Раздел 3.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
3.2. Финансовый механизм и его элементы
3.2.3. Финансовые рычаги
Важными элементами финансового
механизма являются финансовые нормы, нормативы, лимиты, резервы, стимулы - их еще
называют финансовыми рычагами.
Финансовые нормы условно разделяют на
четыре группы. К первой относятся нормы, централизованно утверждаются
органами законодательной и исполнительной власти: ставки и минимальный размер
заработной платы, размер стипендий, ставки налогов, сборов и отчислений.
Ко второй группе относятся нормы, основанные
на материальных потребностях. Это нормы расходов на питание в дошкольных и других
учреждениях образования и здравоохранения, нормы расходов на медикаменты, освещение,
отопление и т.п.
Третью группу составляют нормы,
определяются министерствами и другими центральными органами исполнительной власти.
Это, в частности, нормы значительной части расходов бюджетных учреждений.
Четвертую группу составляют нормы и
нормативы, характеризующие пропорции экономического и социального развития. На
сегодня эта группа наименее исследована.
Одним из направлений воздействия государства на
темпы общественного воспроизводства является установление норм амортизационных отчислений,
определение методов начисления амортизации, применения ускоренной
амортизации с целью содействия развитию научно - технического прогресса. При этом
особое значение приобретает научное обоснование размеров норм амортизации
потому что, как их значительное увеличение, так и уменьшение имеет негативные последствия.
Конечно, что среди всех финансовых
рычагов особое место занимают налоги и сборы с помощью которых государство
мобилизует средства для выполнения возложенных на нее функций, а также влияет на
предпринимательскую деятельность, способствует инвестиционной активности, определяет пропорции
накопления и потребления, обеспечивает рациональное использование ограниченных
природных ресурсов и т.д.
Лимиты является определенным ограничением на
расходы в интересах государства, предпринимателя или гражданина. Резервы имеют
нейтрализовать влияние непредвиденных факторов, которые могут возникнуть в
будущем. Основные методы формирования финансовых резервов:
- бюджетный (создание в составе
каждого бюджета резервного фонда);
- отраслевой (создание резервов на
уровне министерств, отраслей, ведомств);
- хозрасчетный (формирование
финансовых резервов предприятий, организаций, учреждений);
- страховой (образование фондов
страховых организаций).
Финансовые стимулы предполагают
применение как материального поощрения, так и экономических санкций.
К стимулам относятся поощрительные
фонды, которые образуются из прибыли, бюджетное финансирование эффективных направлений
развития народного хозяйства (в том числе дотации предприятиям, деятельность
которых имеет важное значение для экономики), финансирование за счет государственных
средств государственных программ, структурной перестройки экономики, подготовки и
повышение квалификации кадров, научно - исследовательских работ, природоохранных
мероприятий. Но в условиях недостаточности централизованных финансовых ресурсов объем
средств, направляемых на удовлетворение указанных потребностей, ограничен.
Поощрительные фонды из прибыли
предприятий создают необходимые стимулы для достижения лучших результатов
хозяйствования, потому что именно эти фонды являются главным источником средств для
материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных потребностей и
производственного развития. Определение приоритетности тех или иных направлений
использование чистой прибыли является исключительно внутренним делом самих предприятий.
Специальные финансовые льготы также
способствуют созданию благоприятных условий для отдельных хозяйственных субъектов и
применяются преимущественно в виде полного или частичного освобождения от
налогов, применения дифференцированных ставок налогообложения, исключение определенных
сумм из налогооблагаемых доходов, предоставление права на проведение ускоренной
амортизации. Одновременно рыночный механизм предполагает создание для всех
предпринимательских структур равных условий для деятельности, и потому перечень льгот в
налогообложении не должен быть значительным.
В финансовых рычагах важное место
занимают финансовые санкции как особые формы организации финансовых отношений,
призваны усилить материальную ответственность субъектов хозяйствования в
выполнении взятых обязательств (договорных условий, уплаты налогов и сборов и т.д.).
В условиях рынка роль финансовых санкций значительно возрастает. Наиболее распространенными
среди них есть штраф и пеня.
Штраф - это мера материального воздействия
на виновных в нарушении законодательства, соглашений или действующих правил. Накладывается, как
правило, в твердой денежной сумме.
Пеня применяется при
несвоевременном исполнении денежных обязательств и начисляется за каждый день
просрочка. Размер пени устанавливается в процентах от суммы просроченного
платежа.