Социальное государство (от нем. Sozialstat, было введено в оборот в середине XIX в. немецким юристом, державознавцем и экономистом Л. фон Штейном) - одно из ключевых понятий (наряду с "правовым" и "демократическим" государством), которое определяет современную цивилизованность государства.
Социальное государство существует в разных проявлениях: 1) как идея и ее развитие в социально-политических концепциях; 2) как конституционный принцип, закрепленный в основных законах большинства стран; 3) как реальная практика деятельности государственных институтов в направлении решения социальных проблем общества, социальных групп и отдельных личностей. В обобщенном понимании социальное государство - тип организации государственной и общественной жизни, базирующейся на приоритете социальных ценностей и, имея экономическую основу социально ориентированное рыночное хозяйство, создает все возможные условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека для самостоятельного обеспечения инициативной и социально ответственным лицом необходимого уровня материального благосостояния себе и членам своей семьи, гарантирует каждому прожиточный минимум для достойного человека существования, способствует укреплению социального согласия в обществе; государство, которое стремится обеспечить социальную защищенность, а в идеале - примерно одинаковые стартовые возможности для реализации жизненных целей и развития личности.
Концептуальное ядро теории С. д. образуют положение о возрастающей ответственности государства за благосостояние, развитие и безопасность ее граждан. Практическую реализацию этих положений осуществляет мощная социальная политика, ориентированная на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости, направлена на смягчение имущественного и социального неравенства, ориентированная на помощь немощным и обездоленным, а также забота о сохранении мира в обществе. Появившись как принцип заботы о наименее обеспеченные слои населения (благотворительность, филантропия), в наше время социальная политика охватывает в дифференцированном виде все общество, ориентируется на социальные нужды в широком смысле этого понятия.
Идейная основа С. д. основывается на представлении античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, что обеспечивает общее благосостояние для всех граждан. Генетическая проблема образования социального государства связана с учением о христианскую общину, с ее наставлениями о защите всех членов; с нормативными ценностями римского права, одного из источников понятие правового государства; гуманистическими идеалами эпохи Возрождения и Просвещения; идеями античного и Нового времен о демократии, общественный договор, гражданский мир. Атрибуты социального государства описаны в Великой Хартии вольностей (1215), Декларации прав человека и гражданина (1789), документах Парижской Коммуны (1871), Веймарской конституции (1919).
Практическое формирование С. д. отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах. Промышленная революция и индустриализация западноевропейских стран привели к новому резкому классовому расслоению общества и детермінували острый социальный антагонизм между рабочим классом и буржуазией. Леворадикальный направление решения этого противоречия капитализма нашел отражение в теории марксизма, в уроках социалистической революции и практике социалистического строительства. Правый, соціалеформістський направление - в разнообразных концепциях совершенствования, эволюции буржуазного общества, в том числе и создание социального государства через практику социально-экономических и политических реформ.
Особую актуальность принцип С. д. приобретает в 60-90-х годах XX в. на волне неоконсервативной модернизации высокоразвитых стран, на базе таких реалий, как высокий уровень развития и новое качество соціоінфраструктури, инновационный социальный потенциал "высоких технологий", усиление значения индивидуальной ответственности личности в современной общественной жизни. Поэтому идея построения С. д. признается как приоритетная в современной общественно-политической мысли. Теория и практика С. д. получили широкое распространение в 60-90-х годах прежде всего в развитых странах Западной Европы (ФРГ, Швеция, Швейцария, Великобритания, Австрия, Франция, Норвегия). Ее идеологи (Т. Риттер, К. Хессе, А. Браун, Д. Роле, Д. Янкелович, М. Годе) разрабатывали теорию С. д. в контексте социально-философских и политологических идей повышения статуса человека, правового государства, "человеческого измерения" общества, демократии и гуманизма. Они опирались на опыт социального развития европейского общества в послевоенный период, стремились учитывать достижения и проблемы "государства всеобщего благоденствия", критику концепции социального государства со стороны ее оппонентов (Г. Дарендорф, Ф. А. Хайек). Идея социально ориентированной государственности занимает видное место в социал-демократической традиции, постоянным вниманием которой является проблема справедливости и равенства, принципов единства общества, преодоление социального отчуждения и т.д.
Социально-политической основой С. д. должно служить разветвленная система "социальной демократии", что объединяет развитое гражданское общество, органы самоуправления на региональном и местном уровнях, разнообразные институты политической демократии. Признаком зрелой С. д. является децентрализация и разделение административных функций управления, наличие разветвленной социальной сети общественных объединений, устойчивость практики "очеловечивание" обстоятельств человеческого бытия на принципах взаимопомощи, сочувствия, толерантности.
Гуманистическая формула С. д. обеспечивается соответствующими правовыми, политико-экономическими, социальными и нравственными нормами и принципами. Конституционную основу С. д. составляют законы (социальные кодексы), которые устанавливают правовые гарантии каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, определяют механизм и меры государственного управления, планирования, распределения, контроля, которые должны обеспечить цивилизованное как общее, так и индивидуальное благо человека. Экономическую базу С. д. образует "смешанная экономика", или "солидарная рыночная экономика", основанная на частной собственности, но активно использует и другие формы хозяйствования, которые корректируют действие рыночных законов, "чтобы защитить индивидов от случайностей". Принципиально важным для такой экономики является уважительное отношение к "живого капитала" общества и стремление найти оптимальную пропорцию между экономической и социальной эффективностью хозяйствования, что требует солидных инвестиций в "человеческий фактор". Она должна сочетать требования рыночной рациональности с правом любого индивида на участие в производственном жизни и достаточное материальное обеспечение ("солидарны рыночные отношения").
Основные функции С. д.: социально-активізуюча (содействие экономической активности трудоспособного населения); социально-правозабезпечувальна (обеспечение реальных гарантий осуществления экономических, социальных и культурных прав всех граждан); согласительная, "консенсусная" (укрепление социального мира в обществе).
Важная функция С. д. - направлять действие рыночных сил таким образом, чтобы защитить граждан от стихийной случайности, обеспечить экономическую стабильность. Одной из функций социального государства является также перераспределение доходов между различными социальными слоями общества через установление приемлемой системы налогообложения, финансирования социальных программ, поощрение благотворительной деятельности, влияние на процесс ценообразования.
Механизм С. д. призван обеспечивать оптимальные условия для реализации способностей, интересов граждан, предоставлять условия для соблюдения социальной справедливости, достижения социального мира и национального согласия в обществе. Социальная основа С. д. - развитое гражданское общество, наличие разветвленной "социальной сети" организации жизни граждан, современной социальной инфраструктуры.
Важным компонентом С. д. является "социальная этика - система моральных норм и императивов, что обеспечивает оптимизацию отношений между гражданином, обществом и государством. Она призвана интегрировать усилия на осуществление общественно важных и морально ценных программ преодоления кризисных ситуаций и социальных конфликтов, "оздоровления" общественной жизни, а также совместить принцип индивидуальной свободы с нормативами "плюралистической солидарности".
Общественная практика привела к возникновению различных моделей социального государства (скандинавской, немецкой, тихоокеанской), характеризующих социально-экономические и политические возможности государства. Они отражают как универсальные черты типа государственного устройства, так и национально-специфические особенности обустройства социального бытия людей, олицетворяющих как положительные достижения, так и имеющиеся противоречия социального строительства. В частности, дилемму подъем экономической эффективности и выравнивания различных слоев населения, проблемы социальной справедливости в контексте процессов структурных преобразований в сфере производства, демографической ситуации, факторы "новой иммиграции", неоднозначных последствий интеграции европейских стран. В целом процесс становления государств, которые ориентируются на идеал социального государства, удостоверяющий наличие положительного опыта решения актуальных проблем общественной жизни.
Социальное государство является одним из основных конституционных положений в Украине, зафиксированных в статьях ее Основного Закона.
Конституция Украины. - К., 1996; Указ Президента Украины "О первоочередных мерах по реализации послания Президента Украины к Верховной Раде Украины "Украина: продвижение в XXI век. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004 годы" // Социальная защита. - 2000. - Берез.; Калінічева Г. /. Конституционно-правовые основы формирования социального государства в современной Украине // Особенности социальной молодежной политики в Украине и ФРГ на современном этапе: Науч. сб. / Редкол. Кудряченко А. И., Головатый М. Ф., Калінічева Г. И. и др. - К., 2004; Пашкевич Е. С. Социальное государство: понятие и загальнотеоретична характеристика. - Львов, 2003; Силенко А. Социальное государство: эволюция идеи, сущность и перспективы становления в современной Украине. - Одесса, 2000; Щедрова Г. П. Гражданское общество и социальное демократическое правовое государство: становление, функции, тенденции развития в современной Украине. - Луганск, 1996; Пыжик /. М. Политико - правовые проблемы формирования социального государства в Украине. - Одесса, 2000; Яковюк И. В. Социальное государство: вопросы теории и пути ее становления. - X., 2000; Горбатенко В. П. Стратегия модернизации общества. Украина и мир на рубеже тысячелетий. - К., 1999; Нельсон Б. Дж. Социальная политика и управление: общие проблемы // Политическая наука: новые направления. - М., 1999; Дикон Б., Хале М., Стабс П. Глобальная социальная политика. - К., 1999; Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе. - М., 1999; Шумпетер Й. Капитализм. Социализм. Демократия. - М., 1995; Флекснер К. Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. - М., 1994; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. - К., 1997; Политологическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. Г. Ю. Семигина. - М., 2003; Философия политики: Краткий энциклопедический словарь / Авт.-сост.: Андрущенко В. П. и др. - К., 2002.
Г. Калінічева