Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 115

Тема. Графики зависимости между величинами

 

Цель: закрепить знания учащихся о содержании понятия «график зависимости» и способ построения графиков движения и изменения температур; продолжить работу по выработке умений строить графики зависимости по данным таблицы соответствующих значений величин, а также умений «читать» построены графики зависимостей; отработать вычислительные навыки учащихся.

Тип урока: применение знаний, умений, навыков.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

Чтобы проверить, усвоили ли ученики материал предыдущего урока, им предлагаются задания для самостоятельного выполнения. Во время выполнения заданий учитель проверяет выборочно тетради.

Самостоятельная работа

Постройте график изменения температуры с полуночи до 12 часов по следующим данным:

Вариант 1

 

Время, ч

0

2

4

6

8

10

12

Температура, °С

-3

-5

-6

-4

0

2

7

 

Вариант 2

 

Время, ч

0

2

4

6

8

10

12

Температура, °С

2

0

-1

-3

1

5

7

 

@ Чтобы иметь возможность скорректировать возможные ошибки учащихся, для проверки правильности выполнения домашней работы вызываем двух учеников к откидной доски.

 

III. Воспроизведение знаний

Во время проверки правильности выполнения самостоятельной работы учащиеся повторяют алгоритм построения графика зависимости температуры от времени. Как дополнительные, можно предложить учащимся вопрос «График которых зависимостей (кроме изменения температуры) вы строили дома и на предыдущем уроке?» и задание на работу с координатной прямой.

На рисунке изображен фрагмент координатной прямой.

1)

а) Какие координаты имеют точки А, В, С?

б) Обозначьте на рисунке точки D(225), E(325), F(187,5).

2)

а) Какие координаты имеют точки А, В, С?

б) На рисунке постройте точки D(4,25), E(6,75), F.

IV. Дополнение знаний

1. Мотивация учебной деятельности

Дано таблицу наблюдения за изменением температуры в течение 11 ч.

 

Время, ч

0

2

4

6

8

10

12

Температура, °С

3

0

4

5

10

12

7

 

По таблице найдите:

а) Какой была температура в 6 ч; в полночь?

б) В котором часу температура была самой высокой? самой низкой?

Можно по таблице найти, какой была температура в 1-й; в 9 часов?

Когда температура была 6 °С? 8 °С?

Конечно, нет! Но в этом случае можно воспользоваться графиком!

2. Дополнение знаний

Задача 1. По представленному графику найдите:

а) Какая температура была в 7 часов?

б) В котором часу температура была 5 °С?

 

 

Решение

1) а) Какая температура была в 7 часов?

На оси абсцисс найдем число 7, а затем на графике найдем точку А с такой абсциссой (через точку 7 проведем прямую, перпен-дикулярну оси Ох до пересечения с графиком).

2) Найдем ординату т. А (на ось Оу из точки А опустим перпендикуляр на вот Оу). Итак, в 7 часов температура составляет 6 °С.

б) В котором часу температура была 5 °С?

1. На оси ординат найдем число 5, а затем на графике найдем точку В с такой ординатой (с точки 5 на ось Оу проводим перпендикулярно к Оу прямую, находим точку ее пересечения с графиком).

2. Найдем абсцису т. В (проведем перпендикуляр из точки В на ось Ох). Видим, что эта абсцисса 6.

Итак, в 6 часов температура воздуха была 7 °С.

Таким образом, графики зависимости температуры помогают не только «увидеть», как связаны изменения их величин, но и найти соответствующие их значения: а именно: 1) найти температуру в любой промежуток времени, в течение которого проводится наблюдение; 2) найти, в котором часу температура достигла определенной отметки.

Задача 2. Дан график движения автомобиля (см. рис).

 

1) На каком расстоянии от места выезда был автомобиль за 1 ч; 2,5 ч; 4 ч после начала движения?

2) За какое время автомобиль проехал 75 км? 100 км? 225 км?

3) Какое расстояние преодолел автомобиль за все время и сколько на это ушло времени?

Вывод. Следовательно, графики движения, как и графики других зависимостей, помогают решать задачи двух видов: 1) по известным значениям абсциссы (времени) найти соответствующее значение ординаты (пути); 2) по соответствующим значением ординаты (расстояния) найти абсцису (время). (Не забываем сначала определить масштаб.)

 

V. Отработка умений и навыков

@ Для плодотворной работы на уроке и охват работой как можно большего количества учащихся желательно заранее приготовить раздаточный материал в виде разнообразных графиков.

Задача 1. На рисунке 1 изображен график температуры воздуха.

 

 

1) Какая температура воздуха была в 17 ч? в 6 ч? в 12 ч?

2) В котором часу температура достигла по значки -4 °С? 0 °С? 2 °С?

3) В котором часу температура была самой низкой? наивысшей? (Определите)

4) Как менялась температура с 0 ч до 14 ч? с 14 ч до 24 ч?

5) Когда температура была выше 0? ниже 0?

6) в Течение какого времени температура уменьшалась? повышалась?

7) Как изменилась температура за промежуток времени с 6 ч до 14 ч? с 1 ч до 20 ч?

Задача 2. На рисунке изображен график движения велосипедиста.

 

а) На каком расстоянии от места отправления был велосипедист за 2 ч, 3 ч, 3,5 ч после начала движения?

б) Через сколько часов был на расстоянии 5 км, 15 км, 40 км от места отправления?

в) Какое расстояние всего преодолел велосипедист и за какое время?

г) 3 какой постоянной скоростью двигался велосипедист?

Дополнительная задача. Черные лебеди составляют 40 % всех белых и черных лебедей, живущих в заповеднике. Сколько черных лебедей живет в заповеднике, если белых лебедей на 21 больше, чем черных?

 

VI. Итог урока

Тестовые вопросы

Во время химического опыта температура раствора менялась, как показано на графике.

 

 

1. Какая из представленных чисел равна начальной температуре раствора?

1) 5°С; 2) 10°С; 3) 20°С; 4) 30°С.

2. Через какое время после начала опыта температура того самого раствора равнялась 20 °С?

1) 25 мин; 2) 34 мин; 3) 20 мин; 4) 15 мин.

3. Какой была температура раствора через 1 ч после начала опыта?

1) 15°; 2) 10°; 3) 20°; 4) 30°.

 

VII. Домашнее задание

По графикам, которые были построены в предыдущем домашнем задании, дать ответы на вопросы:

1. а) Какой была температура в 1-й, 5-й, 11-и часов?

б) В котором часу температура была -4°С? 2°С?

в) в Течение какого времени температура была выше 0°С ?

2. а) Какое расстояние преодолел пешеход по 3,5 ч; 1,5 ч; 3 ч 30 мин?

б) За какое время он преодолел расстояние 15 км; 27 км?

3. Пассажир пришел на станцию за 3 мин до отправления поезда. Если бы расстояние до станции была на 1 км меньше, то, двигаясь с той же скоростью, он пришел бы за 3 мин до отхода поезда. С какой скоростью двигался пассажир?