Урок № 13
Тема. Отрезки, ломаные и их
длины
Цель: Ознакомить учеников с понятиями
прямой , ломаной и отрезка ; с их свойствами и взаимным расположением.
Способствовать развитию графической грамотности.
Сформировать умение: распознавать
объект среди графических изображений изображать, обозначать, читать на рисунке
отрезки и лучи.
Оборудование: Кодоскоп, таблицы.
Ход урока
И. Организация учащихся.
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы и цели
урока.
Вступительная беседа.
Послушайте дети, что случилось с
Карандашом. Лежал он в пенале и грустил, думал, что он не нужен, что он
некрасивый, он - никакой, он - простой карандаш. И как-то он выкатился из пенала
и его острый носик коснулся листа бумаги. На бумаге Карандаш увидел след
от своего носика и обрадовался: ”Я нарисовал точку“. Тут точка ожила и
воскликнула: “Неправда. Я не просто точка. Я - точка. Самое главное в геометрии,
а ты Олівчику, мой лучший друг, а в геометрии всем необходим“. Сегодня мы
с вами “вооружились“ карандашом и линейкой и попробуем поставить две точки
обозначим их А и В. Давайте соединим их, у нас получились разные линии.
Эти линии называются кривыми.
Давайте попросим линейку и
соединим наши точки.
А
В
Мы получили геометрическую фигуру , которая
называется..... так отрезком.
С помощью кодоскопа проектирую
рисунок.
О.
.К .М .С .В .А
Есть ли у нас на рисунке отрезки?
Назовите их? Что имеет каждый отрезок?
Длину. Что для этого нужно сделать, чтобы найти длину отрезка? (отвечают
ученики). Давайте сравним отрезки КМ и МК, что о них можно сказать? А как вы
думаете: могут быть отрезки равны? А когда же они будут равными? Проектируем
рисунок на доску.
В
D
А С
Что это у нас изображено? Так,
отрезки, но такие, что конец первого является началом второго отрезка, а конец
второго является началом третьего. Мы с вами получили новую геометрическую фигуру, которая
называется ломаной АВСD. Точки называются вершинами
ломаной, а отрезки - звеньями ломаной. Ломаная имеет свою длину, как же мы ее
найдем? (отвечают ученики) АВ + ВС + СD. Где наши помощники-Карандаш и линейка, давайте
попросим их нам помочь. Возьмем точку А и проведем в разные стороны прямые.
В
.А В
Мы с вами получили новую геометрическую
фигуру, которая называется луч. На рисунке
у нас два лучи АО и АВ, точка А называется началом луча, а есть ли конец
у луча?
Так, верно,
не имеет.
Физкульт-минутка.
ИV. Практическая работа:
1.
Проведите прямую а.
2.
Отметьте на ней точки А и В.
3.
Измерьте отрезок АВ.
4.
Отметьте на отрезке АВ точку С.
5. Измерьте отрезок АС и СВ.
6. Сравните длину отрезка АВ
с суммой длин отрезков АС + СВ. Какой вывод можно сделать? (отвечают ученики)
V. Формирование умений
и навыков читать, распознавать среди графических изображений отрезки, лучи,
ломаную, прямые.
Решения
заданий и упражнений из учебника.
№
271 - 274 - устно
№ 282, 283, 285, 289, 290, 309 (а, в) - коллективно
№
309 (а,
в) -
задачи на повторение
№
292 - самостоятельно
VИ. Итог урока.
VII. Домашнее задание
Контрольные
вопрос. Задача № 284, 286, 288, 291, 309 (б, г).