Глава II
 
  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
 
  5. Направления работ по взаимодействию области с другими территориями в сфере производства товаров, услуг и других видов деятельности 
 
 На наш взгляд, таких направлений 
может быть несколько.
 Первое направление связано с 
реализацией проектов и налаживанием производства, представляющие интерес для 
нескольких областей и требуют аккумуляции их сил и экономических возможностей на 
основе тесного производственно-экономического партнерства. К такому направлению можно 
отнести, например, организацию зональных рынков товаров длительного 
пользования и культурно-бытового назначения. Опыт показывает, что определение 
ассортимента выпуска товаров данной группы с учетом только внутренне областных 
потребностей бывает экономически невыгодным и не позволяет создашь технически оснащены 
производства, основанные на современных технологиях. Например, нецелесообразно 
организовывать производство стиральных машин, холодильников и других бытовых 
товаров в каждой области, поскольку это может привести к дублированию производства.
Тем временем на основе координации действий 
нескольких областей в рамках крупного экономического региона можно создать условия 
для расширения ассортимента и выпуска продукции с учетом емкости рынка 
этого региона.
 Второе направление - это комплексное 
использование рекреационных ресурсов силами нескольких областей. Рекреационные 
объекты, которые создаются, могут быть использованы для организации как 
отечественного, так и иностранного туризма. В этом случае в зависимости от доли 
области в инвестировании расходов по созданию необходимой инфраструктуры для 
освоение рекреационных объектов можно получать прибыль в рублях и инвалюте.
 Третье направление - развитие автодорожного 
хозяйства межобластного значения с соответствующим автосервисом. В условиях 
интенсивного развития межобластных автоперевозок пассажиров и грузов особенно 
актуальными становятся вопросы технического совершенствования дорог, их обустройство 
заправочными станциями, гостиницами и т.д. Очевидно, что решение этих проблем 
силами отдельных областей нереально, поскольку требует объединения усилий и 
экономических ресурсов нескольких заинтересованных территориально-административных 
образований.
 Четвертое важное направление - это 
экология, в частности охрана открытых водоемов и лесов.
 Пятое направление - взаимодействие в 
области финансово-кредитной системы для предоставления единовременного пособия в 
нормализации денежного обращения, а также для "разгрузки" сезонных 
пиковых ситуаций.
 Такие важнейшие направления 
взаимодействия областей в решении актуальных социально-экономических и других 
проблем.
 Однако при этом следует помнить, что 
ни регионы, ни органы Правительства и министерства субъектами рынка в данном случае не 
могут быть. Все эти формы связи между регионами реализовывают связи не между 
ими, а между предприятиями и предпринимательскими структурами. Функции как 
центральных, так и местных органов власти призваны всячески способствовать их 
развитию и деловой активности.
 Если экономические связи между 
регионами стран на равноправной и взаимовыгодной основе, то они не 
только не снижают его самостоятельность, но, наоборот, укрепляют ее. Предприятия 
региона сами ищут наиболее выгодных поставщиков и потребителей продукции, 
делясь своей выгодой через систему налогов и с регионом, в котором 
находятся. Благодаря увеличению размера налоговых поступлений местная 
администрация получает возможность стимулировать те производства, которые, во-первых, 
уменьшают экономическую зависимость региона от поставок извне, а во-вторых, 
экономят средства на разнице в ценах приобретения соответствующей продукции в 
предприятий других регионов и ценами их производства у себя. Если же местные условия 
такие, что расходы на самостоятельные производства соответствующих товаров выше, чем стоит 
их закупка, то региональные органы власти ориентируются на включение этих товаров 
в интенсивную систему товарообменных связей.
 Таким образом, межрегиональные 
связи, устанавливаемые самими регионами на добровольной основе, не только 
не снижают самостоятельность региона, но, наоборот, повышают ее.
 Без устойчивых связей между центром и 
регионами государство расползается на автономии, теряет свое единство. Экономические 
связи центра и регионов формируются на принципах единого экономического 
пространства, что является важнейшим условием целостности страны. Центр формирует определенную 
социально-экономическую сферу, в рамках которой территории, обладающие обусловленной 
законом самостоятельностью, решают общегосударственные и свои внутренние задачи.
Регионы делегируют центра формирования 
и укрепление единой денежной системы во главе с единым эмиссионным банком - 
Центральным банком государства. Они отказываются от установления каких-либо 
таможенных барьеров и возлагают на центр задачи установления и сохранения единой 
таможенной территории страны. Центр берет на себя ответственность за свободный, не 
ограниченный никакими региональными границами и рамками, движение товаров, услуг, 
капитала и рабочей силы.
 Важный экономический связь между 
центром и регионами реализуется на линии установления центром единой 
налоговой системы с многоуровневой иерархической структурой. Введение местных 
налогов дает возможность региональным органам власти получить экономические рычаги 
улучшение социально-экономической ситуации в регионе. Двухканальный принцип 
формирование бюджета является важным условием единства страны и предоставление широких прав регионам. 
Первый поток формирует центральный бюджет, второй - региональный. Размер 
налоговой ставки первого канала должно быть прерогативой парламента. Для второго 
- достаточно определить только верхнюю границу, в пределах которой региональные органы власти 
в зависимости от своих возможностей и ресурсов определяют ставку для формирования своего 
регионального бюджета. Эти два потока формирования бюджета не должны 
пересекаться, они должны быть автономными. В результате функционирования этой 
схемы регионы не передают финансовые ресурсы в бюджет, и поэтому им нет 
необходимости выступать в роли просителей.
 Как часть страны регион берет 
участие в народнохозяйственном разделении труда, поставляет продукцию отраслей 
специализации для народнохозяйственных нужд. Выполняя это задание, регион, в 
свою очередь, может рассчитывать на гарантированную поставку продукции и сырья, 
необходимых для его жизнедеятельности.
 Между центром и регионом должны быть 
тесные связи по решению проблем экологии. Многие из этих проблем, эпицентр 
которых находится в конкретных регионах, имеют глобальный характер, а потому не 
поддаются решению только силами этого региона. Связи между регионами и центром 
в решении экологических, а также социально-демографических проблем при переходе 
до рыночных отношений будут усиливаться и в будущем.
 Основные условия, которых следует здесь 
соблюдать, заключаются в следующем:
 - не допускать разрушения уже 
созданных отраслей специализации в экономически развитых районах, обеспечивая 
при необходимости их полное и всестороннее перепрофилирование и (или) конверсию;
-
 не изменять номенклатуру товаров, производимых отраслями 
специализации, без согласования с центром;
-
 активно создавать производства, ориентированные на решение сугубо 
областных задач, преимущественно в экономически отсталых районах, свободных от 
производства областной специализации;
-
 достигать примерно одинаковой обеспеченности объектами социальной 
инфраструктуры различных районов за счет повышения самостоятельности в формировании 
областных ресурсов.
 Мировой опыт свидетельствует, что 
около 60 процентов всех доходов региона остается В бюджете региона. Это связано с 
важнейшим принципом рыночной экономики - любая, даже самая низкая, звено 
экономической и территориальной структуры страны самостоятельно зарабатывает и тратит 
средства. Однако очевидно, что эти звенья имеют вследствие объективных причин разные 
стартовые возможности реализации данного принципа. Поэтому одно из основных 
задач властных структур разного ранга в переходный к рыночным отношениям период 
как раз и заключается в обеспечении условно одинаковых стартовых возможностей. Средствами 
при этом выступают инвестиции, субсидии, дотации, налоговые льготы, 
находятся в компетенции местной представительной власти.
 Проблема выравнивания - это 
проблема распределения и перераспределения бюджетных ресурсов. Процессы распределения и 
перераспределения свойственны не только командно-административной, но и рыночной 
экономике. Например, федеральный бюджет Канады распределяется на две части, 
первая часть идет на общегосударственные нужды и межрегиональные программы, вторая 
- распределяется между регионами только по одному критерию. Таким является размер 
потенциально возможного национального дохода на душу населения. На основе данного 
показателя решается проблема экономического выравнивания районов.
 Надо подчеркнуть, что стремление к 
выравнивание является мощным фактором, который определяет единство государства.
 Дело в том, что центробежные 
тенденции усиливаются, когда искусственно культивируется привілеювання одних областей 
и необоснованно изымается прибыль, заработанную другими областями. Принцип 
неровности, что насаждается, предопределяет уход тех регионов, которые считают себя 
обделенными или имеют по экспертной оценке в своем распоряжении возможности 
(за счет аккумуляции в себе ресурсов, которые ранее отдавались центра) 
обеспечить динамичное экономическое развитие и высокий уровень жизни.
 Невозможность абсолютного равенства 
уровней экономического развития регионов, объясняется соответствующими обстоятельствами.
1.
 Нет абсолютно одинаковых районов по потенциалу природных (в 
том числе и наличия полезных ископаемых), человеческих и других ресурсов. Учет 
отличия этих потенциалов - объективное требование при выработке стратегии 
экономического развития регионов. Принцип экономии общественного труда обусловливает 
приоритетное экономическое развитие тех регионов, которые имеют для этого в своем 
распоряжении более благоприятные объективные условия.
2.
 Социально-экономическая дифференциация районов той мере, в какой она 
связанная с удобствами транспортного положения, наличием природных ресурсов 
нивелируется с помощью системы оценок соответствующих ресурсов. Однако учет 
трудоемкости и дефицитности ресурсов хоть и выравнивает определенным образом условия 
хозяйствования на соответствующей территории, но он не может и не должен 
обеспечивать полного равенства. Не может потому, что в условиях рыночной экономики 
лишь небольшая часть ценового механизма находится в руках реальных органов 
власти. Не должен потому, что существует опасность потери стимулов ускорения 
экономического развития в тех регионах, где оно объективно требует меньших затрат 
общественного труда.