Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Уроки № 16, 17

Тема: Не с причастиями.

Цель: объяснить правила написания не с причастиями, формировать умение определять орфограму “Не с дієприкметником” и обгруновувати выбор написания соответствующим правилом; воспитывать уважение к устному народному творчеству и точного поэтического слова; развивать внимание, совершенствовать умения выполнять такие мыслительные действия, как сравнение, конкретизация, анализ.

Тип уроков: уроки изучения нового материала.

Оборудование: учебник, таблица.

 

Ход уроков

 

И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

II. Изучение нового материала.

* Работа с учебником. Обработка таблицы “Не с дієприкметником” (с. 41).

 

III. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

*Прочитать словосочетание.Объяснить написание не с дієприкмет никами.

 

Некований лошадь; давно не кованый конь. Неоконченный портрет; не закончен вовремя портрет. Незавершенное дело; не завершена вовремя дело.

* Прочитать, объяснить написание НЕ с причастиями.

Вошел я в сінечки, а сінечки не метена. Вошел я в комнату, а горница не топлена, бочка хлеба не смешанная. Лука негребена похожа на девку нечесану. Где многие хозяйки, там хата не метени и каша не вареная. Не хвались печью в нетопленой избе.

Народное творчество.

* Объяснительный диктант.В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу. Обозначать в словах орфограму “Не с дієприкметником”. Обосновать выбор написания.

 

И. Для дураков закон не писан. Ледареві норма не указана. Силуване - не милуване. Невисіяне семена и на тот год не пропадет. Слово не магазинное, но и не продано. Он грамотный, и не печатный. Какая диковина, что собака не кованная. Непойманная рыба всегда большая. Ушел так мне возраст, как несоленій капусте. Невспаханную перелег не склонит урожай до ног. Продуманная работа - определенная, а непродуманная - бесполезная. В неухоженный имущества все хозяева. Незаконченное дело покрывается снегом. Скачут не писаны рукава, а сытое брюхо. Верь не услышанному, а виденному.

Народное творчество.

II. Душа моя в лед не закована. Еще никем не пойманные в мире украинские сизые соловьи. (А. малышко.) Наемный лошадь никогда не сморщенный. Если что-то малое не сделано, то и большое не сделано. Поссорились за шкуру неспійманої белки. Неиспользуемое железо скоро ржавеет. Берегись хлеба недопеченным и фельдшера недоученного. С невстреленого лысая кожуха не шьют.

Народное творчество.

 

* Переписать, снимая скобку.Обозначать в словах орфограму “Не с дієприкметником”.

 

И. Повсюду чад, а враг лютый угнетает наш мозг не/окованный. (М.старицкий.) Оживет наш народ забыт, а те, что слушают от нас сами песни, услышат голос еще не/слышанный. (В.самойленко.) Скрипки плачут: “Не/осмотрителен!” (М.Вороний.) И нас ведет войны суровая погода твердых, как сталь, не/склонившихся в печали. (А. малышко.) Бумаги в смітницю летят! Не/списаны, но разодраны! (М.Самійленко.) Неужели не/дописанные упали слов пламенияне строки? (П.Усенко.) Молодое поднялось поколение, не/запуганное ночью арестами, не/допитуване в комиссиях. (А. малышко.)

II. Глянул в синий, не/торканий стал. (Б.олийнык.) И раз всем не/изведанные красоты открылись в маленьком ручье, не/виданные, не/понятны до тех пор. (Л.Забашта.) Среди не/рушеної никогда тишины пролинув какой-то звук. (Б. гринченко.) В темно-синей дали - не/угасающие огни. (Б.Дегтярьов.) Зашумят, зашумят еще не/известные моря. (П.Усенко.) Счастлив тот, у кого нива своя, не/нанята на год. (В.самойленко.) Не/огородженая хата, холодные лучи солнца. (В. сосюра.) Хижинам, от дороги не/удаленным, брызгают в глаза авто. (М.Самійленко.) Лето вдруг создало в мирах не/ожидаемый мир и радугой мир не/ожидаемый тот увенчало. (Е.гуцало.)

 

*Предупредительный диктант.Обозначить орфограму “Не с дієприкметником”.

 

И. Еще столько слов несказанных в сердце! (В. сосюра.) Слова, не оговоренные сердцем раньше, в драгоценный не вписаны том. (М. бажан.) Мое сердце - засеянное поле, на котором почкующейся впервые еще не виданные цветы никогда. (М.Нагнибіда.) Хотя бы не цвели, не росли никогда несеяные ростки зла! (Б.Дегтярьов.) Вется в кружевах дум хмелем незваный сумм. (Д.Луценко.) Пока живы, говорім! Космическое безграничности не прочитанное аніким. (М.Самійленко.) В непромовлені слова, в которых душа и тонет и тает! (М. рыльский.) Ты хоть словцо языков от тех пылких незраджених разговоров. (А. малышко.) Глубин неразведанных лодка поздна еще не узнанный мир. (П.Усенко.) Лошади круто крешуть в брук, еще копыта непритерті. (Б.олийнык.) Играй, мой коню! На пути крутом, не ограничен манежем, играй! (М.Самійленко.) Басує невтишений лошадь. (П.Усенко.) Ржет жеребец бешено, ржет навзрыд. Не сідланий, не спутуваний отродясь, умоляет воли, а ее нет, и тяжело он проклинает свободу. (Д.павлычко.) Движение безумное почему-то во мне вызывает неизвестную напряжение. (В. сосюра.)

II. Не хиліться! Смотрите далеко в новый, еще не звіданий мир. Рассвет моет окон стекло. А незавершенного сколько! Еще более, как вечером было. Молодая, еще не венчанная пара в перевеслі ходила счастливо. Сколько высоких, некошеных трав забуяє в тепле! Зачем же песня? А на то, чтобы легче брать все крутое и недоступное в жизни еще не звіданій пути.

Из произведений П.Воронька.

* Диктант с комментированием.

 

И. Ланы мои непаханые, древние залежи! Пока вас будут скитаться братья мои убогие? (П.кулиш.) Радуйся, ниво моя, не политая стронцием белым и жар-слезой! Радуйся, ниво моя, не покрыта черной атомной грозой. (А. малышко.) Моя судьба - среди поля невсвязана воля! (П.кулиш.) Нет плена и рабства дял души, не скованной ничтожным страхом смерти. (Д.павлычко.) В весенним небе Праги красно-бело-синий стяг государства никому не покоренных словян. (Л.Дмитерко.) Щемящей болью и неизвестной печалью жаждущая наливается душа. (Д.Луценко.) Я поляжу без славы в могиле немой и никому не известной. (П.кулиш.) Скривился император. Вот и песня, не убита до сих пор ими, не вырвана из сердца мужика! (Д.павлычко.) И сявляется песня недочитаною страницей. (А. малышко.) И рот что недосказанные слова жует. (М. бажан.) У дверей - пестрая путаница. Мужики неуклюже вносят пианино, не привыкшие к хрупкого груза. (Б.олийнык.) И наша ученость, добром не підкута, - то лжа есть прелюта, то лжа есть прелюта! (И.драч.)

II Я часто по ночам вспоминаю вновь детства сполохану сказку. Спасибо вам, мама, за вечную любовь и щедрое незміряну ласку. Склонялось над кроватью приветливое лоб, дремали утомленные глаза... Спасибо вам, мама, за Ваше тепло и долгие бессонные ночи. Детства не жду я из теплых краев вновь не вернешь, и мамину сказку... Спасибо Вам, мама, за вечную любовь и всю неоплаченную ласку. Спасибо вам, лета, за хлеб и соль, за радость и невиплаканий боль.

Из произведений Д.Луценка.

III. Летят широкие дни, как поезда в пути, на пройденные пути и не пройденные тобой. (А. малышко.) Казалось, весь мир переверну, добюся еще не слыханных рекордов. (Д.Луценко.) Эта путь затемненная никем не схоженная еще вся. (М.Самійленко.) Осень отлит из золота, что похолодело вокруг, на остывшее золото неохололе спадает. (Е.гуцало.) Теперь и облака, и небо над ними, и земля под ними, и желто-имлистое просвет с одного края горизонта, и первая молния с другой - все это смахивало на незавершенные полотна гениев о создании мира. (Н.стельмах.) Приходят к сердцу незваные гости, и из них самая обидная - скука. (М. бажан.)

* Прочитать. Объяснить написание не со словами. Какими частями речи (или особыми формами частей речи) являются выделенные слова?

Как между павами ворона уважения не имеет, так неученый в обществе голову склоняет. Кто станет слушать слово невчене? (И.франко.) В жизни мудрющий не ученый, а смышленый. Панич витой стелитись по земле не ученый. (Нар.творч.)

* Представленные фразеологизмы ввести в самостоятельно составленных предложений (устно).Какими частями речи (особыми формами являются выделенные слова? Объяснить написание не.

Делить шкуру неубитого медведя. Ему закон не писан. Непостижимыми путями (Непостижимаямудрость).

ИV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание.П. 8, упражнение 115.