Туризм
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Организация транспортных путешествий и перевозок туристов

Раздел 3. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

3.4. Организация путешествий в специализированных туристско-экскурсионных поездах

 

Туристическим фирмам для организации массовых поездок туристов по специальному заказу могут быть предоставлены в аренду пассажирские поезда. Туристско-экскурсионные поезда - это арендованные подвижные склады, которые назначаются вне регулярным расписанием, и используются для организации путешествия по специально сформированному маршруту и установленному графику движения, с использованием спальных мест как базы размещения на маршруте, а вагонов-ресторанов - как базы питания туристов [7, с. 90].

В свое время в СССР был накоплен полезный опыт организации транспортных путешествий в специализированных туристско-экскурсионных поездах. Такие путешествия в стране начали осуществляться с 1960 года. В первых поездках принимали участие 1800 человек, которые были размещены в 4 поездах. В 1975 году в СССР насчитывалось уже 2 тысячи туристских поездов [15, с. 131]. Железнодорожные маршруты простирались через всю страну, в том числе и в пределах наиболее популярных экскурсионных зон.

Последние годы наблюдаются попытки возрождение железных туров как в Российской Федерации, так и в Украине Так, российские компании «РЖД Тур» (Российские железные дороги) и «Транссибирский экспресс» организуют туры на туристском поезде экстра-класса «Золотой орел - Транссибирский экспресс». Тур рассчитан на 120 туристов. В состав этого поезда входят 6 вагонов класса Gold, 5 вагонов классе Silver, 1 вагон класса New Heritage для группы туробслуживание, 2 вагоны-рестораны на 128 мест, вагон-бар, сервисное и багажный вагоны, вагон-кухня и т.д. Более простыми вариантами путешествий есть «Зимний экспресс», на новогодние праздники курсирует из городов России в г. Великий Устюг, или поезд «выходного дня» на Кругобайкальскій железной дороги.

В Украине есть пока что достаточно скромный опыт организации железнодорожных туров. Известно, что первый туристско-экскурсионный поезд был сформирован на Южной железной дороге и уже сделал путешествие по маршруту Ромны - Полтава - Севастополь - Ромны. В Ивано-Франковской области реализуется проект «Карпатский трамвай», который предполагает использование лісорозробних узкоколейных дорог для путешествий туристов. Туристический маршрут «карпатского трамвая» проложен от станции Выгода Ивано-Франковской области до станции Сенечев и продолжается восемь часов. Самодеятельные путешествия узкоколейной можно осуществить и в Ривненской области маршруту Антоновка - Заречное.

Длительные туры по регионам Украины на единственному в государстве частном поезде «Источник» организует «Центр делового сотрудничества «Источник» СПК». Туры осуществляются не регулярно, а лишь по заказу [7].

Для формирования туристско-экскурсионного поезда прежде всего необходимо составить соглашение между фирмой-туроператором и управлением железной дороги. Предметом такого соглашения является передача железной дорогой арендатору (фирме-туроператору) специального поезда или отдельного пассажирского вагона на определенное количество мест, в том числе для локомотивной бригады и работников вагонов-ресторанов.

В соглашении указывается порядок сдачи-приемки поезда (вагона). Передача отдельных вагонов или специальных поездов арендатору и их возврат железной дороге оформляется сторонами специальным документом с обязательным отражением в нем отсутствующих или испорченных деталей. Стороны договариваются об условиях эксплуатации арендованного поезда или вагона. Поезда и вагоны сдаются в аренду с обслуживанием проездными бригадами (проводниками) или без них. Как правило, в договор включается положение, что арендатор без согласия арендодателя не имеет права на переоборудование вагонов и передаче их другой организации.

В соглашении указывается также стоимость аренды и порядок расчетов. При оформлении перевозки туристов в арендованных вагонах взимается:

• плата за аренду по ставкам, установленные администрацией железной дороги;

• стоимость проезда по фактическом количестве туристов, но не менее количества мест в вагоне, за тарифу, что соответствует типу вагона пассажирского поезда;

• стоимость перевозки багажа.

При пересылке арендованного поезда или вагона (в порожнем состоянии от пункта его приписки к месту занятия его арендатором или к пункту приписки от места освобождения его арендатором взимается плата за порожний пробег.

После заключения договора руководству железной дороги перечисляется арендная плата и платежи за перевозки за весь путь следования (туда и обратно) поезда. Взимание всех платежей осуществляется не позднее чем за 20 дней до отправления туристического поезда.

Получение проездных платежей по железной дороге оформляется квитанциями: одна - на проезд туда, вторая - на проезд назад. В них указывают: маршрут следования поезда, пункты остановок, стоимость одного билета, общее количество пассажиров и полученная сумма за проезд.

Копии договоров с отметками о получение всех платежей и квитанции хранятся у руководителя туристского маршрута. После окончания рейса он сдает эти документы в бухгалтерию турфирмы.

После перечисления платежей, управление дороги дает адресную телеграмму всем управлением железных дорог на пути следование туристско-экскурсионного поезда. В телеграмме указываются схема и расписание следования поезда, время и пункты передачи поезда с одной дороги на другую, пункты дополнительного поставки топлива и воды в дороге. Копии данной телеграммы предоставляемые туристической фирме, которая организует поездку, начальникам управлений железной дороги, предприятиям питания [7].

В штате туристско-экскурсионного поезда, кроме бригады, осуществляет его непосредственное обслуживание (начальник поезда, проводники вагонов, работники вагонов-ресторанов), предполагается служба туристического обслуживания, состоящая из представителей турфирмы. Ее возглавляет директор (руководитель) маршрута, под его руководством работают турінструктор, организатор досуга и врач. В каждом вагоне обустраивается «уголок туриста», где вывешивается расписание движения турпотягу; фамилия начальника поезда, директора маршрута, проводников, врача, инструкторов, номер их вагона и места; номер вагона-ресторана, в котором питаются туристы, номер смены и время питание [7]. Туристы размещаются по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются директору маршрута, штаба турпоїзда, доктор. Наиболее распространенным для туристско-экскурсионных поездов является цельно металлический купейный вагон, который имеет 10 купе на 38 мест.