Урок 120
Тема. Повторение изученного о звуках и буквах. Составление рассказа по представленным словам. Итог за год
Цель: совершенствовать умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; закрепить умения правописания слов с ненаголошеними [э], [ы], которые проверяют по правилу или орфографічним словарем; продолжить учить правильно употреблять апостроф; развивать умение составлять рассказы с представленными словами; воспитывать старательность и настойчивость, умение самокритично оценивать свои достижения.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы вспомним, что знаем о звуках украинского языка. Углубим свои знания о делении звуков на гласные и согласные, а согласные - звонкие и глухие. Также вспомним, как обозначается на письме мягкость согласных звуков, когда употребляется апостроф. Развивая творческие способности, мы составим рассказ по представленным словам. И самое главное - сегодняшний урок является последним этого учебного года. Будьте прилежными!
III. Повторение и закрепление изученного материала
1. Проверка домашнего задания (упражнение 290)
- Прочитайте слова, которыми поэт передает язык природы.
- Прочитайте предложение, объясняя вставлены буквы.
2. Самостоятельная работа (упражнение 291)
- Прочитайте и распространите предложения по вопросам.
- Спишите и подчеркните главные слова в каждом предложении.
3. Коллективная работа (упражнение 294)
- Прочитайте текст и скажите, чем он для вас интересен.
- Спишите последний абзац, вставляя пропущенные буквы. Обратите внимание на слова с апострофом. Объясните его употребление.
- Составьте звуковую модель слова компьютер.
- Расскажите, какие действия (операции) вы можете выполнять на компьютере.
4. Комментируемое письмо (упражнение 293)
- Прочитайте и спишите, заменяя выделенные слова противоположными по значению с справки.
- Сделайте вывод, как изменился текст.
5. Физкультминутка
6. Работа со скороговоркой (упражнение 295)
- Прочитайте скороговорку и выучите ее наизусть.
- Запишите скороговорку по памяти. Обратите внимание на выделенное слово.
- Найдите в скороговорке однокоренные слова.
7. Составление рассказа с данными словами (упражнение 292)
- Соедините слова правого столбика со словами левого и запишите.
- Устно составьте рассказ с данными словами. Подберите к нему заголовок.
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (упражнение 297)
- Прочитайте и спишите, вставляя в словах пропущенные буквы и апостроф.
- Какие правила вам пришлось вспомнить?
- Составьте звуковую модель слов клюв, ковка. Сравните количество звуков и букв в каждом слове.
9. Работа со стихами (упражнения 298, 299)
- Прочитайте стихи, выделяя голосом важные для выражения мысли слова.
- Устно подберите к слову Родина близкие по значению слова.
- Прочитайте второе стихотворение.
- Составьте звуковые модели выделенных слов. Назовите буквы, которые в этих словах обозначают по два звука.
- Спишите последнее предложение. Обратите внимание на слово вежливости. Подчеркните обращения.
IV. Итог урока
- Чему новому вы научились на уроках родного языка в течение этого года?
- Что вы узнали о украинский язык?
- Желаю вам летом обогатить свой словарный запас и еще больше полюбить украинский язык!