Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава II

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

 

5. Направления работ по взаимодействию области с другими территориями в сфере производства товаров, услуг и других видов деятельности

 

На наш взгляд, таких направлений может быть несколько.

Первое направление связано с реализацией проектов и налаживанием производства, представляющие интерес для нескольких областей и требуют аккумуляции их сил и экономических возможностей на основе тесного производственно-экономического партнерства. К такому направлению можно отнести, например, организацию зональных рынков товаров длительного пользования и культурно-бытового назначения. Опыт показывает, что определение ассортимента выпуска товаров данной группы с учетом только внутренне областных потребностей бывает экономически невыгодным и не позволяет создашь технически оснащены производства, основанные на современных технологиях. Например, нецелесообразно организовывать производство стиральных машин, холодильников и других бытовых товаров в каждой области, поскольку это может привести к дублированию производства.

Тем временем на основе координации действий нескольких областей в рамках крупного экономического региона можно создать условия для расширения ассортимента и выпуска продукции с учетом емкости рынка этого региона.

Второе направление - это комплексное использование рекреационных ресурсов силами нескольких областей. Рекреационные объекты, которые создаются, могут быть использованы для организации как отечественного, так и иностранного туризма. В этом случае в зависимости от доли области в инвестировании расходов по созданию необходимой инфраструктуры для освоение рекреационных объектов можно получать прибыль в рублях и инвалюте.

Третье направление - развитие автодорожного хозяйства межобластного значения с соответствующим автосервисом. В условиях интенсивного развития межобластных автоперевозок пассажиров и грузов особенно актуальными становятся вопросы технического совершенствования дорог, их обустройство заправочными станциями, гостиницами и т.д. Очевидно, что решение этих проблем силами отдельных областей нереально, поскольку требует объединения усилий и экономических ресурсов нескольких заинтересованных территориально-административных образований.

Четвертое важное направление - это экология, в частности охрана открытых водоемов и лесов.

Пятое направление - взаимодействие в области финансово-кредитной системы для предоставления единовременного пособия в нормализации денежного обращения, а также для "разгрузки" сезонных пиковых ситуаций.

Такие важнейшие направления взаимодействия областей в решении актуальных социально-экономических и других проблем.

Однако при этом следует помнить, что ни регионы, ни органы Правительства и министерства субъектами рынка в данном случае не могут быть. Все эти формы связи между регионами реализовывают связи не между ими, а между предприятиями и предпринимательскими структурами. Функции как центральных, так и местных органов власти призваны всячески способствовать их развитию и деловой активности.

Если экономические связи между регионами стран на равноправной и взаимовыгодной основе, то они не только не снижают его самостоятельность, но, наоборот, укрепляют ее. Предприятия региона сами ищут наиболее выгодных поставщиков и потребителей продукции, делясь своей выгодой через систему налогов и с регионом, в котором находятся. Благодаря увеличению размера налоговых поступлений местная администрация получает возможность стимулировать те производства, которые, во-первых, уменьшают экономическую зависимость региона от поставок извне, а во-вторых, экономят средства на разнице в ценах приобретения соответствующей продукции в предприятий других регионов и ценами их производства у себя. Если же местные условия такие, что расходы на самостоятельные производства соответствующих товаров выше, чем стоит их закупка, то региональные органы власти ориентируются на включение этих товаров в интенсивную систему товарообменных связей.

Таким образом, межрегиональные связи, устанавливаемые самими регионами на добровольной основе, не только не снижают самостоятельность региона, но, наоборот, повышают ее.

Без устойчивых связей между центром и регионами государство расползается на автономии, теряет свое единство. Экономические связи центра и регионов формируются на принципах единого экономического пространства, что является важнейшим условием целостности страны. Центр формирует определенную социально-экономическую сферу, в рамках которой территории, обладающие обусловленной законом самостоятельностью, решают общегосударственные и свои внутренние задачи.

Регионы делегируют центра формирования и укрепление единой денежной системы во главе с единым эмиссионным банком - Центральным банком государства. Они отказываются от установления каких-либо таможенных барьеров и возлагают на центр задачи установления и сохранения единой таможенной территории страны. Центр берет на себя ответственность за свободный, не ограниченный никакими региональными границами и рамками, движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Важный экономический связь между центром и регионами реализуется на линии установления центром единой налоговой системы с многоуровневой иерархической структурой. Введение местных налогов дает возможность региональным органам власти получить экономические рычаги улучшение социально-экономической ситуации в регионе. Двухканальный принцип формирование бюджета является важным условием единства страны и предоставление широких прав регионам. Первый поток формирует центральный бюджет, второй - региональный. Размер налоговой ставки первого канала должно быть прерогативой парламента. Для второго - достаточно определить только верхнюю границу, в пределах которой региональные органы власти в зависимости от своих возможностей и ресурсов определяют ставку для формирования своего регионального бюджета. Эти два потока формирования бюджета не должны пересекаться, они должны быть автономными. В результате функционирования этой схемы регионы не передают финансовые ресурсы в бюджет, и поэтому им нет необходимости выступать в роли просителей.

Как часть страны регион берет участие в народнохозяйственном разделении труда, поставляет продукцию отраслей специализации для народнохозяйственных нужд. Выполняя это задание, регион, в свою очередь, может рассчитывать на гарантированную поставку продукции и сырья, необходимых для его жизнедеятельности.

Между центром и регионом должны быть тесные связи по решению проблем экологии. Многие из этих проблем, эпицентр которых находится в конкретных регионах, имеют глобальный характер, а потому не поддаются решению только силами этого региона. Связи между регионами и центром в решении экологических, а также социально-демографических проблем при переходе до рыночных отношений будут усиливаться и в будущем.

Основные условия, которых следует здесь соблюдать, заключаются в следующем:

- не допускать разрушения уже созданных отраслей специализации в экономически развитых районах, обеспечивая при необходимости их полное и всестороннее перепрофилирование и (или) конверсию;

- не изменять номенклатуру товаров, производимых отраслями специализации, без согласования с центром;

- активно создавать производства, ориентированные на решение сугубо областных задач, преимущественно в экономически отсталых районах, свободных от производства областной специализации;

- достигать примерно одинаковой обеспеченности объектами социальной инфраструктуры различных районов за счет повышения самостоятельности в формировании областных ресурсов.

Мировой опыт свидетельствует, что около 60 процентов всех доходов региона остается В бюджете региона. Это связано с важнейшим принципом рыночной экономики - любая, даже самая низкая, звено экономической и территориальной структуры страны самостоятельно зарабатывает и тратит средства. Однако очевидно, что эти звенья имеют вследствие объективных причин разные стартовые возможности реализации данного принципа. Поэтому одно из основных задач властных структур разного ранга в переходный к рыночным отношениям период как раз и заключается в обеспечении условно одинаковых стартовых возможностей. Средствами при этом выступают инвестиции, субсидии, дотации, налоговые льготы, находятся в компетенции местной представительной власти.

Проблема выравнивания - это проблема распределения и перераспределения бюджетных ресурсов. Процессы распределения и перераспределения свойственны не только командно-административной, но и рыночной экономике. Например, федеральный бюджет Канады распределяется на две части, первая часть идет на общегосударственные нужды и межрегиональные программы, вторая - распределяется между регионами только по одному критерию. Таким является размер потенциально возможного национального дохода на душу населения. На основе данного показателя решается проблема экономического выравнивания районов.

Надо подчеркнуть, что стремление к выравнивание является мощным фактором, который определяет единство государства.

Дело в том, что центробежные тенденции усиливаются, когда искусственно культивируется привілеювання одних областей и необоснованно изымается прибыль, заработанную другими областями. Принцип неровности, что насаждается, предопределяет уход тех регионов, которые считают себя обделенными или имеют по экспертной оценке в своем распоряжении возможности (за счет аккумуляции в себе ресурсов, которые ранее отдавались центра) обеспечить динамичное экономическое развитие и высокий уровень жизни.

Невозможность абсолютного равенства уровней экономического развития регионов, объясняется соответствующими обстоятельствами.

1. Нет абсолютно одинаковых районов по потенциалу природных (в том числе и наличия полезных ископаемых), человеческих и других ресурсов. Учет отличия этих потенциалов - объективное требование при выработке стратегии экономического развития регионов. Принцип экономии общественного труда обусловливает приоритетное экономическое развитие тех регионов, которые имеют для этого в своем распоряжении более благоприятные объективные условия.

2. Социально-экономическая дифференциация районов той мере, в какой она связанная с удобствами транспортного положения, наличием природных ресурсов нивелируется с помощью системы оценок соответствующих ресурсов. Однако учет трудоемкости и дефицитности ресурсов хоть и выравнивает определенным образом условия хозяйствования на соответствующей территории, но он не может и не должен обеспечивать полного равенства. Не может потому, что в условиях рыночной экономики лишь небольшая часть ценового механизма находится в руках реальных органов власти. Не должен потому, что существует опасность потери стимулов ускорения экономического развития в тех регионах, где оно объективно требует меньших затрат общественного труда.