Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ПЯТАЯ ПОЗНАНИЯ
1. Проблема познания в философии
Агностицизм.
В попытке ответить на вопросы познания человеком мира в истории философии выделяются два направления. Первый: философы признают узнаваемость мира. Второй: философы, которые отрицают (или подвергают сомнению) принципиальную узнаваемость природной или социальной реальности. Второе направление, несмотря на широкий спектр учений, можно охарактеризовать как философский (гносеологический) скептицизм (так в основном их называли в древности), или агностицизм. Понятие «агностицизм» был введен в 1869 году английским естествоиспытателем Томасом Гексли для определения философской позиции, ограничивающей сферу компетенции философии пределами позитивного знания.
Еще в Древней Греции философы Піррон, Карнеад, Енесідем высказывали идеи философского скептицизма, ссылаясь на тот факт, что по каждому обсуждаемому теоретическому вопросу высказываются противоположные, взаимоисключающие мнения, античные скептики делали вывод, что истина принципиально недостижима, доказывали, что ни чувственные восприятия, ни правила логики не обеспечивают возможности познания вещей, что всякое знание есть не более чем верования. Аргументы античного скептицизма позже в XVIII - XIX вв. возрождены и развиваются рядом философов. Английский философ XVIII в. Дэвид Юм утверждал, что всякое знание есть, по сути, незнанием. Основой для практического действия рекомендовал брать не знания, а веру и привычку. Немецкий философ Иммануил Кант детально анализирует процесс познания, отдельные элементы - чувства, разум. Кантианство - следующая разновидность агностицизма. Иммануил Кант обнаружил сложный и противоречивый мир познания, но оторвал познание от вещей реального мира. «...О том, каковы вещи сами по себе, человек ничего не знает, - говорил Иммануил Кант, - а знает только их явления, т.е. представления, которые вещи производят в человеке, влияя на ее чувства». Иммануил Кант прав, что познание начинается с опыта, из ощущений. Но опыт, в его понимании, вместо того, чтобы соединять человека с миром «вещей в себе», розгороджує их, поскольку допускается наличие в сознании существующих и независимых от опыта форм чувственности и разума (априорное, додосвідне знания). Знание состоит, по Іммануїлом Кантом, из того, что дает достаточный опыт и из таких априорных форм.