Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Грамматика украинского языка

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПАДЕЖЕЙ

Творительный падеж

 

Творительный отметок специализируется на выражении функции інструменталя, другим відмінкам эта семантическая признак не свойственна. Формирование указанного значения происходит при глаголах-присудках с семой активной конкретного физического действия, которая выполнена над конкретным реальным объектом инструментом, названным существительным с предметным значением, напр.: «Сказал, как гвоздем прибил» (пословица); «Кукует кукушка. Бьет молоточком в большой хрустальный звон» (Г. Коцюбинский); «Следовательно величественно показал им клюкой - там дальше город» (Л. Костенко); «Бабушка вновь постучала палкой...» (Г. Коцюбинский).

В зависимости от содержания формы орудного падежа инструментальная функция подразделяется на варианты: функция орудия действия, функция средства действия, функция вспомогательного материала. Разделение обусловлено семантикой глагола - сказуемого и лексическим набором відмінкової формы. По объему лексических значений многочисленной является вариантная функция орудия действия. Центр ее составляют существительные, которые называют предметы, предназначенные для выполнения физического действия, напр.: нож, молоток, резец, лопата, фуганок, долото, ручка, сверло, напильник и т.д. Валентностью глагола предусмотрено такую структуру будущего реального предложения, где есть «места» для существительных в роли інструменталя, субъекта и объекта действия. Характерным признаком глаголов физического действия является переходность, напр.: резать хлеб ножом, копать лопатой картошку, рисовать кистью картину, чистить наждаком металл, белить щеткой дом, забивать молотком гвозди, полоть тяпкой огород, писать ручкой лист, вырезать ножом наличники, чем точить напильником -, «На участках без пней грунт разрезается пассивным ножом» (журн.); «Возле дома возилась Федора, копая лопатой грядку» (И. Цюпа); «...в уголке вверху горел небольшое круглое окошко, будто прокрученное сверлом-лопатнем в толстой стене» (И. Нечуй-Левицкий).

В языке, помимо собственно инструментального значения, возможны дополнительные слои основного содержания, которые вызваны различными причинами. Так, замена переходного глагола непереходящим создает условия для формирования объектно-инструментальных отношений, напр.: «Трещал сапогами по зеленых ледяных шпичаках» (О. Гончар); «Раиса звонила стаканами...» (Г. Коцюбинский); «...Гафійка гремела ложками...» (Г. Коцюбинский).

В сферу сочетаемости сказуемого активного физического действия могут попадать существительные - названия частей тела, органов чувств, с помощью которых происходит действие, напр.: рука, нога, плечо, колено, язык, ухо, глаза, хвост. С группой названий орудий действия их объединяет общая цель, хотя синонимических отношений не существует, поскольку существительные с семой орудия действия относятся к классу инструментов, а названия частей тела, органов чувств функционируют в роли инструментов. Появление при глаголе инструментальной семантики зависимого существительного, который называет не инструмент, а реальный объект, обусловливает функцию объектного інструменталя, напр.: «Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает» (пословица); «Приходит весна... и бьет о землю крылом, словно большой летучая мышь» (Г. Коцюбинский); «Бьют [жаворонки] клювами в золото солнца» (Г. Коцюбинский); «Катя, что все у нее [старой] сидела ...как обхватит ее руками, как заридає» (Марко Вовчок); «Денис тронул локтем Романа» (И. Нечуй-Левицкий); «Они... обходили узкие и черные пропасти, черкаючись плечом о гостріш сторону скалы» (Г. Коцюбинский).

Следующий оттенок функции орудия действия выражают существительные, которые называют не весь предмет - орудие, которым выполняется действие, а только его часть, напр.: «Орел... еле шевеля кончиками крыльев, выглядит добычу» (Ю. Яновский); «Тетя Устина... втерлась кончиком платка... и двинулась к повозке» (А. Шиян); «Мария... качнула утлу посудину носком ботинка» (Ю. Смолич).

В этой ситуации функция партитивного (частичного) інструменталя приобретает оттенок объектного значения.

Иногда, расширяя лексический набор названий конкретной предметности, творительный падеж обозначает понятия, ситуации, которые в роли орудия способствуют выполнению действия, напр.: «Пчела жалит жалом, а человек словом» (пословица); «Черныш обыскивает взглядом тот прямоугольник...» (О. Гончар) ; аналогично рисовать воображением, остановить взглядом, спрашивать глазами, убить словом, где сэма способа действия сочетается с семой інструменталя.

По сравнению с функцией орудия действия функция средства действия характеризуется другими семантическими особенностями: здесь інструменталь не влияет на способ действия предиката, и валентность глагола предусматривает в структуре будущего реального предложения только «место» для существительного в роли средства действия. Лексическое наполнение відмінкової формы, кроме названий конкретных предметов, охватывает наименования существ, напр.: «Переправляют по трое маленьким челноком» (О. Гончар); «Балабуху повезли самого на задних саночках одним коньком» (И. Нечуй-Левицкий); «Захар возит в свой гумно снопы круторогими волами» (И. Нечуй-Левицкий); «Лес перед будущим мостом уже трещал, запруженный артиллерией и машинами, обозами» (О. Гончар).

Среди названий средств воздействия выделяется группа существительных с семой «средств передвижения и перемещения», к которым относятся велосипед, мотоцикл, автомобиль, телега, поезд, пароход, самолет и т.д. Глаголы-предикаты обозначают подвижную действие, которое не переходит на объект, напр.: «А путь не спит; то встретится, то другой, то на телеге едет, то идет» (Марко Вовчок); «Виталий приехал, примчался на мотоцикле уже вечер» (А. Гончар); «К театру подъезжали автомобилем» (И. Вильде). Параллельно с форме орудного падежа существует предложно-відмінкова форма, напр.: приехал на велосипеде, прилетел на самолете.

Следующую группу названий средства действия образуют существительные с общей семой «средства передачи и связи», напр.: телеграмма, телефон, селектор, телевидение, радио, телетайп и т.п.; «Полученная информация записывается и передается телесейсмічними системами наверх, в регистрационное помещения» (жюри.); «Он [Петр] вызвал родителей молнией-телеграммой» (О. Гончар); «О приезде туристы заблаговременно известили телетайпом» (из газ.); «И спешит обрадованный Славик телефону передать» (Н. Забила).

Функция вспомогательного материала воспроизводится существительными в форме орудного падежа, что называют конкретные предметы, вещества, жидкости. Такой набор имен проектируется валентностью глагола - сказуемого, напр.: связывать (чем?), аналогично засаживать, засыпать, заматывать, завешивать, накрывать, лечить, поливать, підперізувати т.п.; «...За солнечный смех цветками дорогу встилав» (О. Олесь); «Ребенок укрытая - И не туго, и новенькой Свитиною покрыта» (Т. Шевченко); «И теперь я разбитое сердце ядом гой» (Т. Шевченко). В конструкциях с орудним вспомогательного материала имеющиеся объектно-инструментальные отношения поскольку здесь ощутима инструментальная действие субъекта для объекта, свойственное функции объекта. Конструкции типа убит током, задавило поездом т.п. является способом выражения инструментальных отношений в безличных предложениях и пассивных оборотах.

В конструкциях с глаголами пассивного состояния с постфіксомся и пассивными причастиями відмінкова форма орудного воспроизводит функцию субъекта. В семантическом аспекте это значение полностью не совпадает с субъектом действия именительного падежа, напр.: «Боевые порядки войск... сейчас воспринимались Хомой как одно неразрывное целое» (А. Гончар); «его обеспокоили новые идеи, привезенные сыном, его смутила палка сыновняя разговор» (И. Нечуй-Левицкий); «Характеристика, представленная Шварцу, подбодрила Безбородко» (И. Вильде); «А часы, подаренные мне Бородатым, я носил с гордостью» (Л. Смелянский).

Установлению абсолютной тождественности обеих функций препятствуют морфологические средства выражения семи субъекта в пассивных конструкциях, в частности глагола, от которого зависит творительный падеж. Глаголы с постфіксомся указывают на динамичность, активность субъекта, напр.: восприниматься (кем?), подтверждаться т.д. Возвратно-результативная действие глаголов проектирует соответствующего движка, которым по смыслу может быть лицо или орудие. Эта особенность еще более выразителен в пассивных дієприкметниках, напр.: отнесен (кем?); аналогично подарен, брошенный, бит, управляемый, полный и т. д. Здесь наличие орудного падежа семантически мотивирована.

По иерархической шкале семантических компонентов (агенс-субъект, объект, адресат и т. д.) позиция орудного идентична позиции інструменталя. Существительное в функции субъекта, попадая в инструментальную позицию, испытывает дополнительного наслоения содержания, обусловленного сочетанием значение субъекта и значение інструменталя. Оттенки сэм субъекта орудного и именительного обусловлены позиционной закрепленностью в структуре предложения. Именительный субъекта, находясь преимущественно в препозиции, попадает сразу в «предмет сообщения», ©рудный инструментального субъекта находится на периферии предложения, в акте сообщения на первый план выходит информация о его действие (см.: «Категория состояния»).

Творительный инструментальный приобретает оттенок объектного значения, когда его форма выражена наименованиями существ, названиями конкретных предметов, частей тела, абстрактных понятий. При этом существительные, выраженные орудним, находятся не в привычной для інструменталя конечной, периферийной части предложения, а размещены непосредственно за глаголом - сказуемым в позиции сильнокерованого члена, то есть объекта. В глаголах не прослеживается четко сэма активной динамической действия, здесь есть обозначения моторного действия, руководства, владение, отношение к объекту и др. Действие финально-направлена на объект. При сочетании глаголов с существительными в творительном падежные формируется значение инструментального объекта, напр.: «Он [мальчик]... уже заранее радуется деревянным коньком» (Н. Кобринская); «Тракторист непосредственно управляет навесными машинами» (журн.); «На Пасху, на соломе Против солнца, дети играли себе пасхальными яйцами» (Т. Шевченко); «Многочисленные гости Киева никогда не перестают любоваться его зеленым украшением» (из газ.).

Творительный падеж участвует в выражении значения пространства, или функции локатива, называя место действия, напр.: улица, дорога, междурядья, просека, долина, двор, огород, околица, поле, роща, лес, луг, овраг. Определяющими признаками функции локатива является постоянная супроводжуваність предиката, поскольку сэма падежа выполняет роль конкретизатора локализованной (ограниченной) действия, указывая на пребывание, размещение в пространстве или на исходный или конечный пункты движения. Каждое из вариантных значений воспроизводимой в языке отдельным рядом падежных форм, которые находятся в обязательной, зависящей придієслівній позиции.

Функцию не пересеченного пространства в контексте глаголов выражают падежные формы орудного, которые называют конкретные пространственные объекты, внутри которых или па их поверхности происходит действие, напр.: «Под рощей вьется реченька... широкой долиной куда она бежит» (Л. Глебов);

«Смотрю: так будто сова Летит щелочами, берегами, и трущобами, И глубокими оврагами И широкими степями, И оврагам» (Т. Шевченко).

Объект движется в пространстве, может охватывать часть места действия, названного відмінковою форме; место действия может иметь линейную протяженность; пространство может отождествляться с местом действия, что происходит внутри его или выходить за его пределы, напр.: «ехал, ехал казак городом, под копытом камень треснул» (укр. нар. песня); «А попід горою яром, долиною козаки йдуть» (укр. нар. песня); «Лета орел, лета сизый под небесами, Гуля Максим, гуля отец степями, оврагами» (Т. Шевченко). Характерной особенностью глаголов есть оттенок длительного незавершенного однонаправленного движения, что не выходит за пределы пространственных объектов, а сосредотачивается внутри или на поверхности,- идти, ехать, бежать, ползти, двигаться, спускаться, течь, катиться, брести, надвигаться, передвигаться, напр.: «Путешествовали гайдамаки Лесами, оврагами» (Т. Шевченко); «Пошел степью бедолага, Слезы утирает» (Т. Шевченко); «Поток бег причудливо вижолобленим корытом» (Г. Хоткевич); «Мальчишки бросились бежать притихшей улицей» (Г. Стельмах); «Наши гнутые лодочки медленно ползли устьем» (О. Предрассветный); «...экспедиция вынуждена была покинуть корабли и передвигаться по суше» (Выдающиеся мореплаватели).

Функция пересеченного пространства формируется орудним падеже существительных, которые называют не пространственную протяженность типа просека, тропа, путь, а объемные пространственные величины; лес, долина, роща и т.д. Значение пересеченного пространства передается в контексте відмінкової формы с префіксальними глаголами завершенной динамического действия, напр.: выйти, прийти, пройти, пробиться, переправиться, перейти, перебежать и др. («Перейду лесом засветло,- сказала Василиса» (И. Нечуй-Левицкий); «Перебежали поле и остановились в небольшом кустарнике» (Г. Стельмах).