Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ - особая форма совместной деятельности людей для решения проблем - региональных, организационно-производственных, личных. В организационном плане Д. и. - это прежде всего групповая работа.

Игровые методы впервые применен военными при подготовке к боевым действиям (XVIII ст.). Сейчас под Д. и. понимают и новую отрасль деятельности и наук.-техн. знания, и имитационный эксперимент, как форму ролевого имитирование, и метод обучения. Любые Д. и. - экон., науч., аттестационные, исследовательско-апробуючі, несмотря на различия в конечной мечи, построении, правилах и т.п., имеют общее - информационную структуру, что обусловливает средства связи между их участниками. К обязательным атрибутам Д. и. относятся: наличие проблемы или задачи, предложенного для решения набор задач, проблемных ситуаций), условно-моделируемого объекта, воспроизводящий управленческую деятельность, общая цель группы игроков, распределение ролей между участниками, реализация ряда решений, существование конфликтной ситуации вследствие расхождения в интересах, наличие эмоционального напряжения, багатоальтернативність вариантов решений, система индивидуального или группового оценивания, условий соревнования и др.

Д. и. разделяют на три группы: учебные, которые применяют при подготовке или переподготовке кадров; производственные, необходимые для решения конкретных вопросов деятельности и развития отдельных организаций; исследовательские, проводимые при экспериментах в области управления и в экономике.

Учеб . игры в свою очередь делятся на: метод анализа конкретных ситуаций, когда игрокам предлагается определенная проблемная ситуация, вариант решения которой группа находит вместе; ролевые игры, когда каждому из игроков предоставляется собственная роль и методом проигрывания ситуации находится решение проблемы; имитационные игры, когда игроки получают одинаковую роль и каждый из них самостоятельно находит свой вариант решения проблемы.

Выделяют игры с компьютерным обеспечением и без него. Есть несколько поколений игр: деловые или имитационные и игры второго поколения (начатые в 50-х гг.) - игры открытого типа, или репрезентационные, - организационно - деятельностные и инновационные, в которых моделирование деятельности специалистов по решению проблемы управления происходит на основе реальной информации о ситуации, воспроизведения реальных особенностей деятельности участников, которую они осуществляют в собственных организациях Системы оценивания и "ряда решений" в таких играх Формируются нет игры третьего поколения - рефлексивно-ценностного управления, в котором пытаются объединить достижения и возможности игро-техники, имитационного моделирования с искусством, наукой, духовными ценностями человека.

Д. и. дают возможность экспериментировать с новыми и традиционными средствами деятельности, контролировать изменения, последствия решений, что трудно сделать в реальных социальных экспериментах. Д. и. имеют три типа результатов: новое содержание, новую информацию (идеи, проекты, программы, разработанные участниками игры); новую группу, общность (консолидация участников игры или носителей новой информации, нового содержания, навыков труда); "обновленную человека (как результат выявления стереотипов работы с участниками игры, выработка новых профессиональных и личностных качеств у "игроков").