Раздел 1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.2.6. Глобализация третичного сектора
Нынешняя международная торговля не ограничивается торговлей товарами, которые можно почувствовать и увидеть (каменный уголь, бананы, компьютеры и т.п.). Британский журнал Economist как-то писал, что услуга - это то, что в процессе купли - продажи не может упасть и ударить по ноге. Постоянно увеличивается торговля услугами, темпы роста которой превышают темпы роста международной товарной торговли. Третичный сектор охватывает консультационные услуги в области права и предпринимательства, аудита и бухгалтерии, рекламы, компьютерного дела. Архитекторы, врачи, программисты, бизнес-консультанты предоставляют на коммерческой основе свои услуги во всем мире. Важными составляющими третичного сектора является международный туризм, обучение иностранных студентов, финансовые услуги, развлекательный бизнес, изготовление аудио - и видеозаписей и т.д.
Существует ряд классификаций услуг, в частности классификации Всемирного банка, Всемирной организации торговли. Услуги могут разделяться на факторные и не факторные. Первые касаются международного движения факторов производства, вторые - остальных. Предоставление услуг часто происходит одновременно с продажей товаров или осуществлением инвестиций. Международная торговля услугами предполагает мобильность покупателя, продавца, одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер собственно услуги.
Сейчас крупнейшим экспортером услуг являются США. Американские фильмы, музыка, телепрограммы и т.д заполонили весь мир. Одной из важнейших статей экспорта США считается американская культура. Так, только на предоставлении образовательных услуг СЕЛА заработали в 1995 г. 10 млрд. долл. СЕЛА является и крупнейшим импортером продукции третичного сектора. Четыре крупнейшие киностудии США находятся в собственности иностранного капитала.
Объемы международной торговли услугами, которые отображаются в статистике платежных балансов, е заниженным. На начало 1990-х годов многие страны, в том числе больших, не подсчитывали торговлю услугами. Методология их подсчета имеет значительные различия среди стран мира.
В конце XX в. более половины стоимости экспорта услуг приходится на международный транспорт и международные частные и деловые путешествия. Развитые страны экспортировали 75 % мирового объема услуг, международные организации - 1 %, а развивающиеся страны - 24 %. На США приходилось 16,2 % мирового экспорта услуг, на Францию - 10,2 %, на Италию - 6,5 %, на Германию - 6,4 %, на Великобританию - 5,5 %, на Японию - 5 %.
Государства мира регулируют международную торговлю услугами путем установления ограничений на:
- торговлю услугами;
- создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний;