Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 4

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ

4.12. ТАРИФЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Тарифные системы на перевозки грузов

На перевозки грузов железными дорогами Украины применяются две тарифные системы - тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении и экспортно-импортных поставках (Тарифное руководство №1) и тарифы на транзитные перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Транзитные перевозки грузов по территории Украины осуществляются в соответствии с «Тарифной политики железных дорог Украины на очередной фрахтовый год», разработанной на основе Тарифной политики железнодорожных администраций стран СНГ, принимаемой на каждый фрахтовый год согласно Тарифного соглашения железнодорожных администраций и государств - участниц СНГ. Порядок применения Тарифной политики рассмотрено ниже.

Для расчета платежей за перевозки грузов во внутреннем сообщении и экспортно-импортные перевозки применяют «Сборник тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» (Сборник).

Введение в действие с 1 января 2000 г. Сборника стало значительным шагом на пути создание национальной тарифной системы на железнодорожном транспорте.

Следует отметить, что во время разработки этого Сборника использован ряд основополагающих принципов Прейскуранта №10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки» (Прейскурант), который утратил силу.

В основу тарифной системы Сборника, как и ранее действующего Прейскуранта, возложена двоставочна модель тарифных схем относительно исходно конечных и двигательных операций.

В состав двигательных операций входят расходы, связанные с движением поездов, включая их переформирования на сортировочных станциях, содержанием, обслуживанием и ремонтом основных средств железных дорог, необходимых для осуществления перевозочного процесса и т.д.

В начально-конечные операции включаются расходы, связанные с отправлением и прибытием грузов, в том числе на оформление перевозочных документов, прием и выдачу груза, подготовку вагонов под погрузку, подачу (уборку) вагонов к фронтам погрузки и выгрузки на местах общего пользования станций, формирование и расформирование поездов, содержание, ремонт и амортизацию зданий, сооружений и устройств железнодорожного транспорта и др. на станциях отправления и назначения.

Указанные тарифы рассчитаны по транспортно-технологическим принципам - они дифференцированные по видам отправлений (повагонна, контейнерная, мелкая), типами вагонов, их загрузки и принадлежности, особыми условиями перевозок (скоропортящиеся, опасные, длинномерные, негабаритные грузы), расстоянием и скоростью перевозок, а также другими факторами, влияющими на себестоимость перевозки.

В условиях государственного регулирования грузовых железнодорожных перевозок в 1997 г. было введена дифференциация тарифов на перевозку грузов по принципу их платежеспособности, то есть с учетом стоимости грузов и доли транспортной составляющей по цене перевозимой продукции. В новом Сборнике сохранена действующая дифференциация грузов по классам. К ним могут применяться коэффициенты. Перераспределение грузов по классам и, так называемой внеклассной группой может проводиться в связи с изменением их платежеспособности, а также исходя из государственных экономических интересов.

По сравнению с ранее действующим Прейскурантом в Сборнике представлены значительно меньше тарифных схем - 27, в Прейскуранте - 110. Стоимость перевозки при этом для большинства грузов осталась на прежнем уровне (с учетом среднего коэффициента индексации). Отдельные отклонения в направлении снижения стоимости перевозки и незначительного повышения тарифов обусловлены в основном объединением схем.

Минимальное расстояние, за которое взимается плата за перевозку составляет 10 км; при этом стоимость перевозки грузов на расстояние до 50 км снизилась примерно на 13%.

Без изменений в стоимостном выражении осталась схема 1, в соответствии с которой взимается плата за перевозки грузов в универсальном подвижном составе (крытые вагоны, полувагоны, платформы). До 73% всех грузов перевозится в универсальном подвижном составе.

Тарифы на перевозку грузов в специализированном подвижном составе (хопперы-цементовозы, зерновозы, котуновози, минераловозы, муковозы и др.) рассчитывают по одной схеме - 3, в Прейскуранте для этой цели служили схемы 3-6. Такое сокращение привело к уменьшению стоимости перевозок в специализированных вагонах общего парка железных дорог: зерна, окатышей в среднем на 3%; кальцинированной соды, минеральных удобрений, рулонной стали, битума и других грузов на 8%; муки, леса на 30%. В то же время стоимость перевозки цемента, автомобилей на двухъярусных платформах повысилась в среднем на 5%.

Тарифы на перевозку скоропортящихся продовольственных грузов в групповом рефрижераторном подвижном составе рассчитывают по схеме 4, раньше по схемам 9-11, что отразилось на уменьшении стоимости перевозки овощей, картофеля, свежих фруктов, ягод. Не изменилась стоимость перевозки соков, минеральной воды, консервов. На 5% увеличилась стоимость перевозки мяса, рыбы, молока, яиц.

Новым в Сборнике есть и то, что перевозки грузов в автономных рефрижераторных вагонах (АРВ) будет проводиться по одной схеме с вагонами-термосами, при этом стоимость перевозки в АРВ уменьшится до 40% за вагон, для вагонов-термосов увеличится до 2% за вагон и уменьшится на 2% за 1 тонну при загрузке вагона свыше 60т. В соответствии с приказом Министерства транспорта от 17.12.99 г. №602 в течение первого полугодия 2000 г. расчет платежей за перевозки скоропортящихся грузов и грузов, требующих поддержания температурного режима, в рефрижераторных секциях Укррефтранса проводится по тарифам Сборника с применением дополнительной скидки - 40%.

Без изменений в стоимостном выражении остались схемы 6-10 (ранее 19, 21, 23, 25, 27), по которым осуществляется перевозка наливных грузов в цистернах общего парка железных дорог.

Перевозки грузов в контейнерах проводятся согласно схем 11-16 (ранее 93-104). Ставки для перевозки грузов в контейнерах рассчитаны на основе формул, представленных в Прейскуранте и, таким образом, остались на прежнем уровне (без учета среднего коэффициента индексации), за исключением перевозок в контейнерах массой брутто 24 т, уменьшилась на 16% за счет объединения схем.

Перевозка грузов на транспортерах и негабаритных грузов осуществляются по ставкам схем 19-26 (30-82 Прейскуранта). Большинство ставок осталось без изменений, кроме перевозок грузов на 28-осных сочлененных транспортерах грузоподъемностью 400т, 24-осных и 32-осных сцепных транспортерах с отдельным локомотивом, на которые ставки снижены от 1 до 14% в зависимости от условий перевозок.

Плату за осуществление нового вида перевозок - трейлеров и контрейлерів рассчитывают по схеме 20 (габаритный груз) Сборника. При осуществлении этого вида перевозок на специализированных собственных (частных) или арендованных платформах предоставляется скидка 30%.

Существенной особенностью Сборника является установление более льготных тарифных условий для перевозки грузов в собственных и арендованных вагонах. Так, по сравнению с Прейскуранту, стоимость перевозки грузов в универсальных вагонах снижена на 17,6%, в вагонах для окатышей и агломерата во внутригосударственном сообщении - на 45,5%, в специализированных вагонах (зерновозы, минераловозы, битумовозы, муковозы и др.) - на 12%, в

цистернах: для нефти - на 29%; для спиртов и фенолов - на 10,6%, прочих наливных грузов - на 12%. Стоимость перевозки в собственных цистернах сжиженных газов, скоропортящихся грузов осталась без изменений.

В п. 26 раздела 1 Сборника включены Перечень видов перевозок, работ и услуг, выполняемые железнодорожным транспортом по свободным тарифам (на основании отдельных договоров). В этот Перечень входит 31 услуга, чаще всего из них применяются следующие: оформление переадресовування грузов; подача и уборка вагонов и контейнеров под погрузку или выгрузку на станции, не открытые для грузовых операций, а также работы, связанные с приемкой, выдачей, погрузкой и выгрузкой грузов на этих станциях; взвешивание и проверка получателем (отправителем) массы грузов при приеме, выдаче и перегрузки в случаях, не предусмотренных Правилами; погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними дополнительные операции и услуги (крепления грузов, установка и снятие щитов, дверных заграждений, пакетирования грузов и т.д.). Ориентировочная стоимость всего чаще всего применяемых услуг приведена в Приложении 3 к комментарию.

В п. 27 раздела 1 Сборника приведены тарифы на сопровождение и охрану грузов личным составом и средствами ведомственной военизированной охраны на железнодорожном транспорте.

Раздел 2 Сборника содержит информацию о сборе за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов. В отличие от Прейскуранта сбор за подачу и уборку вагонов взимается за фактическое количество поданных и убранных вагонов за отчетную сутки. В случае, когда часть железнодорожной подъездной колеи находится на балансе железной дороги, а часть - на балансе предприятия, ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как средневзвешенная величина между ставками сборов, указанных в таблицах 1 и 2 раздела 2 Сборника в зависимости от расстояния подачи и уборки вагонов на подъездной колеи, которая находится на балансе предприятия, на балансе железной дороги, исходя из фактического количества поданных и убранных вагонов.

В этот же раздел включен сбор за обслуживание арендованных грузовых вагонов.