Раздел 3. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ НА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
3.4. Организация путешествий в специализированных
туристско-экскурсионных поездах
Туристическим фирмам для организации
массовых поездок туристов по специальному заказу могут быть предоставлены в аренду
пассажирские поезда. Туристско-экскурсионные поезда - это арендованные подвижные
склады, которые назначаются вне регулярным расписанием, и используются для
организации путешествия по специально сформированному маршруту и установленному графику
движения, с использованием спальных мест как базы размещения на маршруте, а вагонов-ресторанов
- как базы питания туристов [7, с. 90].
В свое время в СССР был накоплен
полезный опыт организации транспортных путешествий в специализированных
туристско-экскурсионных поездах. Такие путешествия в стране начали осуществляться с
1960 года. В первых поездках принимали участие 1800 человек, которые были размещены в 4
поездах. В 1975 году в СССР насчитывалось уже 2 тысячи туристских поездов
[15, с. 131]. Железнодорожные маршруты простирались через всю страну, в том числе и
в пределах наиболее популярных экскурсионных зон.
Последние годы наблюдаются попытки
возрождение железных туров как в Российской Федерации, так и в Украине Так,
российские компании «РЖД Тур» (Российские железные дороги) и «Транссибирский экспресс»
организуют туры на туристском поезде экстра-класса «Золотой орел -
Транссибирский экспресс». Тур рассчитан на 120 туристов. В состав этого
поезда входят 6 вагонов класса Gold,
5 вагонов классе Silver, 1 вагон класса New
Heritage для группы туробслуживание, 2
вагоны-рестораны на 128 мест, вагон-бар, сервисное и багажный вагоны,
вагон-кухня и т.д. Более простыми вариантами путешествий есть «Зимний экспресс»,
на новогодние праздники курсирует из городов России в г. Великий Устюг, или поезд
«выходного дня» на Кругобайкальскій железной дороги.
В Украине есть пока что достаточно скромный
опыт организации железнодорожных туров. Известно, что первый туристско-экскурсионный
поезд был сформирован на Южной железной дороге и уже сделал
путешествие по маршруту Ромны - Полтава
- Севастополь -
Ромны. В Ивано-Франковской области реализуется проект «Карпатский трамвай»,
который предполагает использование лісорозробних узкоколейных дорог для путешествий
туристов. Туристический маршрут «карпатского трамвая» проложен от станции
Выгода Ивано-Франковской области до станции Сенечев и продолжается восемь часов.
Самодеятельные путешествия узкоколейной можно осуществить и в Ривненской области
маршруту Антоновка - Заречное.
Длительные туры по регионам Украины на
единственному в государстве частном поезде «Источник» организует «Центр делового
сотрудничества «Источник» СПК». Туры осуществляются не регулярно, а лишь по
заказу [7].
Для формирования
туристско-экскурсионного поезда прежде всего необходимо составить соглашение между
фирмой-туроператором и управлением железной дороги. Предметом такого соглашения является передача
железной дорогой арендатору (фирме-туроператору) специального поезда или отдельного
пассажирского вагона на определенное количество мест, в том числе для
локомотивной бригады и работников вагонов-ресторанов.
В соглашении указывается порядок
сдачи-приемки поезда (вагона). Передача отдельных вагонов или специальных
поездов арендатору и их возврат железной дороге оформляется сторонами
специальным документом с обязательным отражением в нем отсутствующих или
испорченных деталей. Стороны договариваются об условиях эксплуатации арендованного
поезда или вагона. Поезда и вагоны сдаются в аренду с обслуживанием
проездными бригадами (проводниками) или без них. Как правило, в договор включается
положение, что арендатор без согласия арендодателя не имеет права на переоборудование
вагонов и передаче их другой организации.
В соглашении указывается также стоимость
аренды и порядок расчетов. При оформлении перевозки туристов в арендованных
вагонах взимается:
• плата за аренду по ставкам,
установленные администрацией железной дороги;
• стоимость проезда по
фактическом количестве туристов, но не менее количества мест в вагоне, за
тарифу, что соответствует типу вагона пассажирского поезда;
• стоимость перевозки багажа.
При пересылке арендованного поезда
или вагона (в порожнем состоянии от пункта его приписки к месту занятия его
арендатором или к пункту приписки от места освобождения его арендатором
взимается плата за порожний пробег.
После заключения договора руководству
железной дороги перечисляется арендная плата и платежи за перевозки за весь путь
следования (туда и обратно) поезда. Взимание всех платежей осуществляется не
позднее чем за 20 дней до отправления туристического поезда.
Получение проездных платежей
по железной дороге оформляется квитанциями: одна - на проезд туда, вторая - на проезд
назад. В них указывают: маршрут следования поезда, пункты остановок, стоимость
одного билета, общее количество пассажиров и полученная сумма за проезд.
Копии договоров с отметками о
получение всех платежей и квитанции хранятся у руководителя туристского
маршрута. После окончания рейса он сдает эти документы в бухгалтерию турфирмы.
После перечисления платежей,
управление дороги дает адресную телеграмму всем управлением железных дорог на пути
следование туристско-экскурсионного поезда. В телеграмме указываются схема и
расписание следования поезда, время и пункты передачи поезда с одной дороги на
другую, пункты дополнительного поставки топлива и воды в дороге. Копии данной
телеграммы предоставляемые туристической фирме, которая организует поездку, начальникам
управлений железной дороги, предприятиям питания [7].
В штате туристско-экскурсионного
поезда, кроме бригады, осуществляет его непосредственное обслуживание (начальник
поезда, проводники вагонов, работники вагонов-ресторанов), предполагается
служба туристического обслуживания, состоящая из представителей турфирмы. Ее
возглавляет директор (руководитель) маршрута, под его руководством работают
турінструктор, организатор досуга и врач. В каждом вагоне обустраивается
«уголок туриста», где вывешивается расписание движения турпотягу; фамилия начальника
поезда, директора маршрута, проводников, врача, инструкторов, номер их вагона
и места; номер вагона-ресторана, в котором питаются туристы, номер смены и время
питание [7]. Туристы размещаются по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются
директору маршрута, штаба турпоїзда, доктор. Наиболее распространенным для
туристско-экскурсионных поездов является цельно металлический купейный вагон, который имеет 10
купе на 38 мест.