РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.12. ТАРИФЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Тарифные системы на перевозки грузов
На перевозки грузов железными дорогами Украины применяются две тарифные системы
- тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом во внутреннем
сообщении и экспортно-импортных поставках (Тарифное руководство №1) и тарифы
на транзитные перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Транзитные перевозки грузов по территории Украины осуществляются в соответствии с
«Тарифной политики железных дорог Украины на очередной фрахтовый год», разработанной на
основе Тарифной политики железнодорожных администраций стран СНГ, принимаемой на
каждый фрахтовый год согласно Тарифного соглашения железнодорожных
администраций и государств - участниц СНГ. Порядок применения Тарифной
политики рассмотрено ниже.
Для расчета платежей за перевозки грузов во внутреннем сообщении и
экспортно-импортные перевозки применяют «Сборник тарифов на перевозку
грузов железнодорожным транспортом» (Сборник).
Введение в действие с 1 января 2000 г. Сборника стало значительным шагом на пути
создание национальной тарифной системы на железнодорожном транспорте.
Следует отметить, что во время разработки этого Сборника использован ряд
основополагающих принципов Прейскуранта №10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные
перевозки» (Прейскурант), который утратил силу.
В основу тарифной системы Сборника, как и ранее действующего Прейскуранта, возложена
двоставочна модель тарифных схем относительно исходно конечных и двигательных операций.
В состав двигательных операций входят расходы, связанные с движением поездов,
включая их переформирования на сортировочных станциях, содержанием, обслуживанием
и ремонтом основных средств железных дорог, необходимых для осуществления перевозочного
процесса и т.д.
В начально-конечные операции включаются расходы, связанные с отправлением и
прибытием грузов, в том числе на оформление перевозочных документов, прием и
выдачу груза, подготовку вагонов под погрузку, подачу (уборку)
вагонов к фронтам погрузки и выгрузки на местах общего
пользования станций, формирование и расформирование поездов, содержание, ремонт и
амортизацию зданий, сооружений и устройств железнодорожного транспорта и др. на
станциях отправления и назначения.
Указанные тарифы рассчитаны по транспортно-технологическим принципам - они
дифференцированные по видам отправлений (повагонна, контейнерная, мелкая), типами
вагонов, их загрузки и принадлежности, особыми условиями перевозок
(скоропортящиеся, опасные, длинномерные, негабаритные грузы), расстоянием и
скоростью перевозок, а также другими факторами, влияющими на себестоимость перевозки.
В условиях государственного регулирования грузовых железнодорожных перевозок в 1997 г. было
введена дифференциация тарифов на перевозку грузов по принципу их
платежеспособности, то есть с учетом стоимости грузов и доли транспортной
составляющей по цене перевозимой продукции. В новом Сборнике сохранена
действующая дифференциация грузов по классам. К ним могут применяться
коэффициенты. Перераспределение грузов по классам и, так называемой внеклассной группой
может проводиться в связи с изменением их платежеспособности, а также исходя из
государственных экономических интересов.
По сравнению с ранее действующим Прейскурантом в Сборнике представлены значительно меньше тарифных
схем - 27, в Прейскуранте - 110. Стоимость перевозки при этом для большинства
грузов осталась на прежнем уровне (с учетом среднего коэффициента
индексации). Отдельные отклонения в направлении снижения стоимости перевозки и
незначительного повышения тарифов обусловлены в основном объединением схем.
Минимальное расстояние, за которое взимается плата за перевозку составляет 10 км; при
этом стоимость перевозки грузов на расстояние до 50 км снизилась примерно на
13%.
Без изменений в стоимостном выражении осталась схема 1, в соответствии с которой
взимается плата за перевозки грузов в универсальном подвижном составе
(крытые вагоны, полувагоны, платформы). До 73% всех грузов перевозится в
универсальном подвижном составе.
Тарифы на перевозку грузов в специализированном подвижном составе
(хопперы-цементовозы, зерновозы, котуновози, минераловозы, муковозы и др.)
рассчитывают по одной схеме - 3, в Прейскуранте для этой цели служили схемы
3-6. Такое сокращение привело к уменьшению стоимости перевозок в специализированных
вагонах общего парка железных дорог: зерна, окатышей в среднем на 3%;
кальцинированной соды, минеральных удобрений, рулонной стали, битума и других
грузов на 8%; муки, леса на 30%. В то же время стоимость перевозки
цемента, автомобилей на двухъярусных платформах повысилась в среднем на 5%.
Тарифы на перевозку скоропортящихся продовольственных грузов в групповом рефрижераторном
подвижном составе рассчитывают по схеме 4, раньше по схемам 9-11, что отразилось
на уменьшении стоимости перевозки овощей, картофеля, свежих фруктов, ягод. Не
изменилась стоимость перевозки соков, минеральной воды, консервов. На 5%
увеличилась стоимость перевозки мяса, рыбы, молока, яиц.
Новым в Сборнике есть и то, что перевозки грузов в автономных рефрижераторных
вагонах (АРВ) будет проводиться по одной схеме с вагонами-термосами, при этом
стоимость перевозки в АРВ уменьшится до 40% за вагон, для вагонов-термосов
увеличится до 2% за вагон и уменьшится на 2% за 1 тонну при загрузке
вагона свыше 60т. В соответствии с приказом Министерства транспорта от 17.12.99 г. №602
в течение первого полугодия 2000 г. расчет платежей за перевозки скоропортящихся
грузов и грузов, требующих поддержания температурного режима, в
рефрижераторных секциях Укррефтранса проводится по тарифам Сборника с
применением дополнительной скидки - 40%.
Без изменений в стоимостном выражении остались схемы 6-10 (ранее 19, 21, 23, 25,
27), по которым осуществляется перевозка наливных грузов в цистернах общего
парка железных дорог.
Перевозки грузов в контейнерах проводятся согласно схем 11-16 (ранее
93-104). Ставки для перевозки грузов в контейнерах рассчитаны на основе
формул, представленных в Прейскуранте и, таким образом, остались на прежнем уровне
(без учета среднего коэффициента индексации), за исключением перевозок в
контейнерах массой брутто 24 т, уменьшилась на 16% за счет объединения схем.
Перевозка грузов на транспортерах и негабаритных грузов осуществляются по
ставкам схем 19-26 (30-82 Прейскуранта). Большинство ставок осталось без изменений,
кроме перевозок грузов на 28-осных сочлененных транспортерах
грузоподъемностью 400т, 24-осных и 32-осных сцепных транспортерах с отдельным
локомотивом, на которые ставки снижены от 1 до 14% в зависимости от условий перевозок.
Плату за осуществление нового вида перевозок - трейлеров и контрейлерів
рассчитывают по схеме 20 (габаритный груз) Сборника. При осуществлении этого
вида перевозок на специализированных собственных (частных) или арендованных
платформах предоставляется скидка 30%.
Существенной особенностью Сборника является установление более льготных тарифных условий для
перевозки грузов в собственных и арендованных вагонах. Так, по сравнению с
Прейскуранту, стоимость перевозки грузов в универсальных вагонах снижена на
17,6%, в вагонах для окатышей и агломерата во внутригосударственном сообщении -
на 45,5%, в специализированных вагонах (зерновозы, минераловозы, битумовозы,
муковозы и др.) - на 12%, в
цистернах:
для нефти - на 29%; для спиртов и фенолов - на 10,6%, прочих наливных грузов -
на 12%. Стоимость перевозки в собственных цистернах сжиженных газов, скоропортящихся
грузов осталась без изменений.
В п. 26 раздела 1 Сборника включены Перечень видов перевозок, работ и услуг,
выполняемые железнодорожным транспортом по свободным тарифам (на основании
отдельных договоров). В этот Перечень входит 31 услуга, чаще всего из них
применяются следующие: оформление переадресовування грузов; подача и
уборка вагонов и контейнеров под погрузку или выгрузку на станции,
не открытые для грузовых операций, а также работы, связанные с приемкой,
выдачей, погрузкой и выгрузкой грузов на этих станциях; взвешивание и
проверка получателем (отправителем) массы грузов при приеме, выдаче и
перегрузки в случаях, не предусмотренных Правилами; погрузочно-разгрузочные
работы и связанные с ними дополнительные операции и услуги (крепления грузов,
установка и снятие щитов, дверных заграждений, пакетирования грузов и
т.д.). Ориентировочная стоимость всего чаще всего применяемых услуг
приведена в Приложении 3 к комментарию.
В п. 27 раздела 1 Сборника приведены тарифы на сопровождение и охрану грузов
личным составом и средствами ведомственной военизированной охраны на железнодорожном
транспорте.
Раздел 2 Сборника содержит информацию о сборе за дополнительные операции, связанные
с перевозкой грузов. В отличие от Прейскуранта сбор за подачу и
уборку вагонов взимается за фактическое количество поданных и убранных вагонов
за отчетную сутки. В случае, когда часть железнодорожной подъездной колеи находится
на балансе железной дороги, а часть - на балансе предприятия, ставка сбора за
подачу и уборку вагонов определяется как средневзвешенная величина между ставками
сборов, указанных в таблицах 1 и 2 раздела 2 Сборника в зависимости от расстояния
подачи и уборки вагонов на подъездной колеи, которая находится на балансе
предприятия, на балансе железной дороги, исходя из фактического количества поданных и
убранных вагонов.
В этот же раздел включен сбор за обслуживание арендованных грузовых
вагонов.