Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Поурочные планы для 5 классов

Урок № 13

Тема. Отрезки, ломаные и их длины

 

Цель: Ознакомить учеников с понятиями прямой , ломаной и отрезка ; с их свойствами и взаимным расположением. Способствовать развитию графической грамотности.

Сформировать умение: распознавать объект среди графических изображений изображать, обозначать, читать на рисунке отрезки и лучи.

Оборудование: Кодоскоп, таблицы.

Ход урока

И. Организация учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы и цели урока.

Вступительная беседа.

Послушайте дети, что случилось с Карандашом. Лежал он в пенале и грустил, думал, что он не нужен, что он некрасивый, он - никакой, он - простой карандаш. И как-то он выкатился из пенала и его острый носик коснулся листа бумаги. На бумаге Карандаш увидел след от своего носика и обрадовался: ”Я нарисовал точку“. Тут точка ожила и воскликнула: “Неправда. Я не просто точка. Я - точка. Самое главное в геометрии, а ты Олівчику, мой лучший друг, а в геометрии всем необходим“. Сегодня мы с вами “вооружились“ карандашом и линейкой и попробуем поставить две точки обозначим их А и В. Давайте соединим их, у нас получились разные линии.

 

Эти линии называются кривыми.

Давайте попросим линейку и соединим наши точки.

А В

Мы получили геометрическую фигуру , которая называется..... так отрезком.

С помощью кодоскопа проектирую рисунок.

 

О. .К .М .С .В .А

 

Есть ли у нас на рисунке отрезки?

Назовите их? Что имеет каждый отрезок? Длину. Что для этого нужно сделать, чтобы найти длину отрезка? (отвечают ученики). Давайте сравним отрезки КМ и МК, что о них можно сказать? А как вы думаете: могут быть отрезки равны? А когда же они будут равными? Проектируем рисунок на доску.

 

В D

 

 

А С

 

Что это у нас изображено? Так, отрезки, но такие, что конец первого является началом второго отрезка, а конец второго является началом третьего. Мы с вами получили новую геометрическую фигуру, которая называется ломаной АВСD. Точки называются вершинами ломаной, а отрезки - звеньями ломаной. Ломаная имеет свою длину, как же мы ее найдем? (отвечают ученики) АВ + ВС + СD. Где наши помощники-Карандаш и линейка, давайте попросим их нам помочь. Возьмем точку А и проведем в разные стороны прямые.

 

В .А В

Мы с вами получили новую геометрическую фигуру, которая называется луч. На рисунке у нас два лучи АО и АВ, точка А называется началом луча, а есть ли конец у луча?

Так, верно, не имеет.

Физкульт-минутка.

 

ИV. Практическая работа:

1. Проведите прямую а.

2. Отметьте на ней точки А и В.

3. Измерьте отрезок АВ.

4. Отметьте на отрезке АВ точку С.

5. Измерьте отрезок АС и СВ.

6. Сравните длину отрезка АВ с суммой длин отрезков АС + СВ. Какой вывод можно сделать? (отвечают ученики)

 

V. Формирование умений и навыков читать, распознавать среди графических изображений отрезки, лучи, ломаную, прямые.

Решения заданий и упражнений из учебника.

№ 271 - 274 - устно

282, 283, 285, 289, 290, 309 (а, в) - коллективно

№ 309 (а, в) - задачи на повторение

№ 292 - самостоятельно

 

VИ. Итог урока.

 

VII. Домашнее задание

Контрольные вопрос. Задача № 284, 286, 288, 291, 309 (б, г).