ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ - совокупность практ. приобретенных социальными субъектами (индивидами, группами, классами, народами, нациями) в процессе их взаимодействия знаний, умений, навыков, привычек, обычаев, норм, традиций, которые служат опорой для практ. жизнь этих субъектов средствами рационализации и оптимизации их взаимодействия и взаимоотношений.
Д. с. - результат совместной деятельности субъектов сусп. отношений, опредметнений во всей совокупности социальных явлений, составляет их внутреннее содержание, чем и превращает эти явления на феномены культуры.
Соціол. анализ Д. с. - одна из наименее разработанных наук, проблем. Традиционно проблема Д. с. в развитии общества разрабатывалась лишь истор. наукой на описательном уровне, ибо история не имеет собственных методов анализа социального как такового. Поэтому здесь под Д. с. подсознательно понимается практ. результат социального действия, то есть технология получения определенного практ. исхода события, что приводило его отождествление с социальным экспериментом.
В пределах гносеол. проблематики опыт рассматривался как совокупность чувственных данных, которые служат практ. основой и источником познания.
Соціол. анализ Д. с. раскрывает собственно культурно-истор. природу социальных явлений, возможности разработки социальных технологий, дает возможность конкретизировать принципы управления социальными процессами.
С т. з. социологии культуры, Д. с. можно рассматривать как одну из категорий культуры, ее структурный элемент), что, будучи воплощением сущностных сил человека, является способом ее культуры, собственно человеческого существования в мире. Кроме понятия опыта, такими категориями являются знания, вера, интерес, потребность, ум, ценностные ориентации и т.д.
Д. с. как результат практ. деятельности одновременно существует в трех формах: в форме истор. устойчивой культуры соответствующих сусп. отношений (воплощаясь в традициях, обычаях, обычном праве, сусп. признанных культурных идеалах, нормах, ценностях и т.п.); в форме внутреннего индивидуального опыта (что воплощается в совокупности субъективных (практ.) способностей человека, чем образует ее внутреннюю или собственную духовную культуру); и в опредметненій форме, т.е. в форме всей совокупности предметов материальной культуры, в результате чего они и приобретают собственно культурного значения и могут быть розпредметнені: использоваться по их объективным (практ.) назначением.
Как категория культуры Д. с. имеет свои социально-функциональные особенности: 1) выполняет коммуникативную функцию, обусловливая возможность и характер истор. связи между поколениями в обществе через создание механизмов и предметов социального подражания; 2) выполняет функцию социальной памяти; 3) обеспечивает наличие в современном как прошлого, так и будущего, как практ. возможного; 4) предопределяет возможность познания сусп. законов, відображуючись во всей системе понятий науки и обществознанию и т.д.
Полифункциональный характер Д. с. обусловливает еще одну его особенность, которая отражается на всей культуре - функциональный синкретизм, то есть неделимость всех его функций. Напр., традиции как социальное явление воплощают в себе связь поколений и социальную память и выполняют информативную и воспитательную функции, сохраняя возможность культурной самоидентификации во времени субъекта Д. с. как субъекта культуры и т.д.
Многообразие форм проявления Д. с. обусловливает необходимость его классификации по различным признакам. Так, он классифицируется по: 1) уровню значимости как обыденный, истор., жизненный и т.п.; 2) субъектом как свой, чужой, классовый, групповой и т.п.; 3) оценочным отношением к нему как положительное или отрицательное; 4) способом проявления как внутренний и внешний; 5) сферой деятельности как этический, эстетический, научный и т.д.