Глава II
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
5. Направления работ по взаимодействию области с другими территориями в сфере производства товаров, услуг и других видов деятельности
На наш взгляд, таких направлений
может быть несколько.
Первое направление связано с
реализацией проектов и налаживанием производства, представляющие интерес для
нескольких областей и требуют аккумуляции их сил и экономических возможностей на
основе тесного производственно-экономического партнерства. К такому направлению можно
отнести, например, организацию зональных рынков товаров длительного
пользования и культурно-бытового назначения. Опыт показывает, что определение
ассортимента выпуска товаров данной группы с учетом только внутренне областных
потребностей бывает экономически невыгодным и не позволяет создашь технически оснащены
производства, основанные на современных технологиях. Например, нецелесообразно
организовывать производство стиральных машин, холодильников и других бытовых
товаров в каждой области, поскольку это может привести к дублированию производства.
Тем временем на основе координации действий
нескольких областей в рамках крупного экономического региона можно создать условия
для расширения ассортимента и выпуска продукции с учетом емкости рынка
этого региона.
Второе направление - это комплексное
использование рекреационных ресурсов силами нескольких областей. Рекреационные
объекты, которые создаются, могут быть использованы для организации как
отечественного, так и иностранного туризма. В этом случае в зависимости от доли
области в инвестировании расходов по созданию необходимой инфраструктуры для
освоение рекреационных объектов можно получать прибыль в рублях и инвалюте.
Третье направление - развитие автодорожного
хозяйства межобластного значения с соответствующим автосервисом. В условиях
интенсивного развития межобластных автоперевозок пассажиров и грузов особенно
актуальными становятся вопросы технического совершенствования дорог, их обустройство
заправочными станциями, гостиницами и т.д. Очевидно, что решение этих проблем
силами отдельных областей нереально, поскольку требует объединения усилий и
экономических ресурсов нескольких заинтересованных территориально-административных
образований.
Четвертое важное направление - это
экология, в частности охрана открытых водоемов и лесов.
Пятое направление - взаимодействие в
области финансово-кредитной системы для предоставления единовременного пособия в
нормализации денежного обращения, а также для "разгрузки" сезонных
пиковых ситуаций.
Такие важнейшие направления
взаимодействия областей в решении актуальных социально-экономических и других
проблем.
Однако при этом следует помнить, что
ни регионы, ни органы Правительства и министерства субъектами рынка в данном случае не
могут быть. Все эти формы связи между регионами реализовывают связи не между
ими, а между предприятиями и предпринимательскими структурами. Функции как
центральных, так и местных органов власти призваны всячески способствовать их
развитию и деловой активности.
Если экономические связи между
регионами стран на равноправной и взаимовыгодной основе, то они не
только не снижают его самостоятельность, но, наоборот, укрепляют ее. Предприятия
региона сами ищут наиболее выгодных поставщиков и потребителей продукции,
делясь своей выгодой через систему налогов и с регионом, в котором
находятся. Благодаря увеличению размера налоговых поступлений местная
администрация получает возможность стимулировать те производства, которые, во-первых,
уменьшают экономическую зависимость региона от поставок извне, а во-вторых,
экономят средства на разнице в ценах приобретения соответствующей продукции в
предприятий других регионов и ценами их производства у себя. Если же местные условия
такие, что расходы на самостоятельные производства соответствующих товаров выше, чем стоит
их закупка, то региональные органы власти ориентируются на включение этих товаров
в интенсивную систему товарообменных связей.
Таким образом, межрегиональные
связи, устанавливаемые самими регионами на добровольной основе, не только
не снижают самостоятельность региона, но, наоборот, повышают ее.
Без устойчивых связей между центром и
регионами государство расползается на автономии, теряет свое единство. Экономические
связи центра и регионов формируются на принципах единого экономического
пространства, что является важнейшим условием целостности страны. Центр формирует определенную
социально-экономическую сферу, в рамках которой территории, обладающие обусловленной
законом самостоятельностью, решают общегосударственные и свои внутренние задачи.
Регионы делегируют центра формирования
и укрепление единой денежной системы во главе с единым эмиссионным банком -
Центральным банком государства. Они отказываются от установления каких-либо
таможенных барьеров и возлагают на центр задачи установления и сохранения единой
таможенной территории страны. Центр берет на себя ответственность за свободный, не
ограниченный никакими региональными границами и рамками, движение товаров, услуг,
капитала и рабочей силы.
Важный экономический связь между
центром и регионами реализуется на линии установления центром единой
налоговой системы с многоуровневой иерархической структурой. Введение местных
налогов дает возможность региональным органам власти получить экономические рычаги
улучшение социально-экономической ситуации в регионе. Двухканальный принцип
формирование бюджета является важным условием единства страны и предоставление широких прав регионам.
Первый поток формирует центральный бюджет, второй - региональный. Размер
налоговой ставки первого канала должно быть прерогативой парламента. Для второго
- достаточно определить только верхнюю границу, в пределах которой региональные органы власти
в зависимости от своих возможностей и ресурсов определяют ставку для формирования своего
регионального бюджета. Эти два потока формирования бюджета не должны
пересекаться, они должны быть автономными. В результате функционирования этой
схемы регионы не передают финансовые ресурсы в бюджет, и поэтому им нет
необходимости выступать в роли просителей.
Как часть страны регион берет
участие в народнохозяйственном разделении труда, поставляет продукцию отраслей
специализации для народнохозяйственных нужд. Выполняя это задание, регион, в
свою очередь, может рассчитывать на гарантированную поставку продукции и сырья,
необходимых для его жизнедеятельности.
Между центром и регионом должны быть
тесные связи по решению проблем экологии. Многие из этих проблем, эпицентр
которых находится в конкретных регионах, имеют глобальный характер, а потому не
поддаются решению только силами этого региона. Связи между регионами и центром
в решении экологических, а также социально-демографических проблем при переходе
до рыночных отношений будут усиливаться и в будущем.
Основные условия, которых следует здесь
соблюдать, заключаются в следующем:
- не допускать разрушения уже
созданных отраслей специализации в экономически развитых районах, обеспечивая
при необходимости их полное и всестороннее перепрофилирование и (или) конверсию;
-
не изменять номенклатуру товаров, производимых отраслями
специализации, без согласования с центром;
-
активно создавать производства, ориентированные на решение сугубо
областных задач, преимущественно в экономически отсталых районах, свободных от
производства областной специализации;
-
достигать примерно одинаковой обеспеченности объектами социальной
инфраструктуры различных районов за счет повышения самостоятельности в формировании
областных ресурсов.
Мировой опыт свидетельствует, что
около 60 процентов всех доходов региона остается В бюджете региона. Это связано с
важнейшим принципом рыночной экономики - любая, даже самая низкая, звено
экономической и территориальной структуры страны самостоятельно зарабатывает и тратит
средства. Однако очевидно, что эти звенья имеют вследствие объективных причин разные
стартовые возможности реализации данного принципа. Поэтому одно из основных
задач властных структур разного ранга в переходный к рыночным отношениям период
как раз и заключается в обеспечении условно одинаковых стартовых возможностей. Средствами
при этом выступают инвестиции, субсидии, дотации, налоговые льготы,
находятся в компетенции местной представительной власти.
Проблема выравнивания - это
проблема распределения и перераспределения бюджетных ресурсов. Процессы распределения и
перераспределения свойственны не только командно-административной, но и рыночной
экономике. Например, федеральный бюджет Канады распределяется на две части,
первая часть идет на общегосударственные нужды и межрегиональные программы, вторая
- распределяется между регионами только по одному критерию. Таким является размер
потенциально возможного национального дохода на душу населения. На основе данного
показателя решается проблема экономического выравнивания районов.
Надо подчеркнуть, что стремление к
выравнивание является мощным фактором, который определяет единство государства.
Дело в том, что центробежные
тенденции усиливаются, когда искусственно культивируется привілеювання одних областей
и необоснованно изымается прибыль, заработанную другими областями. Принцип
неровности, что насаждается, предопределяет уход тех регионов, которые считают себя
обделенными или имеют по экспертной оценке в своем распоряжении возможности
(за счет аккумуляции в себе ресурсов, которые ранее отдавались центра)
обеспечить динамичное экономическое развитие и высокий уровень жизни.
Невозможность абсолютного равенства
уровней экономического развития регионов, объясняется соответствующими обстоятельствами.
1.
Нет абсолютно одинаковых районов по потенциалу природных (в
том числе и наличия полезных ископаемых), человеческих и других ресурсов. Учет
отличия этих потенциалов - объективное требование при выработке стратегии
экономического развития регионов. Принцип экономии общественного труда обусловливает
приоритетное экономическое развитие тех регионов, которые имеют для этого в своем
распоряжении более благоприятные объективные условия.
2.
Социально-экономическая дифференциация районов той мере, в какой она
связанная с удобствами транспортного положения, наличием природных ресурсов
нивелируется с помощью системы оценок соответствующих ресурсов. Однако учет
трудоемкости и дефицитности ресурсов хоть и выравнивает определенным образом условия
хозяйствования на соответствующей территории, но он не может и не должен
обеспечивать полного равенства. Не может потому, что в условиях рыночной экономики
лишь небольшая часть ценового механизма находится в руках реальных органов
власти. Не должен потому, что существует опасность потери стимулов ускорения
экономического развития в тех регионах, где оно объективно требует меньших затрат
общественного труда.