ВЫВОДЫ
Паблик рилейшнз - наука коммуникативного
цикла, поскольку призвана охватить как массовые, так и индивидуальные коммуникации.
Она отражает общую тенденцию, выраженную в высказывании: "Сначала
было слово". Слово ПР может только сопровождать дело, никогда не
заменяя ее собой. Без реального дела слово ПР не получит реального наполнения.
ПР
усиливают те или иные общественные процессы, что является очень значимым. Однако ПР не могут
заменить собой эти процессы, потому что определенная искусственность, особенно чувствительная в пропаганде,
сразу нейтрализует воздействие.
ПР
расширяют свои горизонты, переходя от государственных до бизнес-коммуникаций и
наоборот. ГОР порождают коммуникативный продукт, приглашаемый как со стороны
потребителя информации, так и со стороны ее создателя. В этом залог успешности такой
коммуникации.
Если
даже признать, что за последнее время сама человек не очень изменилась, резко изменилось
именно современное общество. Информационная составляющая стала занимать одно из первых
мест.
И
определенные уровни иерархии (и экономической, и политической) уже не могут выживать без
этой составляющей. Руководители стран могут совершать поступки, причина которых - чисто ПР-деятельность: "лидеры демократических стран
иногда развязывают войны, единственный мотив которых - отстоять
престиж государства (вроде войны Англии с Аргентиной при М. Тэтчер).
И вознаграждаются
аплодисментами своих сограждан" (Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология.
- М., 1996. - С. 241).
Поэтому
возрастет важность ПР как профессии. В США 200 колледжей
и университетов ведут подготовку специалистов по этой специальности. Нет
сомнения в важности этой профессии в нас и ее возрастающей значимости.