая хозяйственная организация может устанавливать самостоятельно, исходя из условий своей деятельности, но не выходя за пределы законодательства.

Плановая себестоимость продукции может быть определена технико-экономическим расчетом по статьям затрат на основе плана мероприятий повышения технического и организационного уровней производства сравнению с предусмотренным в смете.

Целью планирования себестоимости продукции является установление экономически обоснованной величины расходов предприятия. Показатель плановой себестоимости используется для установления потребности в оборотных средствах, планирование прибыли, формирование цен, определения эффективности отдельных организационно-технических мероприятий и производства в целом.

Целью расчета себестоимости продукции является полное и достоверное определение фактической величины затрат предприятия, а также контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Информация о фактических затратах используется для оценки и анализа планово-экономических показателей предприятия.

Управление затратами предполагает целенаправленное воздействие на формирование затрат, контроль за их уровнем и экономическое стимулирования их снижения.

Система управления затратами включает:

- поиск и выявление факторов, влияют на экономию всех видов ресурсов;

- нормирование затрат ресурсов;

- планирование затрат по их видам;

- учет и анализ затрат;

- экономическое стимулирование экономии ресурсов и снижения затрат.

При анализе фактической себестоимости продукции, выявлении резервов

и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторами. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда, сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятия по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и иных косвенных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов.

Решающим условием снижения себестоимости является непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда на единицу продукции, а значит, уменьшается доля заработной платы в структуре себестоимости.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

- полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

- затраты на гривну товарной продукции;

- себестоимость сравнимой товарной продукции;

- себестоимость отдельных изделий;

- отдельные элементы и статьи расходов.

При анализе себестоимости используются следующие источники информации:

- форма № 5 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия»;

- плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции;

- данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательными производствами.

Проанализировав комплексные затраты можно выявить дополнительные резервы снижения затрат на производство продукции, повышение эффективности производства. В состав себестоимости товарной продукции входят комплексные расходы, которые представляют собой расходы по обслуживанию производства и управлению, расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции, потери от брака, прочие производственные расходы, непроизводственные расходы.