8 КЛАСС
I семестр
Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве
Тема. Музыкальное искусство и современность
Урок 12
Тема урока. Эстрадная массовая песня: Р. Паулс "Маэстро", В. Вавилов "Город золотой", И. Дунаевский "С песней по жизни".
Музыка и наше сознание. Работа над песней „Yesterday”
Цель урока: закрепить с учащимися теоретический материал; формировать эстетический вкус к музыке; развивать музыкальную память и певческие навыки воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, фортепиано, портреты композиторов.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки и сольфеджування упражнения.
1. Характеристика упражнения.
- Какая тональность упражнения? Размер?
- Какие знаки альтерации?
- Чем характерен начало упражнения?
2. Сольфеджування упражнения с тактуванням.
III. Работа над песней „Yesterday”.
Проработки всего текста песни, обращаю внимание на ритм, динамику, дыхание. Желающих опитую на оценку.
IV. Беседа.
Музыкальное искусство охватывает все грани психоэмоционального жизни человека - не только воображение и чувство, но и мысль. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания. Чем большую ценность имеет музыка для нас, тем полнее актуализируется эстетический вкус к ней в процессе восприятия. Послушайте два произведения (на выбор учителя) и скажите:
- Чем понравился вам этот произведение?
- Что вы себе представили во время слушания?
- Что мешает вам полноценно воспринимать это произведение?
- Что вы можете сказать о ритм, метр, размер этих произведений?
V. 1. Продолжение путешествия тропами эстрадной музыки. Вокально-инструментальные ансамбли появились и в России, и в Украине, и в Белоруссии: „Самоцветы”, „Машина времени”, „Смеричка”, „Свитязь”, „Ватра” „Песняры”.
Разнообразные по тематике и образному содержанию песни исполнялись массово. Молодые композиторы тоже работают в самом любимом среди широких масс музыкальном жанре.
Украинская массовая песня вместе с песнями других республик шагала в ногу с жизнью, отражая различные стороны жизни.
Большой вклад в расцвет джазовой музыки внес украинский композитор Исаак Дунаевский, который в 30-х годах XX в. обращается к кино-музыки. Он становится создателем нового жанра - музыкальной кинокомедии. Песни, написанные для кино, только становились услышанными с киноэкрана, сразу делались шлягерами. Сказанное в полной мере касается песни из кинофильма „Веселые ребята”, которая звучит в начале фильма.
2. Слушание песни „С песней по жизни”. Наряду с украинскими композиторами своей музыкой прославился композитор-песенник из Прибалтики Раймонд Паулс, который написал много песен для Аллы Пугачевой. Среди них и песня „Маэстро”
3. Слушание песни „Маэстро” и характеристика прослушанного.
- Чем захватывают вас эти песни?
- Почему их называют массовыми?
- Можно ли их отнести к легкой танцевальной музыки?
- Что характерно для темпа этих произведений?
VI. Итог урока.
Мук одолеть не сумел.
Как нужен ты,
Я только сейчас понял!
Вместе, верь,
Счастья пламя мы віднайдем,
Светлый миг любви повернем,
Не будешь ты вчерашним днем.
Снова день пришел,
Мук одолеть не сумел.
Как нужен ты,
Я только сейчас понял.
V. Итог урока