СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПАДЕЖЕЙ
Творительный падеж
Творительный отметок специализируется на выражении функции інструменталя, другим відмінкам эта семантическая признак не свойственна. Формирование указанного значения происходит при глаголах-присудках с семой активной конкретного физического действия, которая выполнена над конкретным реальным объектом инструментом, названным существительным с предметным значением, напр.: «Сказал, как гвоздем прибил» (пословица); «Кукует кукушка. Бьет молоточком в большой хрустальный звон» (Г. Коцюбинский); «Следовательно величественно показал им клюкой - там дальше город» (Л. Костенко); «Бабушка вновь постучала палкой...» (Г. Коцюбинский).
В зависимости от содержания формы орудного падежа инструментальная функция подразделяется на варианты: функция орудия действия, функция средства действия, функция вспомогательного материала. Разделение обусловлено семантикой глагола - сказуемого и лексическим набором відмінкової формы. По объему лексических значений многочисленной является вариантная функция орудия действия. Центр ее составляют существительные, которые называют предметы, предназначенные для выполнения физического действия, напр.: нож, молоток, резец, лопата, фуганок, долото, ручка, сверло, напильник и т.д. Валентностью глагола предусмотрено такую структуру будущего реального предложения, где есть «места» для существительных в роли інструменталя, субъекта и объекта действия. Характерным признаком глаголов физического действия является переходность, напр.: резать хлеб ножом, копать лопатой картошку, рисовать кистью картину, чистить наждаком металл, белить щеткой дом, забивать молотком гвозди, полоть тяпкой огород, писать ручкой лист, вырезать ножом наличники, чем точить напильником -, «На участках без пней грунт разрезается пассивным ножом» (журн.); «Возле дома возилась Федора, копая лопатой грядку» (И. Цюпа); «...в уголке вверху горел небольшое круглое окошко, будто прокрученное сверлом-лопатнем в толстой стене» (И. Нечуй-Левицкий).
В языке, помимо собственно инструментального значения, возможны дополнительные слои основного содержания, которые вызваны различными причинами. Так, замена переходного глагола непереходящим создает условия для формирования объектно-инструментальных отношений, напр.: «Трещал сапогами по зеленых ледяных шпичаках» (О. Гончар); «Раиса звонила стаканами...» (Г. Коцюбинский); «...Гафійка гремела ложками...» (Г. Коцюбинский).
В сферу сочетаемости сказуемого активного физического действия могут попадать существительные - названия частей тела, органов чувств, с помощью которых происходит действие, напр.: рука, нога, плечо, колено, язык, ухо, глаза, хвост. С группой названий орудий действия их объединяет общая цель, хотя синонимических отношений не существует, поскольку существительные с семой орудия действия относятся к классу инструментов, а названия частей тела, органов чувств функционируют в роли инструментов. Появление при глаголе инструментальной семантики зависимого существительного, который называет не инструмент, а реальный объект, обусловливает функцию объектного інструменталя, напр.: «Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает» (пословица); «Приходит весна... и бьет о землю крылом, словно большой летучая мышь» (Г. Коцюбинский); «Бьют [жаворонки] клювами в золото солнца» (Г. Коцюбинский); «Катя, что все у нее [старой] сидела ...как обхватит ее руками, как заридає» (Марко Вовчок); «Денис тронул локтем Романа» (И. Нечуй-Левицкий); «Они... обходили узкие и черные пропасти, черкаючись плечом о гостріш сторону скалы» (Г. Коцюбинский).
Следующий оттенок функции орудия действия выражают существительные, которые называют не весь предмет - орудие, которым выполняется действие, а только его часть, напр.: «Орел... еле шевеля кончиками крыльев, выглядит добычу» (Ю. Яновский); «Тетя Устина... втерлась кончиком платка... и двинулась к повозке» (А. Шиян); «Мария... качнула утлу посудину носком ботинка» (Ю. Смолич).
В этой ситуации функция партитивного (частичного) інструменталя приобретает оттенок объектного значения.
Иногда, расширяя лексический набор названий конкретной предметности, творительный падеж обозначает понятия, ситуации, которые в роли орудия способствуют выполнению действия, напр.: «Пчела жалит жалом, а человек словом» (пословица); «Черныш обыскивает взглядом тот прямоугольник...» (О. Гончар) ; аналогично рисовать воображением, остановить взглядом, спрашивать глазами, убить словом, где сэма способа действия сочетается с семой інструменталя.
По сравнению с функцией орудия действия функция средства действия характеризуется другими семантическими особенностями: здесь інструменталь не влияет на способ действия предиката, и валентность глагола предусматривает в структуре будущего реального предложения только «место» для существительного в роли средства действия. Лексическое наполнение відмінкової формы, кроме названий конкретных предметов, охватывает наименования существ, напр.: «Переправляют по трое маленьким челноком» (О. Гончар); «Балабуху повезли самого на задних саночках одним коньком» (И. Нечуй-Левицкий); «Захар возит в свой гумно снопы круторогими волами» (И. Нечуй-Левицкий); «Лес перед будущим мостом уже трещал, запруженный артиллерией и машинами, обозами» (О. Гончар).
Среди названий средств воздействия выделяется группа существительных с семой «средств передвижения и перемещения», к которым относятся велосипед, мотоцикл, автомобиль, телега, поезд, пароход, самолет и т.д. Глаголы-предикаты обозначают подвижную действие, которое не переходит на объект, напр.: «А путь не спит; то встретится, то другой, то на телеге едет, то идет» (Марко Вовчок); «Виталий приехал, примчался на мотоцикле уже вечер» (А. Гончар); «К театру подъезжали автомобилем» (И. Вильде). Параллельно с форме орудного падежа существует предложно-відмінкова форма, напр.: приехал на велосипеде, прилетел на самолете.
Следующую группу названий средства действия образуют существительные с общей семой «средства передачи и связи», напр.: телеграмма, телефон, селектор, телевидение, радио, телетайп и т.п.; «Полученная информация записывается и передается телесейсмічними системами наверх, в регистрационное помещения» (жюри.); «Он [Петр] вызвал родителей молнией-телеграммой» (О. Гончар); «О приезде туристы заблаговременно известили телетайпом» (из газ.); «И спешит обрадованный Славик телефону передать» (Н. Забила).
Функция вспомогательного материала воспроизводится существительными в форме орудного падежа, что называют конкретные предметы, вещества, жидкости. Такой набор имен проектируется валентностью глагола - сказуемого, напр.: связывать (чем?), аналогично засаживать, засыпать, заматывать, завешивать, накрывать, лечить, поливать, підперізувати т.п.; «...За солнечный смех цветками дорогу встилав» (О. Олесь); «Ребенок укрытая - И не туго, и новенькой Свитиною покрыта» (Т. Шевченко); «И теперь я разбитое сердце ядом гой» (Т. Шевченко). В конструкциях с орудним вспомогательного материала имеющиеся объектно-инструментальные отношения поскольку здесь ощутима инструментальная действие субъекта для объекта, свойственное функции объекта. Конструкции типа убит током, задавило поездом т.п. является способом выражения инструментальных отношений в безличных предложениях и пассивных оборотах.
В конструкциях с глаголами пассивного состояния с постфіксомся и пассивными причастиями відмінкова форма орудного воспроизводит функцию субъекта. В семантическом аспекте это значение полностью не совпадает с субъектом действия именительного падежа, напр.: «Боевые порядки войск... сейчас воспринимались Хомой как одно неразрывное целое» (А. Гончар); «его обеспокоили новые идеи, привезенные сыном, его смутила палка сыновняя разговор» (И. Нечуй-Левицкий); «Характеристика, представленная Шварцу, подбодрила Безбородко» (И. Вильде); «А часы, подаренные мне Бородатым, я носил с гордостью» (Л. Смелянский).
Установлению абсолютной тождественности обеих функций препятствуют морфологические средства выражения семи субъекта в пассивных конструкциях, в частности глагола, от которого зависит творительный падеж. Глаголы с постфіксомся указывают на динамичность, активность субъекта, напр.: восприниматься (кем?), подтверждаться т.д. Возвратно-результативная действие глаголов проектирует соответствующего движка, которым по смыслу может быть лицо или орудие. Эта особенность еще более выразителен в пассивных дієприкметниках, напр.: отнесен (кем?); аналогично подарен, брошенный, бит, управляемый, полный и т. д. Здесь наличие орудного падежа семантически мотивирована.
По иерархической шкале семантических компонентов (агенс-субъект, объект, адресат и т. д.) позиция орудного идентична позиции інструменталя. Существительное в функции субъекта, попадая в инструментальную позицию, испытывает дополнительного наслоения содержания, обусловленного сочетанием значение субъекта и значение інструменталя. Оттенки сэм субъекта орудного и именительного обусловлены позиционной закрепленностью в структуре предложения. Именительный субъекта, находясь преимущественно в препозиции, попадает сразу в «предмет сообщения», ©рудный инструментального субъекта находится на периферии предложения, в акте сообщения на первый план выходит информация о его действие (см.: «Категория состояния»).
Творительный инструментальный приобретает оттенок объектного значения, когда его форма выражена наименованиями существ, названиями конкретных предметов, частей тела, абстрактных понятий. При этом существительные, выраженные орудним, находятся не в привычной для інструменталя конечной, периферийной части предложения, а размещены непосредственно за глаголом - сказуемым в позиции сильнокерованого члена, то есть объекта. В глаголах не прослеживается четко сэма активной динамической действия, здесь есть обозначения моторного действия, руководства, владение, отношение к объекту и др. Действие финально-направлена на объект. При сочетании глаголов с существительными в творительном падежные формируется значение инструментального объекта, напр.: «Он [мальчик]... уже заранее радуется деревянным коньком» (Н. Кобринская); «Тракторист непосредственно управляет навесными машинами» (журн.); «На Пасху, на соломе Против солнца, дети играли себе пасхальными яйцами» (Т. Шевченко); «Многочисленные гости Киева никогда не перестают любоваться его зеленым украшением» (из газ.).
Творительный падеж участвует в выражении значения пространства, или функции локатива, называя место действия, напр.: улица, дорога, междурядья, просека, долина, двор, огород, околица, поле, роща, лес, луг, овраг. Определяющими признаками функции локатива является постоянная супроводжуваність предиката, поскольку сэма падежа выполняет роль конкретизатора локализованной (ограниченной) действия, указывая на пребывание, размещение в пространстве или на исходный или конечный пункты движения. Каждое из вариантных значений воспроизводимой в языке отдельным рядом падежных форм, которые находятся в обязательной, зависящей придієслівній позиции.
Функцию не пересеченного пространства в контексте глаголов выражают падежные формы орудного, которые называют конкретные пространственные объекты, внутри которых или па их поверхности происходит действие, напр.: «Под рощей вьется реченька... широкой долиной куда она бежит» (Л. Глебов);
«Смотрю: так будто сова Летит щелочами, берегами, и трущобами, И глубокими оврагами И широкими степями, И оврагам» (Т. Шевченко).
Объект движется в пространстве, может охватывать часть места действия, названного відмінковою форме; место действия может иметь линейную протяженность; пространство может отождествляться с местом действия, что происходит внутри его или выходить за его пределы, напр.: «ехал, ехал казак городом, под копытом камень треснул» (укр. нар. песня); «А попід горою яром, долиною козаки йдуть» (укр. нар. песня); «Лета орел, лета сизый под небесами, Гуля Максим, гуля отец степями, оврагами» (Т. Шевченко). Характерной особенностью глаголов есть оттенок длительного незавершенного однонаправленного движения, что не выходит за пределы пространственных объектов, а сосредотачивается внутри или на поверхности,- идти, ехать, бежать, ползти, двигаться, спускаться, течь, катиться, брести, надвигаться, передвигаться, напр.: «Путешествовали гайдамаки Лесами, оврагами» (Т. Шевченко); «Пошел степью бедолага, Слезы утирает» (Т. Шевченко); «Поток бег причудливо вижолобленим корытом» (Г. Хоткевич); «Мальчишки бросились бежать притихшей улицей» (Г. Стельмах); «Наши гнутые лодочки медленно ползли устьем» (О. Предрассветный); «...экспедиция вынуждена была покинуть корабли и передвигаться по суше» (Выдающиеся мореплаватели).
Функция пересеченного пространства формируется орудним падеже существительных, которые называют не пространственную протяженность типа просека, тропа, путь, а объемные пространственные величины; лес, долина, роща и т.д. Значение пересеченного пространства передается в контексте відмінкової формы с префіксальними глаголами завершенной динамического действия, напр.: выйти, прийти, пройти, пробиться, переправиться, перейти, перебежать и др. («Перейду лесом засветло,- сказала Василиса» (И. Нечуй-Левицкий); «Перебежали поле и остановились в небольшом кустарнике» (Г. Стельмах).