РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.12. ТАРИФЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Тарифы на перевозки пассажиров
Основные регламентирующие документы и технико-экономические показатели пассажирских
перевозок
Основные документы, регламентирующие организацию пассажирских перевозок
следующие: Устав железных дорог Украины, утвержденный Кабинетом Министров Украины;
Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты по железным дорогам
Украины; Соглашение международное пассажирское сообщение (УМПС); Правила перевозок
военных пассажиров, багажа и грузобагажа; Правила выдачи бесплатных
билетов для проезда по железным дорогам; межведомственные соглашения (основные условия аренды и
эксплуатации вагонов-ресторанов и поїздних купе-буфетов); Правила перевозки
почты и эксплуатации почтовых вагонов на железных дорогах Украины и др.
Важным пособием является также Тарифное руководство № 4 состоит из трех
книг. Первая книга содержит тарифные расстояния между станциями в пределах каждой
железной дороги, вторая - алфавитный список железнодорожных станций, третья - тарифные расстояния
между узловыми и маршрутно-транзитными пунктами. На основании данных первой книги
определяют стоимость проезда пассажиров, а также составляют по всем дорогам для
билетных касс Указатель пассажирских маршрутов.
Технико-экономические показатели, характеризующие пассажирские перевозки, можно
разделить на количественные, качественные и экономические.
К количественным показателям относятся:
•
отправление пассажиров - показатель, характеризующий объем работы сети, дороги
или отделений дороги по количеству перевезенных пассажиров и обусловлен количеством
проданных билетов;
•
пассажирооборот (пассажиро-километры) - показатель, определяющий выполненную
железными работу с учетом расстояния перевозки пассажиров (подсчитывается
умножением количества перевезенных пассажиров на расстояние перевозки).
Качественные показатели пассажирских перевозок следующие:
•
участковая скорость поезда, обусловлена распределением поїздо-километров на
поїздо-часа, при этом в поїздо-часах учитывают и время всех стоянок;
•
техническая скорость поезда, обусловлена также распределением поїздо-километров на
поїздо-часа, но без учета времени стоянок на промежуточных станциях;
•
маршрутная скорость поезда, учитывающий время простоя его в пунктах формирования и
оборота;
•
содержимое вагона - среднее количество пассажиров, приходящихся на вагон. Этот
показатель исчисляют делением пассажиро-километров на вагоно-километры. Если
значение этого показателя невелико, значит поезда курсируют с большим количеством
свободных мест. И наоборот, если содержимое вагона велик и превышает нормы,
допускаются, стоит увеличить количество мест в пассажирских поездах на данном
направлении;
•
средняя дальность поездки, обусловлена делением пассажиро-километров на количество
отправленных пассажиров. Этот показатель используют при планировании и анализе
структуры пассажирооборота.
Пассажирские перевозки отличаются большой неравномерностью по направлениям и
за время, что ухудшает показатели использования вагонов, увеличивает непроизводительные
расходы. Особенно большой прирост объема перевозок летом - в июле и августе.
Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой
отношение максимального объема перевозок в летний месяц к среднемесячному
за год. Самый большой разрыв между объемами перевозок в летнее и зимнее время
в прямом сообщении. Одной из мер снижения неравномерности перевозок является
предоставление 50%-ной скидки со стоимости проезда в период с 1 октября по 15 мая
учащимся, инвалидам и др.
К экономическим показателям относятся себестоимость перевозок, доходная ставка,
прибыль, рентабельность, производительность труда работников и др.
Себестоимость пассажирских перевозок характеризует денежные затраты железных дорог на
единицу работы из этих перевозок. За единицу работы принимают 10 пассажиро-км;
себестоимость определяют делением всех затрат по пассажирским перевозкам на
объем выполненной работы с последующим умножением на десять.
Доходная ставка - это доход (в коп ), приходящаяся на единицу работы (10
пасажирокм); подсчитывается делением общей суммы доходов от перевозок
пассажиров на общее количество выполненных пассажиро-километров с последующим
умножением на десять.
Прибыль от пассажирских перевозок - это превышение общей суммы доходов (в
грн.) от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки.
Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозок пассажиров, багажа и почты,
есть еще местные доходы, которые получают от комиссионных сборов, взимаемых с пассажиров
за предварительную продажу билетов, хранение ручной клади в камерах хранения, за
предоставление услуг носителями и др.
Рентабельность пассажирских перевозок измеряется в процентах и определяется
отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств,
отнесенных на эти перевозки. Основными средствами являются вокзалы, вагонные
депо, моечные машины, автомашины, тракторы, электрокары, вагоны и прочее
оборудование стоимостью свыше 150 грн. Оборотные средства - это материалы, топливо,
малоценный инвентарь стоимостью менее 150 грн. за единицу.
Производительность труда работников, занятых на обслуживании и сопровождении вагонов,
измеряют выработкой (годовым, месячным) в вагоно-километрах на всем пути
прохождение на одного человека.
Тарифы на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа во внутригосударственном
сочетании утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 19.02.01 г.
№103. Они постоянно пересматриваются.
Эти Тарифы применяются на всех линиях железных дорог широкой и узкой колеи
общей сети Укрзализныци, включенных в постоянную эксплуатацию, для
вычисление стоимости проезда взрослых пассажиров и перевозки багажа и
грузобагажа в поездах (вагонах) прямого и местного сообщения формирования
железных дорог Украины.
Стоимость проезда пассажиров, перевозки багажа, грузобагажа и плата за
объявленную ценность определена без учета налога на добавленную стоимость и
страхового сбора.
Размер скидок стоимости билета и плацкарты на отдельные поезда, направления, дни
недели, а также периоды года устанавливается отдельным приказом Министерства
транспорта и связи Украины.
Стоимость билета в фирменном поезде (повышенного комфорта) устанавливается на
уровне стоимости билета в обычном поезде.
Стоимость плацкарты в фирменном поезде (повышенного комфорта) определяется по
формуле:
Кх
ВК + (1 + К )х ВП, где ВК - стоимость билета в обычном поезде соответствующей
категории вагона;
ОП
- стоимость плацкарты в обычном поезде соответствующей категории вагона;
К-
коэффициент, который может иметь значение от 0,1 до 1,0, устанавливается аттестационной
комиссией согласно действующему положению о фирменный (повышенного комфорта) поезд
в зависимости от уровня комфорта и предоставляемых услуг.
Аналогично осуществляется расчет стоимости проезда в электро - и дизельпоїздах
повышенного комфорта.
Стоимость перевозки грузобагажа в арендованных багажных вагонах
устанавливается в размере 1,5 грн. за 1 вагоно-километр независимо от
загрузки вагона, стоимость перевозки пассажирских вагонов в порожнем
состоянии - 1,0 грн. за 1 вагоно-километр по состоянию на 2005 год.
Стоимость проезда пассажиров в вагонах 1-го, 2-го и 3-го классов скоростного
поезда определяется путем умножения стоимости проезда соответственно в купейном,
плацкартном и общем вагонах скорого поезда на коэффициент 1,6.
Стоимость проезда пассажиров в плацкартном, купейном и мягком вагонах с
двухместными купе (Л) скоростного поезда определяется путем умножения стоимости
проезда соответственно в плацкартном и купейном вагонах скорого поезда на
коэффициент 1,8, а в мягком вагоне с двухместными купе (Л) - на коэффициент 1,3.
Стоимость проезда пассажиров в одноместном купе «бизнес-класс» определяется путем
умножения стоимости проезда в мягком вагоне с двухместными купе (Л) на коэффициент
1,5 соответствующего типа поезда - пассажирского или скорого.
Стоимость проезда пассажиров в специально оборудованном купе - «семейном»
определяется путем умножения стоимости проезда в мягком вагоне с двухместными
купе (Л) на коэффициент 3,0 соответствующего типа поезда - пассажирского или
быстрого.
Стоимость проезда пассажиров в вагонах 1-го, 2-го и 3-го классов ускоренных
поездов определяется путем умножения стоимости проезда соответственно в купейном,
плацкартном и общем вагонах скорого поезда на коэффициент 1,2.
Стоимость проезда пассажиров в плацкартном, купейном и мягком вагонах с
двухместными купе (Л) ускоренного поезда определяется путем умножения стоимости
проезда соответственно в плацкартном и купейном вагонах скорого поезда на
коэффициент 1,4, а в мягком вагоне с двухместными купе (Л) - на коэффициент 1,2.
Стоимость перевозки автомобилей в специальном вагоне-автомобилевозе
определяется путем умножения стоимости перевозки грузобагажа на коэффициент
0,4.
Тарифы на перевозки пассажиров, багажа и товаробагажа железнодорожным транспортом
в международном сообщении Восток-Запад, утвержденные приказом Министерства
транспорта и связи Украины от 10.12.2004 г. №1090. Они постоянно
пересматриваются в соответствии экономического состояния страны.
Эти Тарифы, установленные для международного сообщения Восток-Запад, являются предельными и
применяются при вычислении стоимости проезда пассажиров (по территории Украины),
перевозки багажа и стоимости плацкарты в спальных вагонах Украины (за весь
путь следования).
Размер скидок стоимости билета и плацкарты на поезда, направления, дни недели, а
также периоды года устанавливается согласно международных протоколов совещаний,
соглашений, договоров и т.д.
Тарифы на перевозки пассажиров дифференцированы в зависимости от расстояния поездки,
класса вагона и выражены в евро.
Стоимость проезда пассажиров (билета), перевозку багажа и стоимости плацкарты в
спальных вагонах Украины в гривнах определяется путем умножения ставок в
евро, определенных соответствующими таблицами, на курс евро к гривне,
установленный Национальным банком Украины.
Стоимость билета для детей в возрасте от 4 до 12 лет составляет 50 процентов
стоимости билета взрослого пассажира, а стоимость плацкарты равна стоимости
плацкарты взрослого пассажира.
Пассажирам, которые имеют право на льготу в соответствии с законодательством, скидка с
стоимости билета и плацкарты предоставляется только за проезд по территории Украины.
Для расчетов применяется курс евро к гривне, объявленный Национальным
банком Украины на предпоследний день каждого месяца, который принимается,
начиная с 1-го числа каждого месяца.
В случае значительного повышения (снижения) курс может учитываться чаще, но не
больше 4 раз в месяц. Значительным отклонением курса как в сторону повышения, так и
снижение считается отклонение от предыдущего объявленного на 2-2,5%.
В случае совместного проезда нескольких пассажиров, если группа состоит минимум
с одного взрослого и одного ребенка, в лучшем случае - из пяти взрослых и одного
ребенка, при одновременном оформлении проезда «туда и обратно» территорией Украины
устанавливается базовая ставка на одного пассажира:
•
в сочетании с Германией транзитом через Польшу на расстояние от 1 до 750 км в
вагоне 2-го класса - 45,0 евро, в вагоне 1-го класса - 67,5 евро;
•
на расстояние более 750 км в вагоне 2-го класса - 69,17 евро, в вагоне 1-го класса
- 104,17 евро;
•
в сочетании с Болгарией транзитом через Румынию, Югославией транзитом через
Румынию и Болгарию и Югославией транзитом через Румынию на расстояние от 1 до
750 км в вагоне 2-го класса - ЗО евро, в вагоне 1-го класса - 45 евро;
•
на расстояние более 750 км в вагоне 2-го класса - 40 евро, в вагоне 1-го класса -
60 евро; в сочетании с Словакией на расстояние от 1 до 500 км в вагоне 2-го
класса - 13,33 евро, в вагоне 1-го класса - 20 евро;
•
на расстояние более 500 км в вагоне 2-го класса - ЗО евро, в вагоне 1-го класса -
45 евро.
При этом первый пассажир полностью оплачивает вышеуказанную стоимость, другие
взрослые пассажиры платят половину этой стоимости. За проезд детей уплачивается
четвертая часть базовой ставки для взрослого пассажира.
Если вычтена стоимость за этими условиями является выше обычного тарифа
(стоимости полного билета), применяется обычный тариф.
При проезде транзитом по территории Украины по карте Рей Плюс пассажиров и групп с
Германии, Швеции, Франции, Финляндии, Австрии, Голландии, Дании, Италии,
Англии, Югославии, Швейцарии, Греции, Хорватии, Литвы, Латвии, Венгрии,
Испании, Бельгии, Эстонии применяется скидка 25%.
Стоимость проезда пассажиров определена без учета страхового сбора и налога
на добавленную стоимость.
Стоимость проезда пассажиров в сообщениях Тересва-Сигет устанавливается в размере
1,25 евро, Рахов-Сигет - 1,67 евро, по территории Украины в сочетании Кросценко-Хіров,
Хребенне-Рава Русская - 0,42 евро.
Стоимость перевозки багажа устанавливается в размере 0,003 евро за каждые (полные
и неполные) 10 кг на 1 километр расстояния.
Стоимость порожнего пробега специальных пассажирских поездов и специальных
вагонов в составе регулярных поездов, стоимость пробега специальных вагонов, не
предназначенных для перевозки пассажиров, вагонов-ресторанов, вагонов-баров,
конференц-вагонов и т. п.) устанавливается в размере 0,17 евро за 1
вагоно-километр.
Стоимость пробега специальных багажных вагонов по территории Украины в сочетании с
Болгарией транзитом через Румынию и Польшей устанавливается в размере 0,5 евро
за 1 вагоно-километр независимо от загрузки вагона.
Стоимость пробега дополнительных вагонов-ресторанов по территории Украины в сочетании
с Болгарией, Румынией устанавливается в размере 0,17 евро за 1 вагоно-километр.
Стоимость пробега вагонов-салонов составляет стоимость билета для 11 взрослых
пассажиров в вагоне 1-го класса.