Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел второй
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
СОЗНАНИЕ
1. Сознание - сущность, понятие, феномен философии

Феноменология суть понятия.

В современной философии понятие феноменологии применяют для определения новейшей онтологии духа, в пределах которой сознание рассматривается как специфический регион бытия, что нельзя сводить ни к каким отношениям: ни предметных, ни к социальным, ни к безсвідомих - основы самого сознания. Срок феноменология образовано из двух понятий - феномен и логос, имеющих греческое происхождение. Логос - учение. Раскрытие содержания понятия «феномен» требует особого внимания. Феномен - это то, что себя в самом себе показывает, самопроявляється, самодемонструє себя. Феномен - это самодостаточный и самооцінний произведение искусства, что не указывает на что-то скрытое за ним, этим отличается от явления, например, болезни, когда высокая температура указывает на нарушения в организме. Но феномен и не лежит на поверхности, ибо произведение искусства понятен не всем. Итак, феноменологию дословно можно перевести: учение о феноменах.

Становление феноменологии как философского направления связано с творчеством Эдмунда Гуссерля. Основной лозунг учение: «Назад к самим вещам!» Мартин Хайдеггер поясняет: «против всех конструкций, что свободно расширяют случайные открытия, против наследия только порознь доказанных концепций, против мнимых вопросов, которые часто вызывающе обобщаются проблемы». В пределах западной феноменологии сложились два основных ее варианта, что противостоят друг другу - учение Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. Для Эдмунда Гуссерля фундаментальная реальность - спонтанно-смысловое сознание, поэтому предметом феноменологии является описание актов сознания в их отношении к объектам, а сама сознание

понимается как «чистая», то есть такая, какая есть трансцендентальною, абстрагованою от человека и общественной среды. У Хайдеггера само человеческое бытие как «бытие-в-мире» с невідривністю мира и человека, поэтому проблема сознания подходит на второй план и речь идет не о многообразные феномены сознания, а о едином фундаментальный феномен - человеческое существование. Понятие феноменологии ближе к хайдеггерівського понимание, то есть речь будет идти не о феноменологии как учения о феноменах чистого сознания, а о феноменологии как онтологию сознания.

Проблема сознания всегда привлекала внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире предполагает выяснение природы человеческого сознания. Понятие сознания - ключевое для анализа всех форм духовной и душевной жизнедеятельности человека, средство контроля, регулирования, управления взаимоотношений между человеком и миром. Эта проблема имеет особое значение для философии и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, его характер, взаимодействие с бытием касаются исходных основ мировоззрения любого философского направления. На ранних ступенях развития философии отсутствует четкое разграничение сознательного и бессознательного, материального и идеального в трактовке психических явлений. Основу сознательных действий Гераклит определял понятием логос (слово, мысль, суть вещей). Впервые различали материю и сознание софисты, а за ними - Сократ. У Платона объективное содержание актов сознания отделяется в особый мир идей, противоположных материальному миру. С тех пор проблема сознания не теряет остроты, а в современных условиях даже актуализируется. Это связано с возрастанием роли сознания в жизни человека и общества, с новыми достижениями науки в постижении сознания: с открытием бессознательного, выявлением новых фактов, образующих проблемное поле парапсихологии, достижениями реаниматологии, побуждают к размышлениям о том, что происходит с сознанием человека после смерти, и т.д.

Сознание имел сложную многогранную природу. Кроме философии, сознание как понятие изучает психологию, физиологию, биологию, социологию и др. В отличие от отдельных наук, предмет, имеет специальный характер, философия стремится к целостному, системному постижения вселенной и человека. Поэтому и при изучении сознания философы пытаются вскрыть различные ее аспекты: гносеологический (отражающий), онтологический (буттєвий), аксиологический (ценностный), социокультурный, стремятся выявить механизмы ее становления и развития в онто - и филогенезе, раскрыть ее социально-деятельное суть. Дать содержательный анализ, исследовать особенности функционирования сознания на разных субъектных уровнях (индивидуальном и социальном), в различных конкретно-исторических условиях и тем самым выработать целостную теорию сознания. При реализации проблемы философия опирается на данные отдельных наук, изучающих сознание, обобщают их и выполняют интегративную функцию в познании сознания. Построение любой научной теории, в частности теории сознания, нуждается, прежде всего, определение исходных ориентиров, методологических и теоретических основ в отношении и реализации исследовательских задач. И хотя современная философия все больше отходит от жестокой дихотомии материализма и идеализма, исходная противоположность общих философских направлений сохраняется, что не исключает возможности их взаимообогащения, но, с другой стороны, требует выбора определенной мировоззренческо-методологической позиции.